Вопросы для обсуждения
1. Доход - это поток (flow) денежных поступлений в единицу времени: 240 долл. в неделю, или 30.000 долл. в год. Богатство - это запас (stock) активов: наличные деньги, акции, здания, орудия труда и т.д. Как доход и богатство связаны друг с другом?
а) Если вы имеете аннуитет, который будет приносить вам 10.000 долл. ежегодной ренты в течение следующих 20 лет, какова сегодняшняя ценность капитала, образующего эту ренту? На сколько этот капитал увеличивает ваше богатство?
б) Предположим, что вы имеете 100 акций новой перспективной компании, которая еще не начала выплачивать дивиденды и, возможно, не будет делать этого в течение нескольких лет. Эти акции продаются сейчас на Нью-Йоркской фондовой бирже по 50 долл. за штуку. Каким богатством вы располагаете, владея этими акциями? Если бы вы захотели превратить это богатство в доход, как бы вы могли это сделать? Примерно какой доход вы могли бы получать, не уменьшая размер вашего богатства?
в) Почему акции, о которых шла речь, будут покупаться по 50 долл. за штуку, если известно, что компания не собирается платить дивиденды в течение нескольких лет?
г) Автомобиль, находящийся в частной собственности, является богатством. Приносит ли он доход своему владельцу? В какой форме?
д) Чем определяется рыночная ценность дома, а следовательно, и его вклад в богатство владельца? Определяется ли ценность дома (богатства) ожидаемыми выгодами от проживания в нем (доходом)? Или же цена дома определяет величину дохода, получаемого от проживания в нем? Предположим, что некто ненавидит собственный дом, в котором живет, потому что из всех его окон открывается отвратительный вид на залив и горы. Уменьшит ли такая идиосинкразия доход от проживания в доме? Уменьшит ли она богатство, связанное с владением домом? Как мог бы повести себя владелец при таком несоответствии между доходом и богатством?
е) Является ли диплом инженера богатством? Чем определяется ценность такого диплома? Как мог бы инженер с новеньким дипломом, только приступающий к своей первой работе, превратить часть этого богатства в текущий доход для того, чтобы купить мебель для своей квартиры?
ж) Преуспевающий и имеющий много пациентов врач принимает решение уйти на пенсию и "продать свою практику", Что он на самом деле продаст? Чем будет определяться ценность продаваемого блага для потенциального покупателя?
з) Является ли ожидаемая в будущем пенсия частью богатства человека? Являются ли ожидаемые пособия по социальному обеспечению значительной частью богатства человека, которому исполнилось 65 лет?
2. В 1983 г. широкую известность получил судебный иск бывшей жены врача, которая потребовала, чтобы ей была выплачена половина ценности его медицинского диплома на том основании, что она помогала ему закончить медицинский колледж и по действующему в Калифорнии закону об общем имуществе имеет право на половину всего, чем они владели.
а) Адвокат врача настаивал па том, что образование не является собственностью и не может быть разделено на части, поскольку оно не имело ценности в то время, когда было получено. Если бы доктор внезапно умер сразу после получения диплома, его жене не досталось бы ни цента, заявил адвокат. Вы согласны с этим?
б) Предположим, что супружеская пара владела домом, который сгорел во время их развода. Какие меры люди предпринимают для того, чтобы защитить себя от случайного разрушения или какой-то иной утраты ценного материального имущества? Какие меры обычно предпринимают молодые врачи для того, чтобы обеспечить своим семьям большой доход, даже на случай своей внезапной смерти?
в) Адвокаты жены запросили 250.000 долл. в качестве ее доли в ценности медицинского образования ее бывшего мужа. Предположим, что медицинский диплом, по скромным оценкам, мог бы давать в течение 30 лет по 30.000 долл. в год дополнительно к тому, что врач получал бы без диплома. Поскольку эта сумма может увеличиваться, если в данный период будет инфляция, для вычисления сегодняшней ценности следует пользоваться не номинальной, а реальной ставкой процента. Согласились бы вы с адвокатами бывшей жены в их оценке того, что должно ей принадлежать? Какова сегодняшняя ценность половины ренты в 30.000 долл., рассчитанной на 30 лет при учетной ставке в 4%?
г) Врач заявил: "Я не думаю, что она имеет право на половину моего будущего". Его бывшая жена заявила: "Я должна получать прибыль на свои инвестиции в это общее предприятие". Супруги разошлись после 10 лет совместной жизни, во время которой она работала бухгалтером, а он закончил медицинский колледж и ординатуру. Как бы вы решили эту проблему?
3. В то время как пишутся эти строки, профессиональная баскетбольная команда "Нью-Йорк Никс" ведет переговоры о подписании контракта с Патриком Евингом, который в 1985 г. был назван лучшим среди игроков университетских команд. Если подписание контракта с Евингом увеличит продажу абонементов на матчи в два раза, Евинг добавит 3 млн. долл. к выручке "Никсов" только от продажи абонементов. Какова ценность Евинга для "Никсов"? Является ли эта ценность человеческим капиталом?
4. Если мужчина, окончивший среднюю школу, на протяжении своей жизни зарабатывает в среднем 900.000 долл., а мужчина, окончивший колледж, - в среднем 1.200.000 долл., то какова ценность продолжения образования в колледже для среднего мужчины? (Она должна быть меньше 300.000 долл., поскольку при оценке текущей ценности будущих доходов всегда следует делать скидку.)
5. Если женщина, окончившая среднюю школу, на протяжении своей жизни зарабатывает в среднем 400.000 долл., а с дипломом колледжа - 550.000 долл., то какова будет ценность диплома колледжа для средней женщины?
