Вопросы для обсуждения
1. Вот одна из проблем общественной координации, о которой вы, быть может, захотите поразмышлять. Ежегодно миллионы американцев меняют место своего жительства, причем многие из них переезжают на большие расстояния, в новые и незнакомые районы. Каким образом все они находят место для жилья? Кто заботится о том, чтобы практически каждый человек или семья, переезжающие в новый штат, нашли кого-нибудь в этом штате, кто был бы готов им продать или сдать в аренду дом или квартиру, соответственно их вкусам и обстоятельствам? Кто следит за тем, чтобы в тех штатах, которые растут особенно быстро, новое строительство обеспечивало расширение жилого фонда с такой скоростью, которая соответствовала бы росту их населения?
2. Если у родителей один телевизор и трое детей, следует ли предоставлять право выбора программы тому ребенку, который более всего на этом настаивает? Каким образом родители делят между конкурирующими детьми клубнику за обедом? Если для родителей лучше разделить эти редкие блага в соответствии со своими представлениями о справедливости и порядке, то разве не лучше будет и для Министерства энергетики разделить редкие энергетические ресурсы между конкурирующими гражданами в соответствии со своим министерским чувством справедливости и порядка? В чем тут разница?
3. В этом учебнике утверждается, что система цен обеспечивает сотрудничество в обществе в значительной мере за счет упрощения процедуры выбора из имеющихся возможностей. Другая система, которая эффективно делает то же самое, - дорожный светофор. Справедливы ли светофоры? Учитывают ли они особые обстоятельства подъезжающих к ним водителей? Предпочли бы вы такую систему контроля за дорожным движением, которая всегда дает право проезда водителю с самым срочным делом?
4. Если бы распределение доходов было абсолютно равным, стали бы все покупать автомобили одинакового качества? Против кого осуществляют дискриминацию автомобильные цены? При равном распределении дохода стали бы все семьи одинакового размера приобретать или снимать жилую площадь, одинаковую по размеру и по качеству? Против кого осуществляет дискриминацию квартирная плата?
5. Когда федеральные регламенты по защите окружающей среды заставили ввести более жесткие ограничения на стоянку машин в Нью-Йорке, возросла плата за стоянку в гаражах. Почему? Руководитель управления по делам потребителей в Нью-Йорке призвал покончить с "бессовестно наживающимися" владельцами гаражей. Что произошло бы, если бы закон обязал понизить плату за стоянку в гараже?
6. Муниципалитет Сиэттла принял решение "дать передышку тем, кто паркует машины в центре города" в понедельник, 22 февраля 1982 г., т. к. многие из них опустили деньги в счетчики на стоянках в прошлый понедельник, являвшийся праздничным днем, когда они не были обязаны это делать. Действительно ли те, кто паркует машины в центре города, что-нибудь выиграли от "передышки" 22 февраля? Кто выиграл от этого решения, и кто проиграл?
7. Во время второй мировой войны был законодательно установлен потолок цен на многие блага. Каким образом они рационировали редкие блага?
8. Принадлежащие штатам колледжи и университеты устанавливают очень низкую плату за обучение. Каким образом они рационируют свои ограниченные возможности? Как вы думаете, кто выигрывает от такой системы? Почему профессура и администрация учебных заведений штатов может быть заинтересована в том, чтобы ограниченные возможности не рационировались посредством более высокой платы за обучение?
9. На многих городских автомагистралях не взимается плата за проезд в часы пик. Каким образом рационируется ограниченное пространство?
10. В университетских городках место для парковки машины часто продается по нулевой цене. Каким образом рационируется ограниченное пространство? Если университет берет 100 долл. в год в качестве платы за регистрацию автомобиля со всех имеющих их студентов, является ли эта плата средством рационирования ?
11. В письме редактору дается совет: "Если потребуется, бензин следует рационировать в соответствии с необходимостью - подлинной необходимостью". Каким образом лица, ответственные за рационирование, будут устанавливать подлинную необходимость?
12. Оцените следующие системы рационирования бензина с точки зрения их справедливости по отношению к семьям с одним автомобилем и семьям с несколькими автомобилями.
а) Владельцы автомобилей с номерным знаком, оканчивающимся нечетной цифрой, могут покупать бензин только по нечетным дням; владельцы автомобилей с номерным знаком, оканчивающимся четной цифрой, покупают бензин по четным дням.
б) Люди должны выбрать один день в неделю, когда их автомобиль не будет использоваться. Автомобилям приписываются номера (от 1 до 7), которые должны быть на них изображены. Полиция задерживает любой автомобиль, который эксплуатируется в запрещенный для него день.
