logo
Пол Хейне_Экономический образ мышления

Вопросы для обсуждения

1. Перечислите несколько товаров и услуг, которые продаются только одним продавцом. Затем перечислите несколько близких заменителей этих благ. Насколько велика рыночная власть, которой обладают те единственные продавцы, которых вы назвали?

2. Является ли фирма монополией, если она издает единственную утреннюю газету в данном городе? А если она издает единственную ежедневную газету, утреннюю или вечернюю? Если она издает единственную ежедневную газету и ей принадлежит единственный в городе телевизионный канал? Каковы различные блага, которые поставляет ежедневная газета? С какими другими благами они конкурируют?

3. Обычно государство предоставляет компаниям, производящим электричество, исключительные права продажи электричества в определенном районе. Участвуют ли они в конкуренции с продавцами, торгующими чем-нибудь другим? Конкурируют ли они каким-либо образом с электрическими компаниями, которым отданы на откуп другие районы?

4. Является ли монополией Почтовая служба США?

5. Является ли монополией АМТРАК? Если вы захотите совершить путешествие на поезде между различными городами США, то, вероятно, выясните, что такие услуги предоставляет только АМТРАК. Почему, тем не менее, неверно было бы считать АМТРАК монополистом? Является ли "железнодорожная междугородная перевозка пассажиров" товаром, у которого нет хороших заменителей?

6. Благо, которое предлагают государственные школы в американских городах, многие обязаны потреблять согласно закону. Более того, поскольку конкурентам отказано в праве финансировать свою деятельность посредством налогов, им обычно приходится назначать более высокие цены, чем государственным школам. Являются ли монополистами системы государственных школ?

7. Закон запрещает торговлю некоторыми сельскохозяйственными товарами, такими, как табак и хмель, если они не выращены на земле, которую федеральное правительство определило для выращивания этих продуктов. Означает ли это, что фермеры, производящие табак и хмель, - монополисты? Являются ли они ценополучателями или ценоискателями?

8. Если монополии нежелательны, как, кажется, считают почти все, почему правительства так часто стараются защитить определенных продавцов от конкуренции, которая бы возникла, если бы в отрасль вошли дополнительные производители?

9. Каковы самые крупные из крупных монополий в Соединенных Штатах? Вот список десяти промышленных корпораций с наибольшим объемом продаж в 1984 г., приведенный журналом "Форчун" в номере от 29 апреля 1985 г.:

(1) Экссон

(6) Интернэшнл Бизнес Машинз

(2) Дженерал Моторз

(7) И. Ай. Дюпон де Немур

(3) Мобиль

(8) Америкэн Телефон энд Телеграф

(4) Форд Моторз

(9) Дженерал Электрик

(5) Тексако

(10) Стандард Ойл оф Индиана

Является ли объем продаж действительно наилучшим критерием размера корпорации? Какие корпорации были самыми крупными в соответствии с данными о стоимости принадлежащих им финансовых активов? Вот классификация "Форчуна" для 1984 г.:

(1) Дженерал Моторз

(6) Юнайтед Текнолоджиз

(2) Интернэшнл Бизнес Машинз

(7) Мобиль

(3) Форд Моторз

(8) И. Ай. Дюпон де Немур

(4) Америкэн Телефон энд Телеграф

(9) Экссон

(5) ИТТ

(10) Пепсико

Для некоторых целей более правильным показателем размера корпорации может быть получаемый чистый доход. Вот список из журнала "Форчун" десяти корпораций, получивших в 1984 г. самые высокие доходы:

(1) Интернэшнл Бизнес Машинз

(6) Дженерал Электрик

(2) Экссон

(7) Стэндард Ойл оф Индиана

(3) Дженерал Моторз

(8) ШеллОйл

(4) Форд Моторз

(9) Шеврон

(5) Крайслер

(10) Стэндард ойл оф Охайо

Совсем другая классификация появляется, если мы оценим размер корпорации в зависимости от числа работников:

(1) Дженерал Моторз

(6) Юнайтед Текнолоджиз

(2) Интернэшнл Бизнес Машинз

(7) Мобиль

(3) Форд Моторз

(8) И. Ай. Дюпон де Немур

(4) Америкэн Телефон энд Телеграф

(9) Экссон

(5) ИТТ

(10) Пепсико

10. Некоторые экономисты утверждали, что степень, в которой монополисты и олигополисты контролируют американскую экономику, можно оценить, рассматривая коэффициенты концентрации (concentration ratios) в различных отраслях. Эти коэффициенты, вычисляемые Бюро переписи (Bureau of the Census), отражают процент от общего объема продаж в различных отраслях, который приходится на 4 крупнейших, 8 крупнейших, 20 крупнейших, 50 крупнейших компаний в каждой отрасли. Ниже приводится таблица с коэффициентами для выбранных отраслей, вычисленными на основе данных промышленной переписи 1977 г. (the 1977 Census of Manufacturers), это самые свежие доступные данные.

