logo
От Рисина Конференции / АКт

Сущность управления социально-экономической подсистемой региона

Развитие любой социально-экономической системы (подсистемы) невозможно без управления, следовательно, возникает необходимость рассмотрения муниципального образования как объекта управления. Сущность управления муниципальным образованием (сельским поселением) как территориальной социально-экономической системой заключается в создании социальных и экономических условий, обусловленных целью и задачами управления.

Характерными чертами системы муниципального управления являются:

- в данной системе управления объектом управления выступает социально-экономический и экологический потенциал МО;

- в качестве субъектов управления выступают органы местного самоуправления, а также местное сообщество (население муниципального образования).

Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как субъект управления, объект управления (кадровый потенциал – использование человеческого ресурса) и одна из целей управления (создание благоприятных условий для улучшения качества жизни населения).

Нами предлагается следующая формула определения самоуправляемой социально-экономическая подсистемы региона, под которой понимается целостность следующих четырех составляющих:

Население (жители) + Территория проживания + Доходная база + Коллективные потребности (интересы) жителей = Самоуправляемая социально-экономическая подсистема региона.

Первые две составляющие (население и территория проживания) локализованы и в подавляющем большинстве случаев зафиксированы в пространстве и продолжительны по времени.

Необходимым условием управления, особенно самоуправления, социально-экономической подсистемой региона, в нашем случае – муниципальным образованием, должно являться наличие достаточной доходной базы, позволяющей самофинансировать муниципальное самоуправление.

Коллективные потребности являются непременным условием функционирования любой социально-экономической системой (подсистемой) региона, они прописаны в Конституции РФ.

Только полноценное присутствие всех четырех составляющих, по нашему мнению, является необходимым условием осуществления самоуправления. Отсутствие одного из этих составляющих делает самоуправление невозможным.

Отличительными национальными особенностями функционирования муниципальных образований на уровне сельских поселений являются: пространственное разделение жизни и производственной деятельности, сельскохозяйственная специализация деятельности, базирование экономики села на семейных формах хозяйствования, сетевая взаимопомощь, ментальность сельского населения и другие.

На основе причинно-следственных взаимосвязей между основными факторами воздействия на социально-экономическую подсистему региона, в рамках которой происходит развитие муниципального образования, нами построена когнитивная карта взаимодействия социально-экономической системы сельского муниципального образования с влияющими на нее объектами и факторами, представленная на рисунке 1.

Если два элемента полученной системы связаны причинно-следственной связью, то их соединяют ориентированной линией. Вполне возможно, что следствия могут быть причиной изменения двух факторов.

Особое внимание следует обращать на те объекты и факторы, от которых более всего исходящих стрелок, то есть объекты и факторы прямого влияния. Именно они главным образом влияют на систему, остальные – следствия.

Лидерами среди объектов прямого влияния являются «муниципальные органы власти» (органы местного самоуправления) – 18 исходящих (на факторы 1, 2, 4, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27), «региональные и федеральные органы управления» – 14 исходящих (на факторы 1, 2, 3, 7, 9,12, 13, 15, 18, 21, 22, 24, 25, 27). Проводимая ими политика оказывает непосредственное воздействие на большинство факторов внешней и внутренней среды, таким образом, влияя на социально-экономическую систему сельского муниципального образования. Вместе с тем, указанные факторы тесно взаимосвязаны: развитие местного самоуправления способствует активизации предпринимательской деятельности, увеличению инвестиционной привлекательности, подъему аграрного сектора; улучшение финансового состояния территории создает предпосылки для развития социальной инфраструктуры села.

Помимо социально-экономической системы муниципального образования факторами, на которые оказывается максимальное воздействие в представленной нами когнитивной карте являются «качество жизни населения» (15 направленных стрелок) и «инвестиционная привлекательность» (12 направленных стрелок). Именно эти факторы определяют уровень социально-экономического развития любого муниципального образования.

Рис. 1. Когнитивная карта взаимодействия социально-экономической системы СМО с влияющими на нее объектами и факторами

Некрасова Л.В.