в) Никому не разрешается покупать бензин по воскресеньям.
г) Никому не разрешается покупать бензин на сумму меньше 10 долл.
13. Путешествуя летом по западным штатам, вы чаще будете сталкиваться с нехваткой площадок в кемпингах, чем с нехваткой комнат в мотелях. Почему?
14. Когда мотели повышают свои цены "в сезонное время" и понижают их "в несезонное время", эксплуатируют ли они клиентов, или способствуют лучшему использованию ресурсов?
15. Правительство не вводило контроль за ценами на сахар в 1974 г., и цена за фунт повысилась примерно на 600%. Увеличила ли более высокая цена доступность сахара по сравнению с тем, что было бы при более низкой, контролируемой цене? Как вы думаете, имелся ли бы сахар в наличии на прилавках магазинов, если бы государство заморозило цены около исходного уровня? Куда бы он делся?
16. Как вы думаете, что произошло бы, если бы государство установило потолок цен на кофе в 1977, г., когда цена кофе увеличилась примерно на 400%? И что произошло бы, если бы оно установило контроль за ценами в 1978 г., когда примерно на столько же подорожал кочанный салат (lettuce)?
17. Если бы был установлен потолок цен в 1 долл. за килограмм клубники, где бы вы могли ее купить?
18. В мае 1979 г. по телетайпным каналам было передано сообщение, что один из футболистов команды "Сан Диего Чарджерс" настолько расстроился, стоя в очереди за бензином для своего "роллс-ройса", что купил бензоколонку. "Я купил ее также и для удобства своих друзей", - заявил Джонни Роджерс. Может ли контроль за ценами воспрепятствовать тому, чтобы богатые приобретали больше, чем бедные?
19. Одной из причин, по которой местные власти иногда устанавливают контроль за квартирной платой, является именно намерение воспрепятствовать тому, чтобы денежные цены рационировали ограниченную площадь жилого фонда. Достигает ли контроль поставленной цели? Как вы считаете, каким образом получилось так, что в большинстве квартир с контролируемой платой в Нью-Йорке проживают довольно богатые люди?
20. Предположим, Министерство обороны решило закрыть военную базу на побережье и передать землю частным лицам. Эта земля находится недалеко от густонаселенного района, и с расположенных на ней участков открываются прекрасные виды.
а) Если участки будут распределены посредством лотереи, кто в конечном итоге будет строить на них дома?
б) Очевидно, что одни участки гораздо привлекательнее других. Если они распределяются при помощи лотереи, будут ли более дорогие дома строиться на более привлекательных участках?
в) Отвечая на предыдущие вопросы, предполагали ли вы, что государство не устанавливает никаких ограничений на перепродажу? В чем была бы разница, если бы правила лотереи, под угрозой штрафа или конфискации, запрещали продавать выигранные участки в течение пяти лет после их приобретения?
г) Какое распределение участков справедливее: через лотерею, или по готовности платить?
21. Федеральному комитету по телерадиовещанию (ФКТ) необходимо каким-то образом распределять ограниченное количество лицензий на право телевещания для маломощных телевизионных станций. Всего подано 5000 конкурирующих заявок. Помогите комитету принять правильное решение, указав на основные недостатки и преимущества следующих систем. Лицензии предоставляются:
а) по самым высоким ценовым заявкам;
б) по квалификации претендентов;
в) посредством лотереи;
г) посредством лотереи, предусматривающей больше шансов тем группам, которые хуже всего представлены на телевещании, но при условии, что победители лотереи достаточно квалифицированны.
Можете ли вы понять, почему, после того как Конгресс велел использовать метод "г", ФКТ заявил, что не в состоянии придумать такую систему, которая была бы способна выдержать иски неудовлетворенных претендентов? #page#
22. Ежегодно штат Юта продает 27 лицензий на охоту на бизонов на территории в 1500 кв. миль. Плата составляет 200 долл. для жителей штата и 1000 долл. для остальных. Так как каждый год штат получает более тысячи заявок, он проводит лотерею для определения тех, кому достанутся 27 лицензий.
а) Как вы считаете, почему Юта не продаст лицензии тому, кто сделает самую высокую ценовую заявку?
б) Как вы думаете, следует ли разрешать тем, кто получит лицензию, перепродавать ее кому-нибудь другому?
в) К каким последствиям приведет свободная перепродажа лицензий после лотереи?