6. Пятый год обучения в колледже в среднем увеличивает заработок на протяжении жизни для мужчины на 9%, а для женщины - на 34%. Можете ли вы предложить какое-то разумное объяснение такой разницы в воздействии пятого года обучения в. колледже? (Данные в этом и в двух предыдущих пунктах приблизительно соответствуют оценкам Бюро переписей.)
7. Альфа и Бета - близнецы-двойняшки. Альфа идет на работу сразу после школы, поскольку считает, что четыре года в колледже - это целая вечность, а она хочет иметь спортивную машину. Бета уверена, что ее сестра поступает глупо; сама она намерена пойти в колледж, проучиться еще два года, чтобы получить ученую степень и затем начать зарабатывать столько денег, сколько Альфе и не снилось.
а) Почему тот факт, что доход Беты через 6 лет будет намного больше дохода Альфы, не обязательно означает, что Альфа приняла глупое решение с точки зрения получения денежного дохода?
б) Воспользовавшись таблицами гл. 11, сравните: 1) сегодняшнюю ценность ежегодного дохода в 20 тыс. долл., получаемого с 17 до 65 лет; 2) сегодняшнюю ценность дохода в 40 тыс, долл. в год, получаемого с 23 до 65 лет. Сравните эти суммы, исходя из ставки дисконта в 18% и затем из ставки в 6%.
в) Будет ли нерациональным для Альфы дисконтировать свой будущий доход по ставке в 18%? Для Беты - по ставке в 6%?
8. Должны ли студенты колледжей полностью оплачивать затраты на свое собственное образование?
а) Кто выигрывает от того, что человек получает образование в колледже?
б) Если только студенты с низкими доходами имеют право на субсидии для получения образования, то какой потолок вы установили бы для низких доходов?
в) Если образование - это инвестиции, предназначенные для обеспечения более высокого дохода в будущем, то почему люди, которые хотят долгие годы получать дорогостоящее образование, просто не занимают для этого деньги так, как это делают коммерческие фирмы для финансирования своих инвестиций?
9. Если телевизионные каналы принадлежат общественности, а не владельцам телевизионных станций, которым разрешено ими пользоваться, то почему продажная цена телевизионной станции часто бывает более чем в 10 раз выше затрат на замену всего оборудования, которое переходит из одних рук в другие при продаже? Что же продает предыдущий владелец?
10. Кто является собственником национальных парков? Правительство? Люди? Чиновники парковой службы Департамента внутренних дел? Что означает надпись, которая гласит: "Собственность правительства США. Не нарушать права владения"?
11. Посадочный талон на самолет дает вам право на место А у окна. Когда вы подходите к своему ряду, вы обнаруживаете, что на вашем месте сидит шестилетний ребенок. У него посадочный талон на место В. Вы просите его пересесть, но он говорит, что хочет смотреть в окно, и просит вас сесть на его место возле прохода. Поскольку вы тоже хотите смотреть в окно, вы зовете бортпроводника и объясняете ему ситуацию. Бортпроводник говорит: "Вы действительно хотите, чтобы я заставил этого маленького ребенка пересесть от окна?"
В данный момент, кто владеет местом А? Выделите в этом случае реальные, юридические и моральные права собственности.
12. В ответ на введение контроля за квартплатой домовладелец из Санта-Моники решил снести принадлежащее ему шестиквартирное здание. Однако муниципалитет не дал разрешения на снос, заявив, что интересы сохранения сдаваемого внаем жилья имеют приоритет над его правом уничтожить свою собственность. Верховный суд Калифорнии поддержал отказ Санта-Моники выдать разрешение на снос.
Кто является собственником этого дома? Выделите реальные, юридические и моральные права в этом случае.
13. "Программы помощи" ("entitlement programs") федерального правительства определяются как "программы, обеспечивающие выплату пособий лицам, чьи права на их получение устанавливаются законом". Поскольку эти права устанавливаются существующим законом, расходы по программам не утверждаются Конгрессом.
а) Можно ли сказать, что люди, охваченные программами помощи, получают доходы благодаря определенным правам собственности?
б) Критерии некоторых программ таковы, что люди не могут по своему выбору стать получателями пособий. Пример - пособия для лиц определенного возраста, или пособия ветеранам. В других программах используются критерии, которые могут быть предметом более или менее свободного выбора людей. Как вы считаете, будет ли закон спроса оказывать воздействие на темпы роста расходов по этой второй категории программ?
14. До 1977 г. национальная программа продовольственных талонов давала каждой семье, охваченной этой программой, определенное количество талонов ежемесячно, что позволяло приобретать необходимый минимум продуктов литания. Количество выдаваемых талонов зависело от размеров, но не от доходов семьи. Доходом, однако, определялась цена, которую семья должна была платить за талон: от нулевой - для самых бедных семей, до 85% полной стоимости талона - для семей с наибольшими доходами. В 1977 г. эта система была заменена другой, по которой количество предоставляемых талонов стало зависеть от дохода семьи, но талоны просто выдавались, а не продавались, как прежде. Основным доводом в пользу изменения, проведенного в 1977 г., было следующее: абсурдно, если не безнравственно, заставлять бедных людей платить за продовольственные талоны. Было ли это абсурдно? Каковы были последствия такой политики?
а) Предположим, семья, получающая 300 долл. в месяц, решает потратить 150 долл. на оплату жилья, 100 долл. на питание и 50 долл. на другие блага. После того ей выдают продовольственных талонов на сумму в 100 долл. Почему мы не можем предсказать, сколько эта семья в конце концов потратит в месяц на жилье, питание и другие блага? Какие возможности у нее имеются?
б) Если правительственные чиновники хотят, чтобы бедная семья непременно использовала свои продовольственные талоны на удвоение месячных расходов на питание, каким образом, ограничив выбор семьи, могут они добиться желаемого результата? (Допустим, что семья не продает талоны за деньги, что нередко случается, хотя это и незаконно.)
в) Станет ли семья жить лучше, если решит использовать продовольственные талоны вместо дохода, тратившегося ранее на питание, чтобы увеличить потребление других благ? Или же семью, следует заставить придерживаться структуры потребления, продиктованной правительственными чиновниками (и, очевидно, основанной на рекомендациях специалистов по питанию)?
г) Если правительство дает колледжам, принадлежащим церкви, крупные субсидии на улучшение научного образования, но не предоставляет фондов на улучшение религиозного образования, действительно ли правительство поддерживает науку, а не религию?
д) Если женщина жертвует деньги на проведение консультаций для алкоголиков в рамках общей благотворительной кампании, увеличатся ли в результате этого фонды, предназначенные для таких консультаций в ее собственной местности?
15. Часто можно услышать утверждение - над которым также часто смеются - что подоходные налоги ослабляют стимулы зарабатывать доходы.
а) Если бы от вас потребовали отдавать правительству 50% всех денежных доходов, которые вы зарабатываете летом, стали бы вы работать больше или меньше по сравнению с ситуацией, когда ваш доход не облагался налогом? Стали бы вы искать способы увеличить свой доход, не увеличивая при этом свой денежный доход или доход, облагаемый налогом ?
б) Каким образом предельная налоговая ставка (т. е. отношение дополнительных налогов к дополнительным доходам), равная 50%, повлияет на затраты врача, связанные с самостоятельным строительством собственного дома, по сравнению с затратами на найм подрядчика?
в) Незамужняя женщина с тремя детьми дошкольного возраста не работает, но получает 400 долл. в месяц в виде денежного пособия по социальному обеспечению плюс продовольственные талоны на 200 долл. в месяц и финансируемые государством медицинские услуги на 100 долл. в месяц. Ей предложена работа на 1000 долл. в месяц. Если она примет это предложение, она потеряет право на какие-либо денежные или натуральные пособия. Какова будет предельная ставка налога на ее заработок? Пошли бы вы на работу на ее месте?
16. В 70-е годы учителя начали сталкиваться с серьезной нехваткой рабочих мест после того, как долгие годы спрос на их услуги возрастал. В результате усилился интерес к организации профсоюзов. Что может дать учителям организация профсоюзов в условиях крайне неблагоприятного для них рынка рабочей силы? Кто скорее всего выиграет от этого? Кто пострадает?
17. "Фермеры, жалующиеся на то, что после сокращения программы брасеро <Брасеро (bгасего) - мексиканские сельскохозяйственные рабочие, временно приезжающие в США для уборки урожая. - Прим. ред.> они не могут найти достаточно сельскохозяйственных рабочих, просто неискренни", - сказал один из деятелей Объединенного профсоюза рабочих-упаковщиков.
"Около трети безработных в Лос-Анжелесе - в прошлом сельскохозяйственные рабочие, и фермеры могли бы их использовать, если бы сделали заработную плату и условия труда достаточно привлекательными". Думаете ли вы, что фермеры неискренни? Могли бы калифорнийские фермеры найти достаточно работников, если бы постарались? Объясните ваш ответ.
18. По одной из форм коллективного договора (closed shop), работодатели могут нанимать только рабочих, уже являющихся членами данного профсоюза. По другой (union shop) - работодатели могут нанимать кого угодно, но принятые на работу должны затем вступить в профсоюз. Как, вы считаете, эти две различные формы договоров будут влиять на заработную плату? На занятость? На дискриминацию профсоюзом представителей национальных меньшинств? Почему?
19. У преподавателей колледжей в США не было настоящего профсоюза. Почему же тогда в 60-е годы их средняя заработная плата так заметно возросла? Как преподаватели колледжей могли бы добиться еще большего повышения заработной платы за этот период, используя профсоюзную организацию? Почему некоторые преподаватели могут быть заинтересованы в законе, который запретил бы людям без докторской степени преподавать в колледже? Какими, по вашему мнению, были бы последствия, если бы в нескольких штатах был принят такой закон?
20. Отражает ли соотношение заработков преподавателей гуманитарных дисциплин и футбольных тренеров в ведущих университетах штатов соотношение ценности футбола и гуманитарных дисциплин? Отражает ли оно количество лет, которое преподаватели и тренеры должны затратить на получение образования? Количество часов, в течение которых они работают? Сложность или непривлекательность их работы? Почему футбольные тренеры получают настолько более высокую зарплату?
21. В Голландии правительство расходует около 50 млн. долл. в год на приобретение работ художников, которые не могут найти других покупателей. Большая часть этих произведений искусства оседает в складских помещениях - почти 500.000 единиц в 1982 г.
а) Как вы считаете, подобная программа повышает средние доходы художников?
б) Каким образом она может на деле понизить средние доходы художников?
22. В последние годы все большая часть переговоров о заработной плате между работодателями и профсоюзами стала завершаться заключением двухуровневых (two-tier) контрактов. "Старые" работники получают одну зарплату; вновь нанимаемые работники - гораздо меньшую зарплату.
а) Насколько такой контракт выгоден каждой из четырех следующих сторон: работодатели; "старые" работники; руководители профсоюза; новые работники?
б) Для какой из этих четырех групп такой двухуровневый контракт будет наименее выгодным впоследствии?
23. Повышает ли высокий уровень заработной платы в таких, имеющих сильные профсоюзы отраслях, как сталелитейная или автомобильная, общий уровень заработной платы в неохваченных профсоюзами отраслях с более низкой заработной платой? Если вы думаете, что повышает, то каким образом это происходит? Если контракты, требующие высокой заработной платы, сокращают число рабочих мест в отраслях, где она должна выплачиваться, то где находят работу люди, не вошедшие в профсоюзы?
24. Местное отделение профсоюза водопроводчиков в Форт-Лаудердейле, штат Флорида, несколько лет назад добровольно понизило на 45% почасовую ставку зарплаты для членов профсоюза, занятых на строительстве малоэтажных домов. Для занятых на строительстве многоэтажных зданий были сохранены более высокие ставки. Управляющий делами профсоюза сказал, что это делается в целях борьбы с инфляцией и оказания помощи домовладельцам. Как вы думаете, могло ли это быть сделано также потому, что в данной местности было достаточно водопроводчиков, которые соглашались работать за зарплату вдвое меньшую, чем требовал профсоюз? Как вы полагаете, почему профсоюз не понизил ставку также и для занятых на строительстве многоэтажных домов?
25. "Если бы у нас не было мощных профсоюзов, у нас был бы неограниченный рабочий день, низкая зарплата, детский труд, где это только возможно, "гонка" производства и вредные и опасные условия труда. Все эти пороки индустриальной системы были устранены рабочими, объединенными в профсоюзы и защищающими свой труд".
а) Согласны ли вы с этим утверждением из письма в газету?
б) Можете ли вы придумать способ проверки этого утверждения или какой-либо из его частей?
26. Автор письма в журнал недоумевает: "Что мы будем делать с растущим числом людей, теряющих работу из-за внедрения корпорациями новейших капиталоемких технологий?" - и спрашивает: "Для чего нужны эти технологии, если они скорее делают беднее, чем обогащают большинство из нас?"
а) Можете ли вы помочь автору письма найти ответ?
б) Доля американцев старше 16 лет, которые работали по найму на протяжении года, равнялась в 1964 г. 56,4%, в 1974 г. - 58,3% и в 1984 г. - 59,9%. Подтверждает ли эта тенденция мнение автора письма?
27. Известный газетный обозреватель, критикуя предложение понизить устанавливаемый федеральным правительством минимум заработной платы для подростков с 3,35 до 2,25 долл. в час, утверждал: "Любой работодатель, готовый сэкономить на чем угодно, предпочтет нанять работников на 85 центов в час дешевле, если у него будет такая возможность".
а) Если бы минимальная заработная плата для подростков была понижена на 85 центов, почему некоторые работодатели, "готовые сэкономить на чем угодно", не стали бы снижать зарплату работающим у них подросткам?
б) Почему так много работодателей платят подросткам (и другим) гораздо больше установленного минимума заработной платы даже в отсутствие договора с профсоюзами или какой-либо явной угрозы создания профсоюза?
в) Тот же обозреватель не согласен с тем, что снижение минимальной заработной платы для подростков увеличит количество доступных для них рабочих мест: "Закусочным "Макдональдс" необходимо Х работников, и, по видимому, именно таким и окажется число нанятых, независимо от того, какая будет зарплата". Согласны ли вы с этим? Как вы думаете, что произошло бы, если бы "Макдональдс" должен был платить своим работникам 7,70 долл. в час? Оказался бы Х постоянной величиной?
28. Какое влияние на каждую из следующих групп оказало бы существенное увеличение устанавливаемого законом минимума заработной платы?
а) Рабочие, входящие в профсоюзы.
б) Подростки.
в) Неквалифицированные рабочие.
29. "Сопоставимая ценность" ("comparative worth") - название движения, возникшего в 80-е годы, чтобы привести соотношение ставок заработной платы в соответствие с "истинной" ценностью трудовых услуг. Это движение находит поддержку главным образом среди тех, кто убежден, что женщины подвергаются незаслуженной дискриминации на рынке рабочей силы. Должности, на которых занято большинство из них (секретарши или медсестры, например), считаются "женскими должностями", и оплачиваются поэтому ниже их "сопоставимой ценности". Сопоставление здесь проводится с должностями, на которых обычно заняты мужчины.
а) Может ли работа иметь внутренне присущую ей ценность? Можете ли вы придумать какую-либо ситуацию, в которой ценность (worth) работы не определялась бы ее ценностью (value) для определенного лица в конкретных обстоятельствах?
б) Представьте себе клинику с 20 врачами, одной медсестрой и одним лаборантом. Разумно ли считать, что в такой ситуации дополнительная медсестра или дополнительный лаборант могли бы иметь большую ценность для клиники, чем дополнительный врач?
в) Стоимость или ценность, оказывающая влияние на решения, - это всегда предельная стоимость или ценность. Почему секретарша имеет большую ценность для экономического факультета, когда она работает одна, а не когда их восемь? Опишите ситуацию, в которой стоимость секретарши для экономического факультета была бы выше стоимости экономиста, вооруженного дипломом доктора наук.
г) Почему работодатель, следующий правилу максимизации, приведенному в гл. 9 (расширяй свою деятельность, если предельная выручка превышает предельные издержки, и сокращай ее, если предельные издержки превышают предельную выручку), будет стремиться платить каждому работнику зарплату, равную его предельной ценности? Что значило бы утверждение, что работодатель платит работникам меньше их предельной ценности?
30. Приведенный ниже график показывает предельную ценность медсестры и санитара для окружной клинической больницы.
|
Рисунок 12А. Предельная ценность медсестер и санитаров в окружной клинической больнице |
а) Почему для больницы ценность медсестры могла бы составить 80 долл. в час? Почему ценность санитара могла бы составить целых 30 долл. в час? Как вы думаете, если бы больница была вынуждена платить за услуги медсестры 75 долл. в час, стали бы ей поручать выносить утки, мерить температуру или подавать еду пациентам?
б) Теперь предположим, что санитары организованы в профсоюз и больница должна платить им 19 долл. в час. Сколько санитаров больница возьмет на работу? Какой будет предельная ценность санитара?
в) Предположим, что сестры не входят в профсоюз и что больница может нанять за 10 долл. в час сколько угодно медсестер. Сколько медсестер будет принято на работу? Какой будет предельная ценность медсестры?
г) Каким будет соотношение ценности санитара и медсестры в этой ситуации? Будет ли соотношение ценностей отражать важность выполняемой ими работы?
д) Станут ли в больницах использовать медсестер для выноса уток, если медсестру можно нанять за 10 долл. в час? Кого попросят выносить мусорные корзины - медсестер или санитаров, если санитарам нужно платить в два раза больше, чем медсестрам? Как вы полагаете, какие обязанности в больнице попросили бы выполнять санитаров, если бы им нужно было платить 29 долл. в час? Стала бы ценность услуг санитара в три раза больше ценности услуг медсестры?
31. Почему медсестры согласились бы работать, как это предполагалось в предыдущем пункте, всего за 10 долл. в час?
а) От каких факторов зависит кривая предложения услуг медсестер?
б) До последнего времени можно было получить квалификацию медсестры, закончив трехгодичные курсы обучения в клинике, имеющей право выдавать такие свидетельства. Теперь же, как правило, требуется, чтобы медсестры предварительно получили диплом бакалавра. Их не принимают учиться до тех пор, пока они не закончат курсы по неорганической и органической химии, микробиологии, математике, общественным наукам и языку. Увеличивают ли эти более жесткие требования ценность .дипломированных медсестер для их будущих нанимателей? Изменяют ли они кривую предложения медсестер? Отразится ли это на предельной ценности медсестер?
32. В вопросе 30 предполагалось, что профсоюз санитаров может добиться почасовой заработной платы в 19 долл.
а) Реально ли это с учетом всего того, что вы знаете о спросе и предложении услуг санитаров?
б) Что должен будет сделать профсоюз для сохранения зарплаты санитаров на уровне 19 долл. в час?
в) Почему профсоюзу электриков легче установить почасовую зарплату в 19 долл., чем профсоюзу санитаров?
г) Почему так мало машинисток и канцелярских работников объединено в профсоюзы?
д) Почему квалифицированные рабочие, которые, как правило, и так получают более высокую зарплату, обычно добиваются больших успехов в организации профсоюзов и повышении своей зарплаты, чем неквалифицированные рабочие?
33. Должны ли школьные учителя истории и английского получать столько же, сколько учителя естествознания и математики?
а) Предположим, что школьный округ платит всем учителям с одинаковым стажем одинаковую зарплату независимо от преподаваемого предмета, и это приводит к излишку учителей истории и английского и дефициту учителей естествознания и математики. Стало бы это причиной дифференциации зарплаты?
б) Как можно было бы решить проблему одновременного излишка и дефицита, не платя учителям естествознания и математики больше, чем учителям истории и английского?
в) Почему политика одинаковой заработной платы, по существу, явилась причиной дефицита учителей естествознания и математики и одновременного излишка учителей истории и английского во многих школьных округах? Какие факторы способствовали этому со стороны спроса? Со стороны предложения?
34. По данным Американской медицинской ассоциации, в последние годы средние доходы семейных врачей снижались, в то время как доходы врачей-специалистов росли. Лучше всего шли дела у хирургов, и сейчас их средние доходы почти в два раза выше, чем у терапевтов.
а) В значительной степени эта разница проистекает из давно установившейся разницы в страховых выплатах по различным медицинским услугам. Американское общество терапевтов утверждает, что ставки страховых выплат несправедливы. Что вы могли бы сказать о правомерности подобного утверждения? Каким будет справедливый способ определения относительной ценности удачной хирургической операции по сравнению с точным диагнозом и последующим эффективным лечением?
б) Хирурги оправдывают свои более высокие доходы тем, что они учатся на четыре года больше, чем терапевты. Оправдывают ли четыре дополнительных года обучения боле высокие доходы потому, что обучение стоит дорого, или потому, что дополнительные годы обучения расширяют знания и повышают квалификацию?
35. Обследование, проведенное во время спада 1980 г., показало, что в течение одного месяца прекратили существование 118.000 домашних хозяйств (households).
а) Почему спад может вызвать исчезновение домашних хозяйств? Что с ними происходит?
б) Что в результате произошло со средними доходами семьи?
36. В каждом из описываемых ниже случаев увеличение денежных доходов семьи переводит всех членов первоначальной семьи в категорию семей с более низкими доходами. Объясните, как это происходит. Означает ли это, что люди, о которых идет речь, начинают жить хуже? Какие важные вопросы возникают в связи с этим при анализе данных о доходах семей?
а) Пожилой супружеской паре, живущей вместе со своим женатым сыном, прибавляют пенсию, что позволяет им обзавестись собственной квартирой.
б) Муж и жена, которые постоянно ссорятся и продолжают жить вместе только потому, что не могут содержать два отдельных дома, получив повышения по службе и прибавки к зарплате расходятся с чувством большого облегчения и забирают с собой по одному ребенку.
в) Муж хирурга-ортопеда уходит с работы для того, чтобы вести домашнее хозяйство и лучше ухаживать за детьми, когда практика его жены начинает приносить очень высокий доход.
37. Как следует учитывать натуральные выдачи при исчислении доходов людей, получающих пособия по социальному обеспечению?
а) Разумно ли включать денежную ценность продовольственных талонов, льготной квартплаты и бесплатных школьных обедов в доход семьи, получающей пособия?
б) Каким образом это привело бы к преувеличению их доходов? (Подсказка: Что бы вы предпочли - тележку, полную покупок, которые за вас выбрал кто-то другой, или денежный эквивалент этих покупок?)
