Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
Переход к современной системе научного знания об управлении связан, в первую очередь, с формированием нового инновационного общества, структурными сдвигами в экономике, определившими переход от стратегии преимущественно монодисциплинарного, предметного метода познания к проблемно-ориентированным. В результате ученые стали рассматривать организацию, которая живет и реагирует в постоянно изменяющихся условиях, как процесс возникновения и решения проблем. Особенно характерно это для инновационно ориентированных компаний, занимающихся созданием и выведением на рынок высокотехнологичных товаров и услуг, имеющих ограниченные управленческие ресурсы, небольшой опыт рыночной деятельности, нуждающихся в консультационном сопровождении своих бизнес-проектов.
Современный курс на модернизацию экономики страны требует не только создания и внедрения принципиально новых технологий и способов организации труда, он нуждается в «создании особого культурного и психологического климата. Это, собственно говоря, и есть путь инновационного развития. Под инновациями мы понимаем не копирование уже имеющихся образцов, а создание принципиально новых технологий. Они либо существенно улучшают те или иные полезные вещи, либо меняют фундаментально целые отрасли или сегменты социума - создают новые рынки, новую культуру производства, новый образ жизни, новые виды товаров и услуг»33.
Возвращаясь к проблеме функционирования малых и средних предприятий, действующих в сфере создания и промышленного освоения новых технологий, продуктов и услуг, можно с уверенность сказать, что они более, чем другие, испытывают на себе сложности модернизации. Обладая, несомненно, кадрами высокой квалификации в сфере НИОКР, возглавляемые признанными лидерами, способными увлечь последователей своими идеями, они не выстраивают внешних бизнес-процессов. Компетенции работы в рыночном пространстве этих компаний зачастую ограничиваются поиском инновационной идеи и доведением ее до опытного образца.
В этой связи актуальной является методологическая по характеру и прикладная по значению задача создания при поддержке ГК «Роснанотех»34 сети проектных офисов (наноцентров) на базе ведущих университетов и научных центров страны, способных активизировать процессы не только создания, но и трансфера новых технологий за счет инструментов бизнес-планирования и маркетингового консультирования инновационных предприятий35.
Главной их задачей является «создать инфраструктуру, среду для инновационной деятельности. То есть мы должны вырастить, прежде всего, ученых, изобретателей и специалистов, способных внедрять, коммерциализировать, продвигать открытия и изобретения. И в целом повысить престиж технического творчества. Сделать при поддержке государства наш бизнес восприимчивым к инновациям, основным заказчиком изобретений и новых идей»36.
Актуальность такого подхода определяется тем, что перед Россией стоит задача скорейшего формирования экономики инновационного типа и интеграции в мировой хозяйство на новых принципах, что возможно лишь при условии повышения конкурентоспособности отечественного производства за счет перехода к высокотехнологичным продуктам и услугам, характеризующимся высокой степенью переработки и добавленной стоимости, низкими удельными издержками, особыми инструментальными свойствами. Поэтому развитие национальной сети наноцентров, предназначенных для проведения исследований и последующего трансфера нанотехнологий в производственную среду, свидетельствует о реальных шагах по созданию точек роста и инновационных территориально-производственных кластеров.
Развитие нанотехнологических производств и связанных с ними направлений науки позволят решить следующие задачи:
а) в политической сфере - укрепление позиций России в группе государств-лидеров мирового развития; повышение ее рейтинга в международном разделении труда;
б) в экономике - изменение структуры валового внутреннего продукта в сторону увеличения доли наукоемкой продукции; повышение эффективности производства; переориентация российского экспорта с сырьевых ресурсов на конечную высокотехнологичную продукцию и услуги путем внедрения наноматериалов и нанотехнологий в технологические процессы российских предприятий;
в) в социальной сфере – создание новых рабочих мест, повышение доли высокотехнологичного труда.
Однако решение перечисленных задач связано с преодолением определенных барьеров для выхода на рынок, которые можно разделить на глобальные и специфичные для России37.
Глобальные барьеры:
- длительный период выведения продуктов на рынок;
- высокие технологические риски при неопределенных выгодах на старте работ;
- высокая себестоимость разработок и внедрения нанотехнологий;
- сложность масштабирования лабораторных результатов;
- сложность правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности;
- дефицит кадров.