23. Популярный баскетбольный тренер призывает звезд школьного баскетбола не соглашаться на летнюю работу, работу для членов семьи и не принимать денежных сумм от университетов, т. к. это будет означать нарушение правил Национальной университетской спортивной ассоциации (НУСА). Последние резко ограничивают то, что университет может предложить спортсмену в качестве стимула для поступления. Знаменитый тренер призывает звезд школьного спорта не "продавать свои души".
а) Души или тела продают звезды школьного спорта?
б) Почему вербовщики университетов тайком предлагают большие денежные вознаграждения, чем позволяют правила НУСА?
в) Если вербовщики не могут предложить спортсменам-школьникам такую сумму денег, которая, по их мнению, соответствует их ценности, каким образом конкуренция за спортсменов повысит для университетов затраты на их приобретение?
24. В настоящее время в США число семейных пар, желающих взять приемных детей, заметно превосходит число предлагаемых детей. Можно ли назвать такую ситуацию дефицитом? Почему не повышается цена на приемного ребенка? По каким критериям приемные родители получают детей?
25. Если вдруг в ноябре предложение индеек окажется неожиданно маленьким, как вы думаете, возникнет ли дефицит индеек? Почему да или почему нет?
26. а) В настоящее время существует большая обеспокоенность растущим излишком преподавателей колледжей. Каким образом можно сократить этот излишек? Как вы думаете, произойдет ли это когда-нибудь? Почему да или почему нет?
б) Обратите внимание, что излишек преподавателей колледжей можно рассматривать как дефицит преподавательских вакансий в колледжах. Каким образом будет распределяться ограниченное предложение вакансий, если цене (жалованью преподавателей) не разрешается выполнять эту функцию?
27. Объясните, почему в 1974 г. так много людей было обеспокоено нехваткой продовольствия в мире, хотя всего за пять лет до этого правительства Австралии, Канады и Соединенных Штатов беспокоились об излишках? (В момент написания этих строк предметом беспокойства опять являются излишки.)
28. Самое большое число врачей на душу населения в 1985 г. было в штате Массачусетс; 277 врачей на 100.000 жителей. Самое низкое соотношение было в Айдахо: 107 врачей на 100.000 жителей. Был ли в Массачусетсе избыток врачей? Был ли дефицит в Айдахо? Может быть, в Массачусетсе люди сильнее нуждались в докторах, чем в Айдахо? Почему люди получали больше медицинских услуг (medical services) ("на душу населения") в штате Массачусетс, чем Айдахо, даже если жители Айдахо получали ровно столько же медицинской помощи (medical care) на душу населения, сколько и жители Массачусетса?
29. Подумайте о системе регистрации, при которой студентам устанавливается разная плата за обучение в разное время дня. При этом те, кто начинает занятия в 8 часов утра, платили бы меньше, чем начинающие в 10 часов. Одобрили бы вы такую систему? Почему колледжи не устанавливают более высокие цены за те часы, спрос на которые особенно велик? Студент, готовый заплатить приятелю 5 долл., чтобы тот постоял вместо него в очереди и занял место на 10-часовом занятии, может энергично протестовать, если его попросят платить дополнительные 3 долл. за 10-часовое занятие. Хотя 3 долл. позволяют ему теперь избавиться от очереди так же успешно, как раньше 5 долл. Если вы считаете разумной такую очевидно противоречивую реакцию, то как бы вы могли объяснить это противоречие?
30. В статье журнала "Энерджи" (т. 8, N 8—9, 1983) экономист Чарлз Лэйв писал:
"Быть может, одно из достоинств ценовых решений (price-oriented solutions) (в энергетическом секторе) заключается в том, что люди уже знают, как решать проблемы с помощью цен; существует непрерывная связь с прошлым. И, быть может, основным недостатком бюрократических решений является то, что они не обладают такой непрерывностью и заставляют вместо этого людей заучивать и понимать новые варианты поведения.
Мы колоссально недооцениваем сложность того, что нам привычно. Распределение и продажа бензина казалась тривиальной задачей до тех пор, пока правительство не попыталось само ее решать в 1973 и 1979 гг."
а) Может ли это как-то объяснить "противоречие", отмеченное в предыдущем вопросе, - что мы привыкли к бюрократическим решениям в системе образования?
б) Может ли выдвинутое Лэйвом предположение объяснить, почему едва ли будет введено что-либо похожее на обсуждавшуюся в тексте систему распределения ограниченного воздушного пространства? Потребует ли такая система резкого разрыва с привычными стереотипами поведения?