в) Пособия по болезни значительно повышают благосостояние многих пожилых американцев. Если пожилому человеку бесплатно делают операцию, которая стоит 5000 долл., должны ли мы считать, что его доход увеличивается на 5000 долл. ?
38. Мы часто встречаем выражение "пожилые люди с низкими доходами". Насколько бедны пожилые люди в Соединенных Штатах?
а) Почему соответствующая цифра в табл. 12С серьезно преуменьшает средний относительный доход людей старше 65 лет?
б) В 1982 г. только 8,5% всех пожилых людей, живущих в семьях, находились за официальной чертой бедности, по сравнению с 27% - в 1959 г. Каким образом, с вашей точки зрения, могло произойти это изменение?
в) Сколько вы можете перечислить льгот, которые получают люди старше 65 лет, но которые не увеличивают их денежных доходов?
39. Значительное число правительственных программ специально направлено на улучшение относительного положения групп с низкими доходами. Кроме того, экономическая политика правительства во многих других областях формулируется таким образом, чтобы не задеть интересы людей с низкими доходами. Оправданием такой политики обычно служит утверждение, что она способствует более справедливому распределению доходов.
а) Можете ли вы доказать утверждение, что распределение дохода, определяемое соотношением спроса и предложения, является справедливым? Можете ли вы доказать утверждение, что оно несправедливо?
б) Как бы вы определили справедливое (или несправедливое) распределение доходов?
в) Если предыдущий вопрос слишком сложен, возможно, вы могли бы определить: что есть более справедливое (или менее несправедливое) распределение доходов?
г) Существуют два общепринятых, но совершенно различных способа определения справедливости - с точки зрения правил, и с точки зрения результатов. Обычно мы определяем игру как справедливую (или честную) с точки зрения правил: были ли правила ясно сформулированы, известны и приняты до начала игры, и затем беспристрастно соблюдены? Конечный результат игры не служит для нас критерием ее справедливости. С другой стороны, мы склонны оценивать справедливость распределения еды, одежды и других благ между детьми в семье с точки зрения результатов: получает ли каждый ребенок равную долю, за исключением тех случаев, когда различия между детьми явно требуют неравных долей? Мало кто станет оценивать справедливость распределения доходов между детьми с точки зрения справедливости правил конкуренции за блага.
Какой из этих двух критериев больше подходит для оценки справедливости или несправедливости распределения доходов в таком обществе, как Соединенные Штаты?
40. Представьте, что у вас необъяснимое предубеждение против не-польских экспортеров маринованных огурцов и вы отказываетесь покупать маринованные огурцы, законсервированные не-поляками.
а) Как это предубеждение отразится на цене, которую вам придется платить за маринованные огурцы определенного качества?
б) Каким образом работодатель платит за любое из своих решений о дискриминации при приеме на работу на основе критерия, не имеющего отношения к способности выполнять работу?
в) В целом выгодна ли работодателям дискриминация цветных рабочих и женщин при приеме на работу? Кому это выгодно? #page#
- Пол Хейне экономический образ мышления
- Paul Heyne The Economic Way of Thinking Издательство: Новости "Catallaxy" 1997 г.
- Глава 1. Экономический образ мышления
- Глава 2. Субституты вокруг нас: понятие спроса
- Глава 3. Альтернативная стоимость и предложение благ
- 11. Повторим вкратце
- Глава 4. Спрос и предложение: процесс координации
- 15. Повторим вкратце
- Глава 5. Предельные затраты, необратимые затраты и экономические решения
- 13. Повторим вкратце
- Глава 6. Эффективность, обмен и сравнительное преимущество
- 12. Повторим вкратце
- Глава 7. Информация, посредники и спекулянты
- 10. Повторим вкратце
- Глава 8. Установление цен и проблема монополии
- 7. Повторим вкратце
- Глава 9. В поисках цены
- 15. Повторим вкратце
- Глава 10. Конкуренция и государственная политика
- 10. Повторим вкратце
- Глава 11. Прибыль
- 20. Повторим вкратце
- Глава 12. Распределение доходов
- 17. Повторим вкратце
- Глава 13. Загрязнение и конфликт прав собственности
- 21. Повторим вкратце
- Глава 14. Рынки и государство
- 20. Повторим вкратце
- Глава 15. Инфляция, спад, безработица: введение
- 16. Повторим вкратце
- Глава 16. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 12. Повторим вкратце
- Глава 17. Предложение денег
- 14. Повторим вкратце
- Глава 18. Теория совокупного спроса: монетаристкий и кейнсианский подходы
- 16. Повторим вкратце
- Глава 19. Фискальная и денежная политика
- 17. Повторим вкратце
- Глава 20. Взгляд со стороны предложения
- 15. Повторим вкратце
- Глава 21. Государственная политика и международный обмен
- 15. Повторим вкратце
- Глава 22. Инфляция, спады и политическая экономия
- 8. Повторим вкратце
- Глава 23. Границы экономической науки
- Предисловие к русскому изданию
- Предисловие
- Что нам нужно?
- Концепции и их применение
- Польза ограничений
- Один семестр или два?
- Изменения и благодарности
- Глава 1. Экономический образ мышления
- Распознавая порядок
- Важность общественного сотрудничества
- Как это происходит?
- Интеллектуальный инструмент
- Сотрудничество посредством взаимного приспособления
- Многое ли может объяснить экономическая теория?
- Предвзятость экономической теории
- Правила игры
- Предубеждения или выводы?
- Никакой теории - означает плохую теорию
- Вопросы для обсуждения
- Глава 2. Субституты вокруг нас: понятие спроса
- Затраты и субституты
- Понятие спроса
- Неправильные представления, обусловленные инфляцией
- Спрос и величина спроса
- Изобразим это на графике
- В чем заключается разница?
