logo
Пол Хейне_Экономический образ мышления

Редкость и конкуренция

Никто не бранит градусник за низкую температуру и не рассчитывает всерьез согреть дом в холодную погоду, поднося свечу к термометру. А вот высокие цены на некоторые редкие блага люди ругают часто и действуют так, будто бы редкость можно преодолеть, устанавливая контроль над ценой. Но это как раз и неверно.

Р едкость - это отношение между желательностью и наличием, или между спросом и предложением. Если в некотором обществе все боятся змей, то змеи могут встречаться нечасто, но они не будут редкими (в выше приведенном значении термина. - Прим. перев.). Если в другом обществе змеи ценятся как продукт питания, они могут встречаться достаточно часто, но, тем не менее, быть редкостью. Благо является редким, если люди не могут приобрести его в таком количестве, в каком хотели бы, не жертвуя при этом какой-либо другой ценностью.

Из этого сразу следует, что если благо является редким, его приходится распределять (рационировать). Иными словами, требуется установить некий критерий отбора претендентов и определять, кому из них сколько достанется. В качестве критерия может выступать возраст, умение убеждать, расторопность, общественное уважение, готовность платить, и едва ли не все что угодно. Для нашего общества характерно распределение редких благ на основе готовности платить деньги. Но иногда мы используем и другие критерии отбора.

К аждый год в Гарвардский университет (один из самых лучших и престижных университетов США. - Прим. перев.) поступает гораздо больше заявок, чем имеется мест на первом курсе (freshman class), так что Гарвард должен распределять эти редкие места. Он производит отбор на основе школьных оценок, результатов контрольных работ, рекомендаций и других критериев.

В любой момент времени президентом Соединенных Штатов может быть только один человек. Так как число людей, желающих занять этот пост, гораздо больше, мы выработали сложную систему отбора в виде съездов и выборов. Хотя и не вполне ясно, в чем именно состоят здесь критерии, система тем не менее работает. Каждые четыре года только один кандидат достигает цели.

Джо Колледж - самый популярный человек в студенческом городке, и все молодые женщины добиваются его благосклонности. Поэтому ему приходится распределять внимание, которое он уделяет своим поклонницам. Будет ли он руководствоваться критерием красоты, ума, доброты или чем-либо еще, ему так или иначе придется осуществлять отбор.

Но другой стороной отбора является конкуренция. Как только Гарвард объявит свои критерии, потенциальные первокурсники начнут соревноваться, чтобы как можно лучше им соответствовать. Оптимисты тщательно изучают критерии отбора президентов и начинают бороться на их основе задолго до выборов. Если женщины, желающие ходить на свидание с Джо Колледжем, верят, что главным критерием для него является красота, они будут конкурировать друг с другом, стараясь выглядеть красивее.

Совершенно очевидно, что конкуренция присуща не только капиталистическому обществу или обществу, использующему деньги. Это вывод фундаментальной важности: конкуренция есть следствие редкости, и от нее можно избавиться, только устранив редкость. Там, где есть редкость, должно происходить распределение. Распределение - это размещение в соответствии с некоторым критерием отбора. Конкуренция - это просто-напросто то, что происходит, когда люди стараются лучше соответствовать применяемому критерию.

Конечно, многое зависит от того, какой именно критерий используется. Если в обществе распределение осуществляется на основе готовности платить деньги, члены этого общества будут стараться заработать деньги. Если в качестве основного критерия используется физическая сила, члены такого общества будут заниматься культуризмом. И если лучшие колледжи и университеты будут использовать школьные оценки в качестве важного критерия отбора, школьники будут бороться за оценки. Они могли бы бороться за оценки и для приобретения других благ (статус среди одноклассников, похвалы учителей, возможность ездить на семейной машине), но странно, когда колледжи жалуются на то, что для некоторых школьников оценки становятся самоцелью, если их собственные критерии отбора способствуют превращению оценок в самоцель.