logo
Пол Хейне_Экономический образ мышления

Повторим вкратце

Возможность, о которой вы не знаете, на самом деле возможностью не является. Следовательно, информация - это ценный ресурс, обладание которым позволяет людям увеличивать свое богатство.

Информация является редким благом, производство которого, как правило, сопряжено с затратами. Лицо, эффективно принимающее решения, собирает дополнительную информацию лишь до тех пор, пока ожидаемые предельные выгоды выше предельных затрат.

Значительная часть экономической деятельности объясняется тем, что информация является редким благом. Посредник, которого столь часто и незаслуженно ругают, по большей части является специалистом по производству информации. Так же как брокер по торговле недвижимостью помогает потенциальным продавцам и покупателям найти друг друга, обычный розничный торговец дает покупателям информацию о предлагаемых производителями товарах и сводит между собой производителей и тех, кто нуждается в их продукции.

Распространенное представление о посреднике, как о ничего не производящем бандите на большой дороге торговли, проистекает из неверного предположения о бесплатности информации.

Каждый, кто принимает решение, не располагая полной информацией о будущих последствиях всех доступных вариантов, является спекулянтом. То есть каждый человек - спекулянт.

Если человек считает, что он знает больше других о соотношении между настоящей и будущей редкостью, то он захочет купить сегодня для того, чтобы продать завтра. Если он окажется прав, то он получит прибыль от своего превосходного предвидения, а также перенесет благо во времени из периода меньшей редкости в период большей редкости. Если он ошибется в своих предсказаниях, то благо будет ошибочно перенесено из периода большей редкости в период меньшей редкости, и он понесет наказание в виде личных убытков от своих операций.

Поскольку цены являются обобщающим показателем редкости, они несут важную информацию. Люди, чьи покупки и продажи формируют цены, производят полезную для других информацию.

Затраты на производство информации не для всех одинаковы. Люди будут специализироваться на производстве тех видов информации, в которых они обладают сравнительным преимуществом.

Тот, кто может переложить все затраты, связанные с ошибками, на других, имеет мало стимулов собирать информацию перед тем, как действовать. Тот, кто вынужден нести все затраты, связанные с ошибками, совершаемыми другими лицами, постарается уберечь их от этих ошибок. Предотвращение ошибок также связано с затратами, но люди, как правило, не придают большого значения чужим затратам.