- Денежные затраты и другие затраты
- Кто нуждается в воде?
- Время работает на нас
- Ценовая эластичность спроса
- Размышляя об эластичности
- Эластичность и совокупная выручка
- Миф о вертикальном спросе
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 3. Альтернативная стоимость и предложение благ
- Затраты - это оценки
- Издержки производителя как стоимость альтернативы
- Примеры (case studies) стоимости альтернативы
- Затраты и действия
- Затраты на наемную армию
- Затраты и собственность
- Замечание о различных общественных системах
- Определяются ли цены издержками?
- Спрос и издержки
- Потребительская цена как стоимость альтернативы
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 4. Спрос и предложение: процесс координации
- Распределение поручений и призов
- Координирующая роль цен
- Стремление фиксировать цены
- В чем причина дефицитов?
- Редкость и конкуренция
- Конкуренция при фиксированных ценах
- Роль продавца в распределении
- Правильные и неправильные сигналы
- Существует ли система лучше?
- Инфляция и контроль за квартирной платой
- Излишки и редкость
- Поставщики, которые равнодушны к цене
- Ваш очень собственный аэропорт
- Цены, комитеты и диктаторы
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 5. Предельные затраты, необратимые затраты и экономические решения
- Решения на основе предельных величин
- "Необратимые затраты" не имеют значения
- История с поездкой в Лас-Вегас
- Решениями управляют предельные эффекты
- Затраты на езду на автомобиле
- Кто оплачивает необратимые затраты?
- Растущие затраты на медицинское обслуживание
- Затраты и страхование
- Затраты на лечение в больнице
- Издержки как обоснование
- Цена, затраты, и реакция поставщиков
- Еще одно замечание об альтернативных системах
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 6. Эффективность, обмен и сравнительное преимущество
- Технологическая эффективность?
- Эффективность и оценки
- Миф о материальном богатстве
- Торговля создает богатство
- Эффективность и стоимость утраченной альтернативы
- Эффективность и выигрыш от торговли
- Сравнительное преимущество в международной торговле
- Стремление к сравнительному преимуществу
- Разногласия по поводу ценностей
- Эффективность, ценность и права собственности
- Сравнительное преимущество: зонтик экономиста
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 7. Информация, посредники и спекулянты
- Агенты по продаже недвижимости являются производителями информации
- Уменьшение затрат на поиск
- Рынки создают информацию
- Информация и богатство
- Виды спекуляции
- Последствия спекуляции
- Закат доктрины "caveat emptor"
- Врачи и судебные дела о неправильном лечении
- Можно ли предоставить полную информацию (full disclosure)?
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 8. Установление цен и проблема монополии
- Кого можно назвать монополистом?
- Альтернативы, эластичность и рыночная власть
- Привилегии и ограничения
- Ценополучатели и ценоискатели
- Рынки ценополучателей и "оптимальное" размещение ресурсов (Resource Allocation)
- Еще раз о назначаемых ценах
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 9. В поисках цены
- Распространенная теория установления цен
- Познакомьтесь с Эдом Сайком
- Основное правило максимизации чистой выручки
- Понятие предельной выручки
- Почему предельная выручка меньше цены
- Установление предельной выручки, равной предельным издержкам
- А как насчет свободных мест?
- Дилемма ценового дискриминатора
- Колледж назначает цены
- Некоторые способы ценовой дискриминации
- Эд Сайк находит выход
- Негодование и разумное объяснение
- Цена обеда и цена ужина
- Еще раз о теории "издержки плюс надбавка"
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 10. Конкуренция и государственная политика
- Давление конкуренции
- Контроль за конкуренцией
- Двойственность государственной политики
- Что следует включать в издержки?
- "Хищники" и конкуренция
- "Антитрестовская" политика
- Интерпретации и применение
- Диапазон различных мнений
- На пути к оценкам
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 11. Прибыль
- Прибыль как "полная выручка минус полные издержки"
- Что следует включать в издержки?
- Почему выплачивается процент?
- Фактор риска в процентных ставках
- Неопределенность как источник прибыли
- Стремление к прибыли
- Это делает каждый
- "Упавшие с неба" прибыли и убытки
- Права собственности: знакомство с понятием
- Как мы должны рассматривать плоды, "упавшие с неба"?
- Ожидания и действия
- Ограничения конкуренции
- Конкуренция на других фронтах
- Конкуренция за ключевой ресурс
- Конкуренция и права собственности
- Приложение. Дисконтирование и сегодняшняя ценность
- До какой величины возрастет сегодняшняя сумма?
- Сегодняшняя ценность будущей суммы
- Сегодняшняя ценность годовых выплат
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 12. Распределение доходов
- Продавцы и покупатели
- Капитал и человеческие ресурсы
- Человеческий капитал и инвестиции
- Права собственности и доход
- Реальные, юридические и моральные права
- Ожидания и инвестиции
- Закон спроса и производительные услуги
- Люди или машины?
- Производный спрос на производительные ресурсы
- Спрос создает доходы
- Кто с кем конкурирует?
- Профсоюзы и конкуренция
- Доходы семей после второй мировой войны
- Обманчивая стабильность
- О перераспределении доходов
- Изменение правил и общественное сотрудничество
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 13. Загрязнение и конфликт прав собственности
- Определение загрязнения
- Разногласия и права собственности
- Сажа на подоконниках
- Нефть на пляже
- Анализ шума от аэропорта
- Конфликтные права
- Недостижимая цель
- Уменьшение загрязнения: первые шаги
- Уменьшение загрязнения посредством переговоров
- Уменьшение загрязнения посредством вынесения судебных решений
- Случай с жалующимся домовладельцем
- Важность прецедентов
- Проблема радикальных изменений
- Уменьшение загрязнения посредством законотворчества
- Физические ограничения на загрязнителей
- Еще один подход: налогообложение выбросов
- Проблема справедливости
- Обмен и эффективность контроля над загрязнением
- Прогресс и регресс в деятельности аоос
- Права и эффективность
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 14. Рынки и государство
- Частный или общественный?