Специфические барьеры для России:
- невозможность для малых и средних компаний получить кредит из-за низкой их залоговой стоимости, высокой стоимости кредитов, отсутствия институтов и инструментов финансирования сложных наукоемких проектов;
- риски утраты разработчиком прав на ноу-хау и передачи их инвестору в случае прямых инвестиций.
Особую сложность для проектов нанотехнологий представляют проблемы формирования спроса и системы стимулирования сбыта продуктов и услуг. В этой связи сеть проектных офисов (наноцентров) поможет решить следующие задачи:
- развитие потребности в продуктах и услугах в сфере нанотехнологий за счет применения эффективных маркетинговых коммуникаций формирования спроса, а также создание адкватной системы распределения продуктов/услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
- развитие предложения товаров/услуг в сфере нанотехнологий путем повышения привлекательности бизнеса для малых и средних предприятий за счет предоставления консалтинговых, маркетинговых и обучающих услуг;
- техническое развитие наноцентров за счет государственной поддержки (инвестиций «Роснанотех») в новейшее оборудование, необходимое для синтеза и диагностики нанопродуктов;
- сокращение дефицита кадров за счет создания на базе вузов целостной образовательной системы подготовки нового поколения исследователей, материаловедов и технологов, экономистов и маркетологов, обладающих компетенциями в сферах производства, трансфера, промышленного освоения и коммерческого использования нанотехнологий;
- развитие системы стандартизации и сертификации в наноиндустрии за счет организации независимой сертификационной службы для выработки стандартов, метрологии и сертификации, способной объективно оценивать качество нанопродуктов.
Эти задачи решаются за счет реализации следующих стратегий продвижения: 1) когнитивных, ориентированных на повышение известности наноцентров, знания о качественных характеристиках их продуктов/услуг; 2) поведенческих, побуждающих к пробным покупкам, к намерениям совершить покупку, осуществить повторные, постоянные покупки товаров /услуг наноцентра.
В заключении следует сказать, что российский рынок нанотехнологий (НТ) находится на начальном этапе своего становления, поскольку Россия обратила свое внимание на НТ-разработки на 7 – 10 лет позже, чем зарубежные страны. Основным фактором, негативно влияющим на развитие рынка НТ в России, является разрыв между научными разработками и их практическим внедрением в производство. Во многом здесь сказывается отсутствие у российских ученых опыта по коммерциализации своих изобретений. Россия сейчас значительно отстает от других развитых стран и по количеству патентов на НТ-разработки, и по их коммерциализации.
Реализация Проекта уже в ближайшие годы позволит:
- увеличить объемы производства выпускаемой и востребованной продукции НТ и достичь насыщения соответствующих рынков;
- продолжить разработку новых видов НТ-продукции, которые появятся на рынке через несколько лет, и довести их до промышленного производства;
- изменить структуру валового внутреннего продукта в сторону увеличения доли наукоемкой продукции;
- внести вклад в переориентацию российского экспорта с сырьевых ресурсов на конечную высокотехнологичную продукцию и услуги путем внедрения наноматериалов и нанотехнологий в технологические процессы российских предприятий;
- обеспечить экономическую и технологическую безопасность на базе широкого внедрения нанотехнологий в модернизацию используемого и создание нового, более эффективного оборудования;
- повысить качественные показатели жизни населения путем внедрения в производство систем медицинской диагностики, базирующихся на нанотехнологиях и предназначенных для раннего обнаружения тяжелых и хронических заболеваний;
- повысить уровень экологической безопасности и комфортности среды обитания за счет применения биотехнологий и наносистемной техники для мониторинга и защиты окружающей среды;
- создать новые рабочие места для высококвалифицированного персонала исследовательских центров и инновационных предприятий, создающих продукцию с использованием нанотехнологий;
- сформировать образовательную среду для подготовки кадров, занятых в высокотехнологичных отраслях;
- значительно увеличить налоговые поступления в региональный и местные бюджеты, сформировать новую современную инфраструктуру, внести существенный вклад в развитие экономической активности регионов, где реализуются проекты.
Венделев Д.Г., Харченко Е.В. *
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий