logo
Пол Хейне_Экономический образ мышления

Кто с кем конкурирует?

Когда для увеличения своих доходов владельцы производительных ресурсов создают такие организации, как ОПЕК, они часто аргументируют это тем, что их ассоциация позволит им более эффективно конкурировать с покупателями предоставляемых ими услуг. Этот довод можно назвать ошибочным или нечестным, в зависимости от того, как расценить мотивы тех, кто его выдвигает. Совершенно очевидно, что покупатели не конкурируют с продавцами. Покупатели конкурируют друг с другом за то, что им предоставляют продавцы. Продавцы конкурируют с продавцами за покупателей. Конкуренция, для ликвидации которой была предназначена ОПЕК, это конкуренция между странами - экспортерами нефти. ОПЕК добилась успеха, поскольку смогла ограничить производство.

Покупатели могут попытаться сыграть в ту же игру. Здесь можно сослаться на уже использованный нами пример: договоренность между владельцами профессиональных спортивных команд не конкурировать за услуги спортсменов. Чтобы сделать такое соглашение действенным, они должны были дать исключительное право на услуги каждого конкретного спортсмена одному из владельцев. В этом и заключается цель "вербовки" ("draft"), которая проводится ассоциациями владельцев в основных видах профессионального спорта. Когда покупатели выступают с такой единой позицией, организация продавцов может быть действенным способом противостояния этой силе. Но целью ассоциаций продавцов в таких обстоятельствах будет возрождение конкуренции среди покупателей или уменьшение конкуренции среди продавцов, и их неверно было бы рассматривать как попытку более эффективно конкурировать с покупателями.

Покупатели предпочитают, чтобы у продавцов было 12, а не 11 игроков на площадке, потому что покупатели не конкурируют с продавцами.