logo search
От Рисина Конференции / АКт

Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов

Переход к современной системе научного знания об управлении связан, в первую очередь, с формированием нового инновационного общества, структурными сдвигами в экономике, определившими переход от стратегии преимущественно монодисциплинарного, предметного метода познания к проблемно-ориентированным. В результате ученые стали рассматривать организацию, которая живет и реагирует в постоянно изменяющихся условиях, как процесс возникновения и решения проблем. Особенно характерно это для инновационно ориентированных компаний, занимающихся созданием и выведением на рынок высокотехнологичных товаров и услуг, имеющих ограниченные управленческие ресурсы, небольшой опыт рыночной деятельности, нуждающихся в консультационном сопровождении своих бизнес-проектов.

Современный курс на модернизацию экономики страны требует не только создания и внедрения принципиально новых технологий и способов организации труда, он нуждается в «создании особого культурного и психологического климата. Это, собственно говоря, и есть путь инновационного развития. Под инновациями мы понимаем не копирование уже имеющихся образцов, а создание принципиально новых технологий. Они либо существенно улучшают те или иные полезные вещи, либо меняют фундаментально целые отрасли или сегменты социума - создают новые рынки, новую культуру производства, новый образ жизни, новые виды товаров и услуг»33.

Возвращаясь к проблеме функционирования малых и средних предприятий, действующих в сфере создания и промышленного освоения новых технологий, продуктов и услуг, можно с уверенность сказать, что они более, чем другие, испытывают на себе сложности модернизации. Обладая, несомненно, кадрами высокой квалификации в сфере НИОКР, возглавляемые признанными лидерами, способными увлечь последователей своими идеями, они не выстраивают внешних бизнес-процессов. Компетенции работы в рыночном пространстве этих компаний зачастую ограничиваются поиском инновационной идеи и доведением ее до опытного образца.

В этой связи актуальной является методологическая по характеру и прикладная по значению задача создания при поддержке ГК «Роснанотех»34 сети проектных офисов (наноцентров) на базе ведущих университетов и научных центров страны, способных активизировать процессы не только создания, но и трансфера новых технологий за счет инструментов бизнес-планирования и маркетингового консультирования инновационных предприятий35.

Главной их задачей является «создать инфраструктуру, среду для инновационной деятельности. То есть мы должны вырастить, прежде всего, ученых, изобретателей и специалистов, способных внедрять, коммерциализировать, продвигать открытия и изобретения. И в целом повысить престиж технического творчества. Сделать при поддержке государства наш бизнес восприимчивым к инновациям, основным заказчиком изобретений и новых идей»36.

Актуальность такого подхода определяется тем, что перед Россией стоит задача скорейшего формирования экономики инновационного типа и интеграции в мировой хозяйство на новых принципах, что возможно лишь при условии повышения конкурентоспособности отечественного производства за счет перехода к высокотехнологичным продуктам и услугам, характеризующимся высокой степенью переработки и добавленной стоимости, низкими удельными издержками, особыми инструментальными свойствами. Поэтому развитие национальной сети наноцентров, предназначенных для проведения исследований и последующего трансфера нанотехнологий в производственную среду, свидетельствует о реальных шагах по созданию точек роста и инновационных территориально-производственных кластеров.

Развитие нанотехнологических производств и связанных с ними направлений науки позволят решить следующие задачи:

а) в политической сфере - укрепление позиций России в группе государств-лидеров мирового развития; повышение ее рейтинга в международном разделении труда;

б) в экономике - изменение структуры валового внутреннего продукта в сторону увеличения доли наукоемкой продукции; повышение эффективности производства; переориентация российского экспорта с сырьевых ресурсов на конечную высокотехнологичную продукцию и услуги путем внедрения наноматериалов и нанотехнологий в технологические процессы российских предприятий;

в) в социальной сфере – создание новых рабочих мест, повышение доли высокотехнологичного труда.

Однако решение перечисленных задач связано с преодолением определенных барьеров для выхода на рынок, которые можно разделить на глобальные и специфичные для России37.

Глобальные барьеры:

- длительный период выведения продуктов на рынок;

- высокие технологические риски при неопределенных выгодах на старте работ;

- высокая себестоимость разработок и внедрения нанотехнологий;

- сложность масштабирования лабораторных результатов;

- сложность правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности;

- дефицит кадров.

Специфические барьеры для России:

- невозможность для малых и средних компаний получить кредит из-за низкой их залоговой стоимости, высокой стоимости кредитов, отсутствия институтов и инструментов финансирования сложных наукоемких проектов;

- риски утраты разработчиком прав на ноу-хау и передачи их инвестору в случае прямых инвестиций.

Особую сложность для проектов нанотехнологий представляют проблемы формирования спроса и системы стимулирования сбыта продуктов и услуг. В этой связи сеть проектных офисов (наноцентров) поможет решить следующие задачи:

- развитие потребности в продуктах и услугах в сфере нанотехнологий за счет применения эффективных маркетинговых коммуникаций формирования спроса, а также создание адкватной системы распределения продуктов/услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

- развитие предложения товаров/услуг в сфере нанотехнологий путем повышения привлекательности бизнеса для малых и средних предприятий за счет предоставления консалтинговых, маркетинговых и обучающих услуг;

- техническое развитие наноцентров за счет государственной поддержки (инвестиций «Роснанотех») в новейшее оборудование, необходимое для синтеза и диагностики нанопродуктов;

- сокращение дефицита кадров за счет создания на базе вузов целостной образовательной системы подготовки нового поколения исследователей, материаловедов и технологов, экономистов и маркетологов, обладающих компетенциями в сферах производства, трансфера, промышленного освоения и коммерческого использования нанотехнологий;

- развитие системы стандартизации и сертификации в наноиндустрии за счет организации независимой сертификационной службы для выработки стандартов, метрологии и сертификации, способной объективно оценивать качество нанопродуктов.

Эти задачи решаются за счет реализации следующих стратегий продвижения: 1) когнитивных, ориентированных на повышение известности наноцентров, знания о качественных характеристиках их продуктов/услуг; 2) поведенческих, побуждающих к пробным покупкам, к намерениям совершить покупку, осуществить повторные, постоянные покупки товаров /услуг наноцентра.

В заключении следует сказать, что российский рынок нанотехнологий (НТ) находится на начальном этапе своего становления, поскольку Россия обратила свое внимание на НТ-разработки на 7 – 10 лет позже, чем зарубежные страны. Основным фактором, негативно влияющим на развитие рынка НТ в России, является разрыв между научными разработками и их практическим внедрением в производство. Во многом здесь сказывается отсутствие у российских ученых опыта по коммерциализации своих изобретений. Россия сейчас значительно отстает от других развитых стран и по количеству патентов на НТ-разработки, и по их коммерциализации.

Реализация Проекта уже в ближайшие годы позволит:

- увеличить объемы производства выпускаемой и востребованной продукции НТ и достичь насыщения соответствующих рынков;

- продолжить разработку новых видов НТ-продукции, которые появятся на рынке через несколько лет, и довести их до промышленного производства;

- изменить структуру валового внутреннего продукта в сторону увеличения доли наукоемкой продукции;

- внести вклад в переориентацию российского экспорта с сырьевых ресурсов на конечную высокотехнологичную продукцию и услуги путем внедрения наноматериалов и нанотехнологий в технологические процессы российских предприятий;

- обеспечить экономическую и технологическую безопасность на базе широкого внедрения нанотехнологий в модернизацию используемого и создание нового, более эффективного оборудования;

- повысить качественные показатели жизни населения путем внедрения в производство систем медицинской диагностики, базирующихся на нанотехнологиях и предназначенных для раннего обнаружения тяжелых и хронических заболеваний;

- повысить уровень экологической безопасности и комфортности среды обитания за счет применения биотехнологий и наносистемной техники для мониторинга и защиты окружающей среды;

- создать новые рабочие места для высококвалифицированного персонала исследовательских центров и инновационных предприятий, создающих продукцию с использованием нанотехнологий;

- сформировать образовательную среду для подготовки кадров, занятых в высокотехнологичных отраслях;

- значительно увеличить налоговые поступления в региональный и местные бюджеты, сформировать новую современную инфраструктуру, внести существенный вклад в развитие экономической активности регионов, где реализуются проекты.

Венделев Д.Г., Харченко Е.В. *