logo
От Рисина Конференции / АКт

Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики

В характеристике экономико-организационного обеспечения местной социально-экономической политики следует сосредоточиться, прежде всего, на формах и инструментах публично-частного партнерства, имеющего достаточно разнообразную объектную базу воздействия. Заметим, что благоприятные возможности для этого открывает Федеральный закон от 15 07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Названный Закон относит к концедентам, наряду с Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

В перечне объектов концессионных соглашений четко обозначены находящиеся ныне в муниципальной собственности системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма; объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и др.), автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры и др.

Обратим внимание на условия концессионных сделок, учитывающие интересы местного самоуправления:

- осуществление за счет концессионера качественных изменений в муниципальной недвижимости на основе внедрения новых технологий, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием;

- запрет передачи концессионером объекта соглашения в залог, возложение на него рисков случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения, обязанности застраховать объект концессионного соглашения за свой счет;

- закрепление за концедентом исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения;

- конкурсная основа выбора концессионера и критерии его выбора (сроки создания и (или) реконструкции объекта; технико-экономические показатели объекта; объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; размер концессионной платы и др.).

Обратим внимание и на диспозитивные нормы этого Закона, учитывающие интересы концедента (муниципального образования, представляющего его интересы органа местного самоуправления). Они, например, определяют возможные условия концессионного соглашения, к которым отнесены:

- объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

- порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги и надбавок к ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

- объем инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;

- срок сдачи в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения с установленными концессионным соглашением технико-экономическими показателями;

- обязательства концессионера по реализации производимых товаров, выполнению работ, оказанию услуг на внутреннем рынке в течение срока, установленного концессионным соглашением;

- обязательства концессионера по реализации производимых товаров, выполнению работ, оказанию услуг по регулируемым ценам (тарифам) и в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам);

- обязательства концессионера по предоставлению потребителям установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льгот, в том числе льгот по оплате товаров, работ, услуг.

Как видим, социально-экономический потенциал концессионных соглашений позволяет использовать их для решения достаточно широкого перечня задач. В их числе: модернизация жилищно-коммунального хозяйства; обновление инженерных сетей; улучшение качества муниципальных дорог; повышение доступности и качества общественных товаров, финансируемых муниципалитетами (образование, медицина и др.); снижение асимметрии в возможностях разных категорий населения удовлетворять потребности в общественных товарах (например, в снабжении питьевой водой, теплоснабжении и др.).

В позиционировании экономико-организационного обеспечения, востребованного в процессах формирования и развития бизнес-сетей, обратимся к обоснованию, предложенному И. Рисиным и Е. Бородкиной. По их мнению, состав форм и инструментов государственной поддержки участников кластеров, функционирующих в ракетно-космическом и электронном комплексах, производстве систем и средств связи, должен включать:

- налоговые льготы, инвестиционные налоговые кредиты, субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам банков, дополняющие финансовые ресурсы, поступающие по федеральной целевой программе «Реформирование оборонно-промышленного комплекса РФ»;

- гранты на научно-технические разработки, финансируемые из бюджета развития субъекта РФ;

- бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, сопряженные с частными инвестициями 32.

В целом, поддерживая эту позицию, считаем необходимым дополнить состав инструментов, которые могут быть использованы государственными и местными органами для инициирования процессов кластеризации и поддержки созданных кластеров.

В их числе, прежде всего, отметим инфраструктурное обеспечение инвестиционных проектов, реализуемых на территории местного сообщества. Власти могут сосредоточить усилия на инженерной подготовке участков, выделяемых под производственные нужды бизнес-сетей.

Органы местного самоуправления должны обеспечить дебюрократизированную процедуру отвода муниципальных земель под реализацию перспективных для города инвестиционных проектов.

Региональная власть может либо финансировать из бюджета создание необходимой инфраструктуры на отведенных под проекты земельных участках, либо, наоборот, выкупать у девелопера построенные им инфраструктурные объекты, а затем передавать на льготных условиях участникам бизнес-сетей, реализующих перспективные для региона, муниципального образования проекты, связанные, например, с организацией экспортоориентированного или импортозамещающего производства, освоением принципиально новых видов продукции и др.

Важной формой экономической поддержки бизнес-сетей может выступать размещение государством и муниципалитетом заказов на производимую ими продукцию или услуги.

В ряде случаев возможно использование таких инструментов, как аренда объектов муниципальной недвижимости, передаваемой вузам (в т.ч. частным) или бизнесу для расширения площадей, используемых для увеличения числа рабочих мест, наращивания производства конкурентоспособной продукции (услуг).

В экономико-организационном обеспечении местной политики важную роль призваны играть методы и инструменты, посредством которых местные органы передают объекты муниципальной собственности в хозяйственное использование частным лицам.

Кроме того, компаративный анализ современной экономической практики позволяет следующим образом определить необходимые дополнения действующей практики управления местным развитием:

- трастовое управление муниципальным имуществом. Полагаем, что такой инструмент может быть использован, прежде всего, в управлении долями (паями) муниципалитетов в капитале хозяйственных обществ;

- франчайзинг, при котором частному предпринимателю предоставляет­ся привилегия на право пользования муниципальной собственностью для производства товаров (услуг), которым традиционно занимаются муниципальные учреждения и предприятия (уборка и утилизация мусора, озеленение, благоустройство городских парков, скверов и др.). Поскольку большинство из них являются убыточными, или малорентабельными, имеет смысл в формировании конкурентной среды и отборе субъектов, способных расширить объем и улучшить качество названных видов товаров и услуг.

Мордвинцев А.И.