Согласование контура стратегического управления регионом
Формирование эффективной системы управления в условиях развития рыночных отношений и становления рыночных институтов в России невозможно без активной позиции органов государственной власти, выполняющих ряд функций, которые способствуют обеспечению социально-экономического развития и ускорения трансформационных процессов. В частности, это касается разработки и реализации, социально-экономических стратегий развития страны в целом, отдельных регионов и муниципальных образований, выступающих в качестве инструментов консолидации общества. Особая роль в разработке и реализации таких стратегий развития принадлежит региональным органам власти и органам местного самоуправления. Регионы имеют важное значение с позиции определения стратегических целей и интересов развития.
Основными инструментами определения роли субъекта федерации в федеративных и международных отношениях, стратегических целей являются процессы выработки концепций и стратегий социально-экономического развития, основанные на использовании программно-целевого подхода и методов долго- и среднесрочного прогнозирования макроэкономических процессов.
На современном этапе социально-экономического развития России в целом и ее регионов разработка методологии и исследования отдельных вопросов в области стратегического управления и планирования развития территорий являются наиболее актуальными. В результате формирования многоукладной экономики, все увеличивающейся динамики процессов во внешней среде на ведущие позиции выходят проблемы организации системного стратегического управления и мониторинга социально-экономических процессов. Сегодня необходимо развитие и совершенствование системы долгосрочного планирования и управления на основе методов и подходов стратегического менеджмента, согласования общественных интересов.
До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако, сегодня многие руководители пришли к выводу о том, что стратегический менеджмент является не роскошью, а реальным средством достижения поставленных целей, позволяющим сделать компанию (или регион) более успешными во всех отношениях.
Учитывая то, что целью стратегического планирования является обеспечение максимально эффективного управления как всем регионом, так и отдельными отраслями для достижения необходимых целей при воздействии множества внешних факторов, следует учитывать, что при стратегическом планировании в управлении исходная посылка о том, что будущее должно быть лучше прошлого и что его можно предвидеть, исключается. В ходе создания стратегии управления одно из важнейших мест занимает развернутый анализ ситуации, посредством которого выявляются цели и перспективы развития отрасли.
При разработке стратегии необходимо помнить, что она должна быть согласована «изнутри». То есть добиваться следует в первую очередь не обеспечения абсолютной правильности намеченного пути, а того, чтобы разработанная стратегия была обязательно согласована с менеджерами, на которых потом будут возложены функции по ее реализации.
Далее необходимо разобраться в чем состоит суть процесса стратегического управления. Весь этот процесс можно условно разбить на три основных этапа, представленных на рисунке 1.
Все эти элементы, естественно, тесно взаимосвязаны и, более того, замкнуты в единый контур. Данная классификация вовсе не претендует на абсолютную правильность и не является единственно возможной. Данные этапы — составляющие замкнутого цикла стратегического управления.
Рис. 1 Процесс стратегического управления
При этом возможны различные схемы реализации этого цикла, которые должны включать основные принципы стратегического менеджмента: перспективность; приоритетность; реализуемость; итеративность; комплексность.
В целом, подготовка и реализация плана управления требуют коллективных усилий и взаимодействия различных подразделений управленческого ведомства. Иерархическая структура часто создает барьеры между подразделениями и сотрудниками, кроме того, довольно серьезным препятствием в реализации групповых действий сотрудников становятся отношения соподчиненности. Исходя из этого, необходимо, чтобы руководители всех уровней имели представление о системном подходе к планированию своей деятельности.
По мнению некоторых исследователей, здесь довольно эффективным будет системный подход, который чрезвычайно полезен для управленцев, которые хотят убедить свое высшее руководство в достоинствах предлагаемого стратегического плана. Именно руководитель должен определить общие цели и задачи и как минимум признать необходимость анализа внутренних и внешних факторов, ибо только он наиболее ясно представляет себе всю картину и может оценить, какие факторы играют решающую роль для реализации данного плана, насколько адекватен контроль за ходом его реализации.
В свою очередь, руководителям крупных организаций необходимо всемерно поощрять использование системного подхода своими подчиненными в силу того, что в крупных и многоступенчатых структурах высшее руководство, как правило, находится далеко от реалий, в рамках которых действуют вверенные ему подразделения.
Перепечаева Е.С.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий