logo
Пол Хейне_Экономический образ мышления

Издержки как обоснование

При экономическом анализе затрат особенно легко ошибиться человеку неподготовленному, т. к. у затрат обычно имеется не только экономический, но и этический, и политический аспекты. Многие люди, по-видимому, верят, что продавцы имеют право возместить свои издержки, не имеют права устанавливать цену, существенно превышающую издержки, и почти наверняка преследуют какие-то нечестные цели, если устанавливают цену ниже издержек. Такая система взглядов, в которой издержки выполняют функцию обоснования, проникла даже в наши законы. Например, законодательный контроль над ценами обычно допускает увеличение цены при повышении издержек, но не разрешает никакого роста цен, который не был бы обоснован более высокими издержками. Иностранные фирмы, продающие свою продукцию в Соединенных Штатах, могут быть наказаны за "демпинг", если государственное учреждение установит, что они продавали свою продукцию в этой стране по ценам "ниже издержек". В подобных обстоятельствах, когда издержки становятся оправданием, а не подлинной причиной решения, все утверждения относительно издержек следует подвергать особой проверке.

Согласно расхожим представлениям, цены должны быть тесно связаны с издержками, т. к. предполагается, что издержки представляют собой нечто реальное и неизбежное. Самые активные сторонники контроля за квартирной платой согласятся (по крайней мере, в принципе), что домовладельцам следует разрешить увеличивать квартирную плату, когда возрастает стоимость мазута для отопления. Они никогда не согласятся с тем, - если бы согласились, то не были бы и сторонниками контроля за квартирной платой, - что домовладельцам следует разрешить повышать квартирную плату просто потому, что спрос на квартиры увеличивается быстрее, чем предложение. Такое повышение, с их точки зрения, было бы "надувательством", "спекуляцией" или "сдиранием втридорога", т. к. оно не связано с издержками. Но такое увеличение квартплаты столь же прочно связано с издержками, как и при росте стоимости отопления. Когда растет спрос на арендуемые квартиры, жильцы предлагают большие цены, конкурируя друг с другом за имеющуюся площадь. Тем самым повышаются издержки домовладельца, связанные со сдачей квартиры данному жильцу. Та сумма, которую готов заплатить другой жилец за угловую квартиру на третьем этаже в Хилликрест Арме, является для домовладельца предельными издержками пребывания в этой квартире его нынешнего жильца. Кажется, что это не похоже на случай с мазутом, но на самом деле это не так. Затраты на мазут в конечном счете также определяются ценовыми заявками конкурирующих пользователей в их взаимосвязи с предложением поставщиков. Затраты всегда являются результатом действия спроса и предложения.

Когда вы сердитесь на мясника за высокие цены гамбургеров, он будет отрицать свою ответственность. Он скажет: "Они повышают мне издержки". Если вы захотите расследовать дело дальше, чтобы выяснить, кто такие "они" и почему "они" продолжают повышать издержки мясника, то в итоге обнаружите, что "они" - это "мы", те самые "мы", которые любят и покупают гамбургеры. Чтобы понять, каким образом это происходит, предположим, будто произошло внезапное и непредвиденное увеличение спроса на гамбургеры, быть может, из-за прекрасной летней погоды или возросшей тяги к пикникам на задних двориках. Первым следствием станет истощение запасов гамбургеров у мясников. Когда мясники увидят, что запасы гамбургеров упали, а спрос высок, они увеличат свои заказы на говядину (идущую на фарш). Когда это произойдет по всей стране, расфасовщики мяса также обнаружат, что у них сократились запасы говядины, и постараются купить больше скота. Но увеличение спроса на скот столкнется с довольно-таки неэластичной кривой предложения, и цена скота повысится. Когда вследствие этого расфасовщикам придется больше платить за скот, они увеличат цену мяснику, который затем может честно сказать, что "они повысили издержки", даже не подозревая, что эти самые "они" находятся перед ним, у прилавка, а не где-то там на оптовом рынке. Стоимость гамбургера в супермаркете определяется взаимодействием покупателей и поставщиков.