logo
Пол Хейне_Экономический образ мышления

Конкуренция за ключевой ресурс

Как только правительство пытается увеличить доход фермеров, занимающихся выращиванием пшеницы, и гарантирует им повышенную цену на их продукт, возрастает ценность земли, пригодной для выращивания пшеницы, и, соответственно, увеличивается ее цена. В результате фермерам-арендаторам приходится больше платить за аренду земли, а фермеры, пытающиеся купить участки, вынуждены будут платить больше, чтобы заполучить ее. Рост "прибылей" фермеров, выращивающих пшеницу, который должны были обеспечить правительственные меры, приводит к увеличению издержек на производство пшеницы через увеличение стоимости земли. Это произойдет, как только станет известно о мерах правительства. В выигрыше окажутся те, кто владел пригодной для выращивания пшеницы землей до того, как всем станет известно о намерениях правительства поддерживать закупочные цены на пшеницу.

Может ли кто-нибудь получить прибыль от любого вида деятельности, если нет хоть какой-то неопределенности?

Когда владельцы такси добиваются от местных властей ограничения количества такси, имеющих право работать в городе, обладание лицензией становится более ценным. Тогда конкуренция за лицензии поднимает их цену до тех пор, пока издержки на эксплуатацию такси - включая альтернативную стоимость приобретения или сохранения лицензии - не сравняются с выручкой от эксплуатации. Это не значит, что владельцы такси не получат выгод от своей лоббистской кампании. Те, кто обладали лицензией до того момента, когда принятия ограничительных мер стали ожидать многие, выиграли от увеличения ценности своих лицензий. Это увеличение представляет собой их прибыль, и именно на это они и рассчитывали, когда начинали свою лоббистскую кампанию. Но как только лоббистские усилия завершились успехом, эксплуатация такси станет дороже, поскольку каждому таксисту придется теперь для этого иметь дорогую лицензию.

Право вести телевизионную трансляцию в ультразвуковом диапазоне в большом городе - очень ценное право собственности. Если бы федеральная комиссия по связи (ФКС) предоставляла эти права тем, кто предложит за них наивысшую цену, правительство получило бы кругленькую сумму, а "прибыль" от использования телеканала стала бы деловыми издержками телекомпании. На самом же деле ФКС всегда предоставляла право использования определенных каналов бесплатно на основании довольно туманных критериев, связанных с достоинствами конкурирующих кандидатов и их обещаниями работать в будущем на благо общества. В результате кандидаты конкурируют путем найма юристов, бухгалтеров и всевозможных специалистов по связям с общественностью для воздействия на решение ФКС. В данном случае критическим ресурсом, создающим "прибыль", является решение ФКС, и конкуренция направлена на получение контроля над этим решением. "Прибыль" от получения телеканала по ходу дела трансформируется в издержки по оказанию политического давления.