- Конкуренция и индивидуализм
- Экономическая теория и действия государства
- Право использовать принуждение
- Необходимо ли государство?
- Как исключить неплательщиков
- Проблема безбилетника (The Free-Rider Problem)
- Положительные экстерналии и безбилетники
- Трансакционные издержки и принуждение
- Закон и порядок
- Национальная оборона
- Дороги и школы
- Перераспределение доходов
- Регулирование добровольного обмена
- Государство и общественные интересы
- Информация и демократические государства
- Интересы выборных должностных лиц
- Положительные экстерналии и государственная политика
- Как люди опознают общественные интересы?
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 15. Инфляция, спад, безработица: введение
- Денежные цены в долларах и реальная стоимость
- Неопределенность будущей ценности денег
- Реальные издержки инфляции
- Перераспределение богатства
- Издержки защиты
- Инфляция и социальные конфликты
- Что происходит во время спада?
- Когда безработица становится проблемой?
- Занятые, незанятые и безработные
- Решения, принимаемые на рынке рабочей силы
- Уровень безработицы и уровень занятости
- Загадка безработицы
- Издержки и решения
- Ожидания и реальность
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 16. Совокупный спрос и совокупное предложение
- Валовой национальный продукт
- Пределы использования статистики национальных счетов
- Номинальный и реальный валовой национальный продукт
- Дефлятор внп
- Спады и инфляция после 1950 г.
- Совокупное предложение и совокупный спрос: вводные замечания
- Теория совокупного спроса
- Совокупное предложение и совокупный спрос - некоторые сомнения
- Взаимозависимость совокупного предложения и совокупного спроса
- Первые сторонники концепции совокупного предложения
- Куда мы двинемся дальше?
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- 9. Табл. 16а и рис. 16а и 16в дают вам возможность познакомиться в самом общем виде с послевоенной экономической историей сша.
- Глава 17. Предложение денег
- Деньги как счетная единица
- Деньги как средство обращения
- Деньги как ликвидность
- Как деньги создают богатство
- Определение размеров денежной массы
- Выдача ссуд коммерческими банками и создание денег
- Центральный банк
- Банковские резервы как ограничитель создания новых денег
- Рассеивание избыточных резервов
- Инструменты, используемые фрс
- Кто же в действительности принимает решения?
- Почему банки должны держать резервы?
- А как же золото?
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 18. Теория совокупного спроса: монетаристкий и кейнсианский подходы
- Монетаристский подход: спрос на деньги
- Различия между запасами и потоками
- Зачем нужны денежные резервы?
- Фактические и желаемые денежные запасы
- Почему спрос на деньги может изменяться
- Насколько устойчив спрос на деньги?
- Великая депрессия
- Кейнс и "Общая теория"
- Порядок и беспорядок в экономических системах
- Источник нестабильности: инвестиции
- Являются ли колебания затухающими?
- Сомнения Кейнса
- Сбережения и экономический рост
- Со стороны спроса и со стороны предложения
- И вновь проблема координации
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 19. Фискальная и денежная политика
- Регулирование совокупного спроса
- Как финансировать дефицит
- Дефицит и эффект "вытеснения"
- Связь между фискальной и денежной политикой
- Необходимость правильно выбрать время
- Федеральный бюджет как инструмент политики
- Стабилизация или стимулирование?
- Автоматическая фискальная политика
- Выбор времени при денежной политике
- Разногласия вокруг денежной политики
- Общественное мнение и процентные ставки
- Надо ли было пробовать?
- Стабилизирующие факторы
- Дестабилизирующие факторы
- Достоинства и недостатки теорий, построенных на агрегатных показателях
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 20. Взгляд со стороны предложения
- Теория совокупного предложения в различных формах
- Популярность методов прямого контроля
- Инфляция издержек? Пример опек
- Шок со стороны предложения и реакция на него со стороны спроса
- Власть над рынком, безработица и инфляция
- Контроль над предложением
- Ожидания и предложение
- Кривая Филлипса: употребление и злоупотребление
- Сокращение безработицы с помощью иллюзий
- Стимулы предложения
- Отступление на тему о государственном долге
- Проблема вытеснения
- Решает или усложняет проблему повышение налоговых ставок?
- Другие трудности
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 21. Государственная политика и международный обмен
- Как ведется учет международных сделок
- Почему доходы всегда равняются расходам?
- Иностранные инвестиции в сша
- Что означает неравновесие платежного баланса?
- Напрасные поиски
- Валютные курсы и паритет покупательной способности
- Ожидания и валютные курсы
- Взлеты и падения доллара
- Бреттон-Вудская система
- Незапланированные последствия
- Фиксированные или плавающие валютные курсы?
- Частные интересы, национальные интересы, общественные интересы
- Нападки на принцип сравнительной выгоды
- Интересы производителей и национальные интересы
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 22. Инфляция, спады и политическая экономия
- Политическая ситуация
- Временной горизонт. Что сначала, а что потом?
- Дестабилизирующая политика стабилизации
- Безграничные дефициты
- Политическая экономия денежной политики
- Решения или правила
- Кто контролирует?
- Повторим вкратце
- Вопросы для обсуждения
- Глава 23. Границы экономической науки
- Что знают экономисты?
- За пределами экономической науки