Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
Одной из важнейших задач реформы местного самоуправления, осуществляемой в Российской Федерации на основе положений Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является повышение эффективности деятельности, совершенствование территориальных органов местного самоуправления, создание унифицированной 2-х уровневой структуры органов местного самоуправления, разграничение полномочий различного типа муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений), создание необходимых условий для укрепления экономики муниципальных образований, наполнения местных бюджетов, финансового обеспечения законодательно закреплённых полномочий.
Необходимо подчеркнуть, что в Российской Федерации, в ряде субъектов, на начальном этапе выполнения 131 Федерального Закона, который позволял провести работу по оптимизации территориальной структуры местного самоуправления, сокращено количество муниципальных образований.
В Курской области, по объективным причинам, территориальная структура местного самоуправления муниципальных образований не претерпела никаких изменений. В настоящее время в области насчитывается 540 муниципальных образований, в том числе: 28 муниципальных районов, 5 городских округов, 27 городских поселений, 480 сельских поселений, из которых с населением до 300 жителей 38 (2 года назад их было 12), с населением от 300 до 500 -115, от 500 до 1000 - 200 муниципальных образований. Причём, количество малочисленных муниципальных образований, в силу сокращения населения области, увеличивается.
В ЦФО Курская область по количеству муниципальных образований занимает первое место. Например, в Воронежской области с численностью населения 2378 тыс. человек и территорией 52,4 тыс. км. имеется 534 муниципальных образования, в Брянской - с населением 1378,9тыс. человек, с территорией 34,9 тыс.кв.км. - 289 муниципальных образований, Костромской - с территорией 60,1 тыс.кв.км. - 303 муниципальных образования, в Рязанской - с населением 1237,9 тыс. человек, территорией 39,6 тыс. кв. км. - 315 муниципальных образований.
Курская область имеет население 1149тыс. человек, территорию 29,8 тыс. кв. км., а количество муниципальных образований(540) больше, чем в выше названных регионах.
Наличие большого количества малочисленных, экономически слабых муниципальных образований негативно отражается на качественном составе выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, исполнении местных полномочий, и, в конечном итоге на качестве предоставляемых услуг населению. В области лишь 64,5% глав и 65,5% муниципальных служащих имеют высшее образование, а в городских и сельских поселениях среди муниципальных служащих этот показатель составляет соответственно 54,5% и 31,2 % .
С 1993 года, сельское население области сократилось на 125 тыс. человек, в том числе с 2003 года по 2009 год на 59,4 тысячи человек. На 1 января 1993 года оно составляло 538 тысяч, то на 1 января 2009 года — 413,4 тысячи. А количество муниципальных образований не изменилось.
В 60 муниципальных образованиях области числится 94 населённых пункта, где не проживает ни одного жителя, 346 населённых пунктов с численностью населения не более 10 человек.
В тоже время количество муниципальных служащих с 2005 года по 2008 год увеличилось на 1976 человек (с 2385 человек до 4361 - по состоянию на 1 апреля 2008 года), а на 1 января 2010 года их количество составило 4601 человек.
По количеству муниципальных служащих на 1000 жителей область также занимает первое место в ЦФО (4,0).
Значительно возросли расходы на органы местного самоуправления, в том числе на содержание аппарата управления, причём они составляют по отдельным муниципальным образованиям от 40% до 87% от общей суммы местных бюджетов. Расходы на содержание аппарата управления в расчёте на одного жителя муниципального образования в 3 - 16 раз превышают собственные доходы на одного жителя.
Решение вопросов местного значения, социальных вопросов, жилищные, бытовые проблемы жизни людей законодательством возложены на органы местного самоуправления, которые должны осуществляться за счёт бюджетов муниципальных образований.
Основными источниками пополнения местных бюджетов являются: земельный налог и налог на доходы и имущество физических лиц. Это самые трудно собираемые налоги из-за того, что значительная часть сельского населения - пенсионеры, которые пользуются льготами в налогообложении.
Удельный вес доходов в бюджете муниципальных образований за счёт местных налогов, даже при высоком уровне собираемости в большинстве муниципальных образований сельских поселений Курской области составляет от 5% до 30%, что совершенно недостаточно для исполнения местных полномочий. В перспективе, увеличение налоговых поступлений во многих муниципальных образованиях за счёт указанных налогов, не просматривается.
Поступающие в бюджеты поселений финансовые средства в виде субсидий, субвенций, дотаций на исполнение переданных отдельных государственных полномочий, а так же переданных полномочий других уровней муниципалитетов в соответствии с бюджетным кодексом не могут быть использованы на исполнение местных полномочий.
Вышеперечисленные факторы являются основными причинами нынешнего крайне сложного экономического положения большинства муниципальных образований.
Главное — органы местного самоуправления не располагают достаточными реальными финансовыми ресурсами для выполнения законодательно закреплённых полномочий. В Курской области практически все муниципальные образования - дотационные.
В этой связи решение проблемы укрепления экономики муниципальных образований - улучшение их экономического положения на основе совершенствования процесса межбюджетного регулирования между областным бюджетом и бюджетом поселений. Однако, необходимо внесение соответствующих изменений в налоговое и бюджетное законодательство, с целью закрепления постоянных налоговых источников пополнения местных бюджетов, что требует соответствующих решений федерального центра.
Оказание муниципальным образованиям финансовой помощи на исполнение местных полномочий поселений из областного бюджета, в условиях дефицита последнего, является чрезвычайно затратным и неэффективным.
Наиболее предпочтительным вариантом является преобразование (укрупнение) муниципальных образований, что позволит: увеличить уровень социально-экономического развития вновь образованного муниципального образования; решить вопрос создания предприятий жилищно-коммунального хозяйства; повысить эффективность муниципального управления; улучшить качественный состав муниципальных кадров; сократить аппарат управления муниципальных образований; - сэкономить финансовые средства на содержание аппарата.
Расходы на содержание органов местного самоуправления в целом по области в 2009 году были предусмотрены в размере 1 млрд. 700 млн. рублей, в том числе на содержание аппарата районных администраций - 540 млн. рублей. А расходы на содержание поселений — 687 млн. рублей.
Это составляет 23 % всех расходов, направленных на реализацию проекта «Здоровье» и «Образование» в 2006-2009 годах, вместе взятых. В соответствии с методикой, разработанной Минэкономразвития и Минрегионразвития Российской Федерации проведён расчёт неэффективных расходов на органы местного самоуправления в Курской области. В 2009 году они составили более 500 млн. рублей.
Президентом Российской Федерации поставлена задача по принятию сбалансированных и реалистичных бюджетов, сокращению неэффективных расходов. Следует подчеркнуть, что в 2009 году поступления из федерального бюджета в Курскую область сократились на 20%. В то же время, расходы на органы местного самоуправления увеличились.
Резюмируя, отметим, что работу по объединению следует вести с использованием научно обоснованного инструментария и с соблюдением законодательства, не допуская ущемления конституционных прав, свобод, гарантий граждан, ухудшения качества предоставляемых услуг и жизни населения.
Плотников В.А.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий