logo
Пол Хейне_Экономический образ мышления

Повторим вкратце

Разрыв между ценой блага и предельными затратами на его производство является источником потенциального преимущества. Конкуренция происходит в экономике по мере того, как люди определяют, где существуют такие различия, и стараются использовать их, заполняя этот разрыв дополнительными благами.

У конкуренции больше форм, чем мы можем перечислить, и обычно больше форм, чем могут предусмотреть и предотвратить конкуренты.

Поскольку конкуренция имеет тенденцию прераспределять доходы от поставки блага в пользу покупателей и других поставщиков, фирмы часто стараются заручиться государственной поддержкой в устранении конкурентов, нередко проявляя исключительную изобретательность и добиваясь великолепных успехов в софистике.

Фирмы часто обвиняют своих конкурентов, внутренних или зарубежных, в том, что они "торгуют по ценам ниже издержек", и обращаются к государству с призывами предотвратить такие "хищнические" действия. Большинство таких обвинений имеет смысл, только если в них идет речь об издержках на единицу продукции, которые не имеют отношения к тем решениям, против которых направлены обвинения. Они имеют иной смысл, если вспомнить, что продавцы, как правило, предпочитают меньше конкуренции.

Представлять государство Защитником конкуренции от Хищных монополий - означает, вероятно, выдавать желаемое за действительное. Федеральные, местные власти и власти штатов создали и сохраняют для многих фирм специальное привилегированное положение, в результате чего ограничивается конкуренция и сокращаются возможности потребителей.

Правильная и взвешенная оценка значительного числа законов, постановлений комиссий и юридических норм, которые составляют федеральную антитрестовскую политику, еще не опубликована.

Конкуренция - это процесс, в котором участвуют конкуренты. Очевидно, что не может быть конкуренции без конкурентов. Но людям не кажется столь же очевидным, что конкуренция также невозможна, если конкурентам запрещено предпринимать действия, целью которых является увеличение их доли на рынке.