logo
Пол Хейне_Экономический образ мышления

Поставщики, которые равнодушны к цене

Когда некоторое благо становится более редким, конкуренция между покупателями, как правило, приводит к повышению его цены. Обычно продавцы рады сотрудничать с покупателями в достижении этой цели, т. к. им выгодны более высокие цены. Но что произойдет, если некоторое благо станет более редким, а те, кто его поставляет, ничего не выиграют от повышения цены?

Хорошим примером может служить место на посадочных площадках некоторых наиболее загруженных аэропортов страны. По прогнозам федерального управления авиации (ФУА) (Federal Aviation Administration), к концу 80-х годов 23 аэропорта в США будут испытывать серьезные проблемы в связи с перегруженностью, а к концу века число таких аэропортов удвоится. Почему это происходит?

Увеличение спроса, даже большое и быстрое увеличение спроса, не обязательно вызывает дефицит. Яркий пример - отсутствие дефицита персональных компьютеров. Когда большее число людей хочет отправиться в полет, авиакомпании просто предлагают больше рейсов. Если необходимо, они нанимают больше людей и покупают больше самолетов. Конечно, на это им приходится тратить деньги, но авиакомпании с удовольствием идут на подобные расходы, т. к. рассчитывают, что дополнительная выручка перекроет дополнительные затраты.

Узкие места возникают в аэропортах, т. к. сами аэропорты и окружающее их воздушное пространство не находятся в частной собственности, и поэтому цены на их использование не служат средством получения прибыли. Дополнительные пассажиры, которые заставляют радостно биться сердца менеджеров авиалиний, приносят одну головную боль тем, кто управляет аэропортами, потому что "владельцы" аэропортов и окружающего их воздушного пространства не повышают цены, когда поставляемые ими блага становятся более редкими.