logo
От Рисина Конференции / АКт

Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования

Одной из важнейших задач реформы местного самоуправления, осуществляемой в Российской Федерации на основе положений Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является повышение эффективности деятельности, совершенствование территориальных органов местного самоуправления, создание унифицированной 2-х уровневой структуры органов местного самоуправления, разграничение полномочий различного типа муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений), создание необходимых условий для укрепления экономики муниципальных образований, наполнения местных бюджетов, финансового обеспечения законодательно закреплённых полномочий.

Необходимо подчеркнуть, что в Российской Федерации, в ряде субъектов, на начальном этапе выполнения 131 Федерального Закона, который позволял провести работу по оптимизации территориальной структуры местного самоуправления, сокращено количество муниципальных образований.

В Курской области, по объективным причинам, территориальная структура местного самоуправления муниципальных образований не претерпела никаких изменений. В настоящее время в области насчитывается 540 муниципальных образований, в том числе: 28 муниципальных районов, 5 городских округов, 27 городских поселений, 480 сельских поселений, из которых с населением до 300 жителей 38 (2 года назад их было 12), с населением от 300 до 500 -115, от 500 до 1000 - 200 муниципальных образований. Причём, количество малочисленных муниципальных образований, в силу сокращения населения области, увеличивается.

В ЦФО Курская область по количеству муниципальных образований занимает первое место. Например, в Воронежской области с численностью населения 2378 тыс. человек и территорией 52,4 тыс. км. имеется 534 муниципальных образования, в Брянской - с населением 1378,9тыс. человек, с территорией 34,9 тыс.кв.км. - 289 муниципальных образований, Костромской - с территорией 60,1 тыс.кв.км. - 303 муниципальных образования, в Рязанской - с населением 1237,9 тыс. человек, территорией 39,6 тыс. кв. км. - 315 муниципальных образований.

Курская область имеет население 1149тыс. человек, территорию 29,8 тыс. кв. км., а количество муниципальных образований(540) больше, чем в выше названных регионах.

Наличие большого количества малочисленных, экономически слабых муниципальных образований негативно отражается на качественном составе выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, исполнении местных полномочий, и, в конечном итоге на качестве предоставляемых услуг населению. В области лишь 64,5% глав и 65,5% муниципальных служащих имеют высшее образование, а в городских и сельских поселениях среди муниципальных служащих этот показатель составляет соответственно 54,5% и 31,2 % .

С 1993 года, сельское население области сократилось на 125 тыс. человек, в том числе с 2003 года по 2009 год на 59,4 тысячи человек. На 1 января 1993 года оно составляло 538 тысяч, то на 1 января 2009 года — 413,4 тысячи. А количество муниципальных образований не изменилось.

В 60 муниципальных образованиях области числится 94 населённых пункта, где не проживает ни одного жителя, 346 населённых пунктов с численностью населения не более 10 человек.

В тоже время количество муниципальных служащих с 2005 года по 2008 год увеличилось на 1976 человек (с 2385 человек до 4361 - по состоянию на 1 апреля 2008 года), а на 1 января 2010 года их количество составило 4601 человек.

По количеству муниципальных служащих на 1000 жителей область также занимает первое место в ЦФО (4,0).

Значительно возросли расходы на органы местного самоуправления, в том числе на содержание аппарата управления, причём они составляют по отдельным муниципальным образованиям от 40% до 87% от общей суммы местных бюджетов. Расходы на содержание аппарата управления в расчёте на одного жителя муниципального образования в 3 - 16 раз превышают собственные доходы на одного жителя.

Решение вопросов местного значения, социальных вопросов, жилищные, бытовые проблемы жизни людей законодательством возложены на органы местного самоуправления, которые должны осуществляться за счёт бюджетов муниципальных образований.

Основными источниками пополнения местных бюджетов являются: земельный налог и налог на доходы и имущество физических лиц. Это самые трудно собираемые налоги из-за того, что значительная часть сельского населения - пенсионеры, которые пользуются льготами в налогообложении.

Удельный вес доходов в бюджете муниципальных образований за счёт местных налогов, даже при высоком уровне собираемости в большинстве муниципальных образований сельских поселений Курской области составляет от 5% до 30%, что совершенно недостаточно для исполнения местных полномочий. В перспективе, увеличение налоговых поступлений во многих муниципальных образованиях за счёт указанных налогов, не просматривается.

Поступающие в бюджеты поселений финансовые средства в виде субсидий, субвенций, дотаций на исполнение переданных отдельных государственных полномочий, а так же переданных полномочий других уровней муниципалитетов в соответствии с бюджетным кодексом не могут быть использованы на исполнение местных полномочий.

Вышеперечисленные факторы являются основными причинами нынешнего крайне сложного экономического положения большинства муниципальных образований.

Главное — органы местного самоуправления не располагают достаточными реальными финансовыми ресурсами для выполнения законодательно закреплённых полномочий. В Курской области практически все муниципальные образования - дотационные.

В этой связи решение проблемы укрепления экономики муниципальных образований - улучшение их экономического положения на основе совершенствования процесса межбюджетного регулирования между областным бюджетом и бюджетом поселений. Однако, необходимо внесение соответствующих изменений в налоговое и бюджетное законодательство, с целью закрепления постоянных налоговых источников пополнения местных бюджетов, что требует соответствующих решений федерального центра.

Оказание муниципальным образованиям финансовой помощи на исполнение местных полномочий поселений из областного бюджета, в условиях дефицита последнего, является чрезвычайно затратным и неэффективным.

Наиболее предпочтительным вариантом является преобразование (укрупнение) муниципальных образований, что позволит: увеличить уровень социально-экономического развития вновь образованного муниципального образования; решить вопрос создания предприятий жилищно-коммунального хозяйства; повысить эффективность муниципального управления; улучшить качественный состав муниципальных кадров; сократить аппарат управления муниципальных образований; - сэкономить финансовые средства на содержание аппарата.

Расходы на содержание органов местного самоуправления в целом по области в 2009 году были предусмотрены в размере 1 млрд. 700 млн. рублей, в том числе на содержание аппарата районных администраций - 540 млн. рублей. А расходы на содержание поселений — 687 млн. рублей.

Это составляет 23 % всех расходов, направленных на реализацию проекта «Здоровье» и «Образование» в 2006-2009 годах, вместе взятых. В соответствии с методикой, разработанной Минэкономразвития и Минрегионразвития Российской Федерации проведён расчёт неэффективных расходов на органы местного самоуправления в Курской области. В 2009 году они составили более 500 млн. рублей.

Президентом Российской Федерации поставлена задача по принятию сбалансированных и реалистичных бюджетов, сокращению неэффективных расходов. Следует подчеркнуть, что в 2009 году поступления из федерального бюджета в Курскую область сократились на 20%. В то же время, расходы на органы местного самоуправления увеличились.

Резюмируя, отметим, что работу по объединению следует вести с использованием научно обоснованного инструментария и с соблюдением законодательства, не допуская ущемления конституционных прав, свобод, гарантий граждан, ухудшения качества предоставляемых услуг и жизни населения.

Плотников В.А.