в) Каким образом сложные системы становятся привычными? Кто их вводит? Почему иногда кто-то пытается ввести новую и сложную систему для того, чтобы заменить старую и знакомую, но менее "эффективную"?
г) Каким образом установилось абсурдное размещение клавиш на пишущей машинке? Если уже было доказано, что существующая система (QWERTY) уступает упрощенной клавиатуре Дворака, почему QWERTY выжила? Почему она воспроизводит себя на клавиатуре компьютеров? (Поучительное обсуждение этой проблемы см. Paul David, "Clio and the Economics of QWERTY", American Economic Review, May 1985.).
31. Плакат в кафе гласит: "Пожалуйста, экономно расходуйте салфетки во время забастовки рабочих на бумажной фабрике" (paper strike). Предложите какие-нибудь способы, при помощи которых кафе могло бы сократить потребление бумажных салфеток, введя плату за пользование ими помимо той, что уже включена в цену обслуживания. Кто будет экономно расходовать салфетки, если кафе ограничится только вывешиванием такого плаката?
32. Почему рестораны применяют такие разные методы ценообразования на различные товары и услуги? Например, за салфетки обычно не берут никакой платы и позволяют клиентам использовать их столько, сколько они захотят. За напитки плата берется, но дополнительные порции предлагаются бесплатно или на льготных условиях. Что касается других товаров и услуг, клиенты платят установленную цену за каждую потребляемую единицу. Если ваш ответ заключается в том, что салфетки стоят не очень дорого, то объясните, почему магазины не позволяют своим клиентам бесплатно брать столько салфеток, сколько те пожелают? И почему кафе, как правило, берут плату за порцию масла, в то время как рестораны обычно бесплатно подают дополнительные порции масла по просьбе клиентов? Как можно объяснить эти различия?
33. Все посетители "Мертл Дайнер" говорят, что утром они выше ценят чашку кофе, чем рулет с корицей. Тем не менее каждое утро "Мертл" удается продать множество рулетов с корицей по 80 центов за штуку, в то время как кофе идет по 35 центов за чашку. Доказывает ли это, что посетители говорят неправду?
34. По данным, которые приводятся в статье экономиста Терри Андерсона в "Уолл-стрит джорнэл" от 30 сентября 1983 г., фермеры в Имперском ирригационном районе (ИИР), Калифорния, должны платить только 6,50 долл. за акро-фут воды, хотя налогоплательщикам это обходится в 350 долл.
а) На какое число - 6,50 долл. или 300 долл. - будут ориентироваться фермеры Имперской долины, решая вопрос о небольшом увеличении или уменьшении орошения?
б) Говорят ли эти числа о том, что на самом деле не имеет смысла производить ирригацию в Имперской долине?
в) Почему кто-либо станет платить 300 долл., чтобы поставить акро-фут воды покупателю, который оценивает его всего в 6,50 долл.?
г) Как вы думаете, каким образом выглядит кривая спроса на воду в ИИР? Что вы можете сказать об альтернативной стоимости поставок воды в ИИР?
35. Во многих городах теннисисты имеют возможность бронировать муниципальные корты, сделав в начале недели заказ по телефону. Что произойдет, если за бронирование не будет взиматься плата? Если вы думаете, что вы можете захотеть поиграть ближе к концу недели, станете ли вы бронировать корт? Что вы сделаете, если впоследствии у вас изменятся планы и вы решите не играть? Почему люди "транжирят" бесплатные блага? На кого ложатся затраты, обусловленные их расточительностью?
36. На приведенной диаграмме исходные данные из 10-го вопроса к 3-й главе воспроизведены в форме кривой альтернативной стоимости, или кривой предложения. В дополнение к этим данным приводится кривая спроса, которая показывает, сколько часов обучения купят студенты при различных ценах.
|
Рисунок 4В. Гипотетические кривые спроса и предложения для преподавания экономической науки |
а) Сколько придется платить студентам за час обучения экономической науке? Сколько часов они купят?
б) Альтернативная стоимость преподавания для Маркса была 3,99 долл. - столько он зарабатывал бы, подготавливая революцию. Если, зная об этом, вы попросите Маркса обучить вас за 5 долл. в час, он ответит, что для него ваше обучение стоит 8 долл. Прав ли он? Или пытается вас эксплуатировать?
в) Если Меррилл Линч предложит Рикардо работать полный рабочий день по ставке 13.99 долл. в час, то он больше не захочет преподавать 4 часа в день за 5 долл. в час. Как это отразится на цене преподавания?
г) Если спрос на услуги преподавателей удвоится (т. е. при каждой данной цене будет предъявляться спрос на вдвое большее количество часов), что произойдет с ценой на услуги преподавателей и с количеством часов?
д) Если спрос утроится, каковы будут цена и количество часов?
37. На диаграмме представлена гипотетическая кривая спроса на пшеницу, обозначенная буквой D, и агрегированные кривые альтернативной стоимости для всех фермеров, производящих пшеницу, обозначенные буквой S (предложение).
|
Рисунок 4С. Гипотетические кривые спроса и предложения пшеницы |
а) Почему цена на пшеницу будет стремиться к 2,50 долл.? Что произойдет, если цена будет 2,75 долл.? А если 2,25 долл.?
б) Предположим, что фермеры, производящие пшеницу, сумеют убедить правительство "поддерживать" ее цену на "справедливом" уровне в 3,75 долл. и покупать у них по 3,75 долл. за бушель всю пшеницу, которую они сами не смогут продать по этой или более высокой цене. Как это повлияет на общий спрос на пшеницу?
в) Сколько бушелей пшеницы правительству придется покупать и брать на хранение? (Почему оно не может просто купить пшеницу, а потом ее перепродать?) Правильно ли называть это количество излишком?
г) Что произойдет, при данных условиях спроса и предложения, если правительство велит фермерам продавать пшеницу по той цене, которую они могут получить на рынке, а затем получить государственную субсидию в 1,25 долл. за каждый проданный бушель? Какова будет цена пшеницы? Сколько бушелей будет продано?
д) Каковы будут затраты налогоплательщика на финансирование программы поддержки? А на финансирование системы субсидий? Существуют ли еще какие-нибудь преимущества одного метода помощи фермерам перед другим?
38. Несколько лет тому назад, отвечая на жалобы о нехватке одноцентовых монет, Казначейство США заявило, что одноцентовые монеты имелись бы в изобилии, если бы накапливающие их люди вернули эти монеты назад в обращение. Некоторые банки и деловые фирмы попытались извлечь одноцентовые монеты из запаса и пустить их в обращение, предлагая надбавку, например, 1,15 долл. за два "цилиндра" (roll). (В одном цилиндре - 50 одноцентовых монет.) Проанализируйте последствия осуществления этой идеи.
Как изменится величина спроса на одноцентовые монеты? Величина предложения? Насколько вероятно, что подобные меры облегчат проблему дефицита одноцентовых монет? (Будьте внимательны: чей спрос? и предложение кому?)
39. Дома и на работе есть множество приспособлений, сберегающих время, которых не было у наших бабушек и дедушек. Сделали ли эти приспособления время менее редким благом для нас, чем оно было для них? Чем определяется ценность времени для какого-нибудь человека? Что мы имеем в виду, когда говорим: "У меня нет на это времени"?
40. Часто ли встречается сегодня оспа? Является ли она редкой в экономическом смысле? В чем разница?
41. Последний вопрос для обсуждения приглашает вас вернуться к проблеме, поставленной в первом вопросе. Статья в "Уолл-стрит джорнэл" (3 января 1983 г.) была озаглавлена: "Нелегко поменять квартиру в Китае, где государство является единственным домовладельцем".
а) Действительно ли проблема связана с государственной собственностью? Или она связана с тем, что государство удерживает квартплату на очень низком уровне - примерно 3% месячного дохода среднего рабочего?
б) Если бы государство владело всеми жилищами в США и удерживало квартирную плату на уровне 50 долл. в месяц, как вы думаете, легко ли было бы найти жилье в новом городе, куда вы собирались переехать?
в) Ежегодно миллионы людей желают поменять место жительства. Китайское правительство содержит бюро по обмену жилплощади во всех основных городах. Почему такая система менее эффективна, чем система меняющихся цен?
- Пол Хейне экономический образ мышления
- Paul Heyne The Economic Way of Thinking Издательство: Новости "Catallaxy" 1997 г.