Таблица 8А. Процент продаж, который приходится на крупные промышленные компании в США

Отрасль

на 4 крупнейших

на 8 крупнейших

на 20 крупнейших

на 50 крупнейших

1. Нефтепереработка

30%

53%

81%

94%

2. Производство двигателей и кузовов автомашин

93

99

99+

99 +

3. Доменные печи и заводы по производству стали

45

65

84

95

4. Авиастроение

59

81

99

99+

5. Мясокомбинаты

19

37

49

62

6. Молоко

18

28

43

60

7. Газеты

19

31

45

62

8. Лесопильная

17

23

36

49

9. Пластмассы и смолы

22

37

60

87

10. Мыло и моющие средства

59

71

82

89

11. Считается, что развитие железных дорог в середине девятнадцатого века значительно уменьшило рыночную власть многих американских промышленных фирм. Объясните, почему.

12. Часто можно прочитать, что "в отрасли действуют только три фирмы" (или пять фирм, или восемь фирм) и что это число слишком мало, чтобы конкуренция была эффективной. Как бы вы определили отрасль? Конкурируют ли между собой фирмы, принадлежащие (по какой бы то ни было классификации) к различным отраслям? Все ли фирмы из одной отрасли (по какой бы то ни было классификации) находятся в состоянии конкуренции?

13. Конкурируют ли вообще стальные фермы (балки), производимые для строительства мостов в Юте, с фермами, которые производят в Мэриленде? (Слово "вообще" обычно будет означать, что утверждение верно.) Можете ли вы придумать, каким образом изделия из дерева могут конкурировать со стальными балками?

14. Является ли колледж, в котором вы учитесь, ценоискателем? Насколько он свободен в установлении платы за обучение, которую вы вносите? Могут ли только что принятый первокурсник и старшекурсник, который вот-вот должен закончить колледж, ответить на этот вопрос по-разному? Пользуется ли ваш колледж какими-либо специальными привилегиями, предоставленными ему законом?

15. Те, кто использует термин "назначаемые цены", не относят к этой категории цены на продукты в бакалейной лавке. Тем не менее бакалейщики, конечно же, "назначают" цены. Могли бы вы предложить критерии для отличения "назначаемых" цен от "неназначаемых"?

16. В "Богатстве народов" Адам Смит написал следующее: "Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно… выжать из покупателей, или которые, как предполагается, они согласятся заплатить". Имеет ли это утверждение ясный и оправданный смысл или мы должны заключить, что даже основатель экономической науки иногда небрежно обращался со словами?

17. Количество приспособленных для жилья лодочных причалов в Сиэтле было ограничено по закону числом 440 после того, как в 1975 г. в городе был принят план по управлению береговой зоной (Shorline Management Plan). В настоящее время все причалы заняты лодками. Некоторые владельцы лодок, у которых нет собственных причалов, обратились к городским властям с просьбой установить контроль за арендной платой, которую по закону могут взимать владельцы причалов. Они заявили, что, поскольку число пустующих причалов равно нулю, их владельцы получили монополию и, следовательно, могут устанавливать такую высокую плату, какую пожелают.

Рисунок 8В. Гипотетические кривые спроса и предложения на причалы для лодок в Сиэтле

18. Рыночная власть - это не единственный вид власти, которой могут обладать и которую могут использовать деловые фирмы. Рыночная власть, как и любая другая, не обязательно зависят от размера фирмы. Вам, возможно, захочется подумать о природе, источниках и последствиях некоторых из типов власти, которые перечислены ниже, и о том, как они связаны (или не связаны) с рыночной властью. Типы власти:

А что бы вы сказали о власти, которой мысленно мы иногда наделяем других просто потому, что чувствуем себя бессильными? Верно ли, что у человека всегда есть власть вызывать или предотвращать нежелательные события? #page#