- Глава 1. Экономический образ мышления
- Глава 2. Субституты вокруг нас: понятие спроса
- Глава 3. Альтернативная стоимость и предложение благ
- 11. Повторим вкратце
- Глава 4. Спрос и предложение: процесс координации
- 15. Повторим вкратце
- Глава 5. Предельные затраты, необратимые затраты и экономические решения
- 13. Повторим вкратце
- Глава 6. Эффективность, обмен и сравнительное преимущество
- 12. Повторим вкратце
- Глава 7. Информация, посредники и спекулянты
- 10. Повторим вкратце
- Глава 8. Установление цен и проблема монополии
- 7. Повторим вкратце
- Глава 9. В поисках цены
- 15. Повторим вкратце
- Глава 10. Конкуренция и государственная политика
- 10. Повторим вкратце
- Глава 11. Прибыль
- 20. Повторим вкратце
- Глава 12. Распределение доходов
- 17. Повторим вкратце
- Глава 13. Загрязнение и конфликт прав собственности
- 21. Повторим вкратце
- Глава 14. Рынки и государство
- 20. Повторим вкратце
- Глава 15. Инфляция, спад, безработица: введение
- 16. Повторим вкратце
- Глава 16. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 12. Повторим вкратце
- Глава 17. Предложение денег
- 14. Повторим вкратце
- Глава 18. Теория совокупного спроса: монетаристкий и кейнсианский подходы
- 16. Повторим вкратце
- Глава 19. Фискальная и денежная политика
- 17. Повторим вкратце
- Глава 20. Взгляд со стороны предложения
- 15. Повторим вкратце
- Глава 21. Государственная политика и международный обмен
- 15. Повторим вкратце
- Глава 22. Инфляция, спады и политическая экономия
- 8. Повторим вкратце
- Глава 23. Границы экономической науки
- Предисловие к русскому изданию
- Предисловие
- Что нам нужно?
- Концепции и их применение
- Польза ограничений
- Один семестр или два?
- Изменения и благодарности
- Глава 1. Экономический образ мышления
- Распознавая порядок
- Важность общественного сотрудничества
- Как это происходит?
- Интеллектуальный инструмент
- Сотрудничество посредством взаимного приспособления
- Многое ли может объяснить экономическая теория?
- Предвзятость экономической теории
- Правила игры
- Предубеждения или выводы?
- Никакой теории - означает плохую теорию
- Вопросы для обсуждения
- Глава 2. Субституты вокруг нас: понятие спроса
- Затраты и субституты
- Понятие спроса
- Неправильные представления, обусловленные инфляцией
- Спрос и величина спроса
- Изобразим это на графике
- В чем заключается разница?
- Денежные затраты и другие затраты
- Кто нуждается в воде?
- Время работает на нас
- Ценовая эластичность спроса
- Размышляя об эластичности
- Эластичность и совокупная выручка
- Миф о вертикальном спросе
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 3. Альтернативная стоимость и предложение благ
- Затраты - это оценки
- Издержки производителя как стоимость альтернативы
- Примеры (case studies) стоимости альтернативы
- Затраты и действия
- Затраты на наемную армию
- Затраты и собственность
- Замечание о различных общественных системах
- Определяются ли цены издержками?
- Спрос и издержки
- Потребительская цена как стоимость альтернативы
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 4. Спрос и предложение: процесс координации
- Распределение поручений и призов
- Координирующая роль цен
- Стремление фиксировать цены
- В чем причина дефицитов?
- Редкость и конкуренция
- Конкуренция при фиксированных ценах
- Роль продавца в распределении
- Правильные и неправильные сигналы
- Существует ли система лучше?
- Инфляция и контроль за квартирной платой
- Излишки и редкость
- Поставщики, которые равнодушны к цене
- Ваш очень собственный аэропорт
- Цены, комитеты и диктаторы
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 5. Предельные затраты, необратимые затраты и экономические решения
- Решения на основе предельных величин
- "Необратимые затраты" не имеют значения
- История с поездкой в Лас-Вегас
- Решениями управляют предельные эффекты
- Затраты на езду на автомобиле
- Кто оплачивает необратимые затраты?
- Растущие затраты на медицинское обслуживание
- Затраты и страхование
- Затраты на лечение в больнице
- Издержки как обоснование
- Цена, затраты, и реакция поставщиков
- Еще одно замечание об альтернативных системах
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 6. Эффективность, обмен и сравнительное преимущество
- Технологическая эффективность?
- Эффективность и оценки
- Миф о материальном богатстве
- Торговля создает богатство
- Эффективность и стоимость утраченной альтернативы
- Эффективность и выигрыш от торговли
- Сравнительное преимущество в международной торговле
- Стремление к сравнительному преимуществу
- Разногласия по поводу ценностей
- Эффективность, ценность и права собственности
- Сравнительное преимущество: зонтик экономиста
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 7. Информация, посредники и спекулянты
- Агенты по продаже недвижимости являются производителями информации
- Уменьшение затрат на поиск
- Рынки создают информацию
- Информация и богатство
- Виды спекуляции
- Последствия спекуляции
- Закат доктрины "caveat emptor"
- Врачи и судебные дела о неправильном лечении
- Можно ли предоставить полную информацию (full disclosure)?
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 8. Установление цен и проблема монополии
- Кого можно назвать монополистом?
- Альтернативы, эластичность и рыночная власть
- Привилегии и ограничения
- Ценополучатели и ценоискатели
- Рынки ценополучателей и "оптимальное" размещение ресурсов (Resource Allocation)
- Еще раз о назначаемых ценах
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 9. В поисках цены
- Распространенная теория установления цен
- Познакомьтесь с Эдом Сайком
- Основное правило максимизации чистой выручки
- Понятие предельной выручки
- Почему предельная выручка меньше цены
- Установление предельной выручки, равной предельным издержкам
- А как насчет свободных мест?
- Дилемма ценового дискриминатора
- Колледж назначает цены
- Некоторые способы ценовой дискриминации
- Эд Сайк находит выход
- Негодование и разумное объяснение
- Цена обеда и цена ужина
- Еще раз о теории "издержки плюс надбавка"
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 10. Конкуренция и государственная политика
- Давление конкуренции
- Контроль за конкуренцией
- Двойственность государственной политики
- Что следует включать в издержки?
- "Хищники" и конкуренция
- "Антитрестовская" политика
- Интерпретации и применение
- Диапазон различных мнений
- На пути к оценкам
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 11. Прибыль
- Прибыль как "полная выручка минус полные издержки"
- Что следует включать в издержки?
- Почему выплачивается процент?
- Фактор риска в процентных ставках
- Неопределенность как источник прибыли
- Стремление к прибыли
- Это делает каждый
- "Упавшие с неба" прибыли и убытки
- Права собственности: знакомство с понятием
- Как мы должны рассматривать плоды, "упавшие с неба"?
- Ожидания и действия
- Ограничения конкуренции
- Конкуренция на других фронтах
- Конкуренция за ключевой ресурс
- Конкуренция и права собственности
- Приложение. Дисконтирование и сегодняшняя ценность
- До какой величины возрастет сегодняшняя сумма?
- Сегодняшняя ценность будущей суммы
- Сегодняшняя ценность годовых выплат
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 12. Распределение доходов
- Продавцы и покупатели
- Капитал и человеческие ресурсы
- Человеческий капитал и инвестиции
- Права собственности и доход
- Реальные, юридические и моральные права
- Ожидания и инвестиции
- Закон спроса и производительные услуги
- Люди или машины?
- Производный спрос на производительные ресурсы
- Спрос создает доходы
- Кто с кем конкурирует?
- Профсоюзы и конкуренция
- Доходы семей после второй мировой войны
- Обманчивая стабильность
- О перераспределении доходов
- Изменение правил и общественное сотрудничество
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 13. Загрязнение и конфликт прав собственности
- Определение загрязнения
- Разногласия и права собственности
- Сажа на подоконниках
- Нефть на пляже
- Анализ шума от аэропорта
- Конфликтные права
- Недостижимая цель
- Уменьшение загрязнения: первые шаги
- Уменьшение загрязнения посредством переговоров
- Уменьшение загрязнения посредством вынесения судебных решений
- Случай с жалующимся домовладельцем
- Важность прецедентов
- Проблема радикальных изменений
- Уменьшение загрязнения посредством законотворчества
- Физические ограничения на загрязнителей
- Еще один подход: налогообложение выбросов
- Проблема справедливости
- Обмен и эффективность контроля над загрязнением
- Прогресс и регресс в деятельности аоос
- Права и эффективность
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 14. Рынки и государство
- Частный или общественный?
- Конкуренция и индивидуализм
- Экономическая теория и действия государства
- Право использовать принуждение
- Необходимо ли государство?
- Как исключить неплательщиков
- Проблема безбилетника (The Free-Rider Problem)
- Положительные экстерналии и безбилетники
- Трансакционные издержки и принуждение
- Закон и порядок
- Национальная оборона
- Дороги и школы
- Перераспределение доходов
- Регулирование добровольного обмена
- Государство и общественные интересы
- Информация и демократические государства
- Интересы выборных должностных лиц
- Положительные экстерналии и государственная политика
- Как люди опознают общественные интересы?
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 15. Инфляция, спад, безработица: введение
- Денежные цены в долларах и реальная стоимость
- Неопределенность будущей ценности денег
- Реальные издержки инфляции
- Перераспределение богатства
- Издержки защиты
- Инфляция и социальные конфликты
- Что происходит во время спада?
- Когда безработица становится проблемой?
- Занятые, незанятые и безработные
- Решения, принимаемые на рынке рабочей силы
- Уровень безработицы и уровень занятости
- Загадка безработицы
- Издержки и решения
- Ожидания и реальность
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 16. Совокупный спрос и совокупное предложение
- Валовой национальный продукт
- Пределы использования статистики национальных счетов
- Номинальный и реальный валовой национальный продукт
- Дефлятор внп
- Спады и инфляция после 1950 г.
- Совокупное предложение и совокупный спрос: вводные замечания
- Теория совокупного спроса
- Совокупное предложение и совокупный спрос - некоторые сомнения
- Взаимозависимость совокупного предложения и совокупного спроса
- Первые сторонники концепции совокупного предложения
- Куда мы двинемся дальше?
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- 9. Табл. 16а и рис. 16а и 16в дают вам возможность познакомиться в самом общем виде с послевоенной экономической историей сша.
- Глава 17. Предложение денег
- Деньги как счетная единица
- Деньги как средство обращения
- Деньги как ликвидность
- Как деньги создают богатство
- Определение размеров денежной массы
- Выдача ссуд коммерческими банками и создание денег
- Центральный банк
- Банковские резервы как ограничитель создания новых денег
- Рассеивание избыточных резервов
- Инструменты, используемые фрс
- Кто же в действительности принимает решения?
- Почему банки должны держать резервы?
- А как же золото?
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 18. Теория совокупного спроса: монетаристкий и кейнсианский подходы
- Монетаристский подход: спрос на деньги
- Различия между запасами и потоками
- Зачем нужны денежные резервы?
- Фактические и желаемые денежные запасы
- Почему спрос на деньги может изменяться
- Насколько устойчив спрос на деньги?
- Великая депрессия
- Кейнс и "Общая теория"
- Порядок и беспорядок в экономических системах
- Источник нестабильности: инвестиции
- Являются ли колебания затухающими?
- Сомнения Кейнса
- Сбережения и экономический рост
- Со стороны спроса и со стороны предложения
- И вновь проблема координации
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 19. Фискальная и денежная политика
- Регулирование совокупного спроса
- Как финансировать дефицит
- Дефицит и эффект "вытеснения"
- Связь между фискальной и денежной политикой
- Необходимость правильно выбрать время
- Федеральный бюджет как инструмент политики
- Стабилизация или стимулирование?
- Автоматическая фискальная политика
- Выбор времени при денежной политике
- Разногласия вокруг денежной политики
- Общественное мнение и процентные ставки
- Надо ли было пробовать?
- Стабилизирующие факторы
- Дестабилизирующие факторы
- Достоинства и недостатки теорий, построенных на агрегатных показателях
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 20. Взгляд со стороны предложения
- Теория совокупного предложения в различных формах
- Популярность методов прямого контроля
- Инфляция издержек? Пример опек
- Шок со стороны предложения и реакция на него со стороны спроса
- Власть над рынком, безработица и инфляция
- Контроль над предложением
- Ожидания и предложение
- Кривая Филлипса: употребление и злоупотребление
- Сокращение безработицы с помощью иллюзий
- Стимулы предложения
- Отступление на тему о государственном долге
- Проблема вытеснения
- Решает или усложняет проблему повышение налоговых ставок?
- Другие трудности
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 21. Государственная политика и международный обмен
- Как ведется учет международных сделок
- Почему доходы всегда равняются расходам?
- Иностранные инвестиции в сша
- Что означает неравновесие платежного баланса?
- Напрасные поиски
- Валютные курсы и паритет покупательной способности
- Ожидания и валютные курсы
- Взлеты и падения доллара
- Бреттон-Вудская система
- Незапланированные последствия
- Фиксированные или плавающие валютные курсы?
- Частные интересы, национальные интересы, общественные интересы
- Нападки на принцип сравнительной выгоды
- Интересы производителей и национальные интересы
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 22. Инфляция, спады и политическая экономия
- Политическая ситуация
- Временной горизонт. Что сначала, а что потом?
- Дестабилизирующая политика стабилизации
- Безграничные дефициты
- Политическая экономия денежной политики
- Решения или правила
- Кто контролирует?
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 23. Границы экономической науки
- Что знают экономисты?
- За пределами экономической науки