Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
В современных условиях очевидно, что переход России на инновационный путь развития является безальтернативной необходимостью. При этом, анализ инновационной активности указывает на невысокие «стартовые позиции» страны в этом вопросе (табл.1).
Статистические данные показывают, что в России инновационная сфера находится в сложном положении. Если доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений, в конце 1980-х годов составляла около 60%, то в 1996 г. эта цифра снизилась уже до 5,2% и лишь в 1997 г. начала медленно расти, достигнув в 2001 г. 14,0%. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в 2003 г. составила по промышленности в целом 4,4%. К концу 2008 г. – началу 2009 г. удельный вес инновационно-активных предприятий промышленности стал несколько снижаться и составил 12,1%. При этом доля инновационной продукции в выпуске сократилась до 2,5%. Принципиально новые технологии были применены на незначительном количестве предприятий (8,1% от общего числа).
Восстановление позиций России как одной из крупнейших в экономическом отношении держав мира, произошедшее в первом десятилетии 21 века, показывает, что лидерство в производстве сохраняется по традиционным, неинновационным товарам (табл. 2).
Лишь по производству автомобилей Россия вплотную подошла к десятке крупнейших стран мира. И то – во многом – не за счет развития собственных инноваций, а за счет их заимствования за рубежом.
Приведенные показатели позволяют сделать вывод, что если сложившееся в инновационной сфере отставание не будет преодолено, то посткризисное развитие страны пройдет по иному сценарию, чем рассчитывает руководство страны, ее политические и деловые круги, общественность. Стратегической целью, которая ставится перед страной в посткризисный период, является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия имеет потенциальные возможности войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП.
Наиболее важными целями являются:
1. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран. Обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, увеличится с 13,7 тысяч долларов США в 2006 году (42% от среднего уровня ОЭСР) до 30 тысяч долларов в 2020 году (70%) и около 50 тысяч долларов в 2030 году. Средняя ожидаемая продолжительности жизни возрастет до 75 лет.
2. Высокое качество и комфортные условия жизни населения. Будет обеспечена всеобщая доступность услуг образования и здравоохранения, соответствующих уровню наиболее развитых стран, средний уровень обеспеченности жильем составит к 2020 году 30-35 кв. м. на человека (или около 100 кв.м. на среднестатистическую семью).
3. Благоприятная среда обитания человека. Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой снизится с 43% в 2007 году до 14% в 2020 году.
4. Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности. Доля среднего класса к 2020 году превысит половину населения.
5. Инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг. Россия должна занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров (не менее 10 процентов) и интеллектуальных услуг по 4-6 и более крупным позициям. Будут сформированы условия для массового появления новых компаний во всех секторах экономики и в первую очередь в секторах «экономики знаний».
6. Лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки, в том числе за счет географической и продуктовой диверсификации поставок, превращения России в логистический узел глобальной энергетической инфраструктуры и ключевого участника выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков.
Таблица 1 – Параметры инновационного развития РФ
Год | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Удельный вес инновационно-активных предприятий промышленности | 16,3 | 17,3 | 19,5 | 5,6 | 5,2 | 4,7 | 4,8 | 6,2 | 9,2 | 14,0 | 15,2 | 16,7 | 16,3 | 15,9 | 15,5 | 14,9 | 12,1 |
Доля инновационной продукции в выпуске | – | – | – | 3,6 | 2,4 | 3,4 | 2,4 | 2,7 | 1,8 | 2,6 | 2,8 | 3,5 | 3,6 | 3,2 | 3,1 | 2,8 | 2,5 |
Доля принципиально новых технологий | – | – | – | 10,8 | 10,7 | 10,8 | 10,0 | 10,2 | 10,5 | 9,4 | 9,3 | 9,5 | 9,3 | 9,1 | 8,7 | 8,6 | 8,1 |
Таблица 2 – Место России в мире по производству отдельных видов продукции (2006 г.)
Виды продукции | Место РФ |
Природный газ, нефть, сахарная свекла | 1 |
Картофель | 2 |
Бурый уголь, чугун, минеральные удобрения, кирпич | 3 |
Электроэнергия, готовый прокат черных металлов, сталь, хлопчатобумажные ткани, зерновые и зернобобовые культуры, молоко | 4 |
Железная руда, пиломатериалы, цемент | 5 |
Каменный уголь, вывозка древесины | 6 |
Целлюлоза, животное масло | 7 |
Улов рыбы и добыча других морепродуктов | 8 |
Скот и птица на убой (в убойном весе) | 9 |
Шерстяные ткани | 10 |
Легковые автомобили (включая сборку), обувь | 11 |
7. Создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокую территориальную мобильность населения и глобальную конкурентоспособность России на рынках транспортных услуг.
8. Лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве, превращение в один из глобальных центров мирохозяйственных связей, в том числе в качестве мирового финансового центра.
9. Новая модель пространственного развития России на основе формирования новых территориальных центров роста и уменьшения масштабов регионального неравенства.
10. Гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов, наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности.
Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.
Важно отметить, что инновационный путь развития позволяет повысить социальную устойчивость и справедливость в обществе, так как выигрыш от экономического роста получает не только узкий слой общества, участвующий в присвоении рентных и экспортных доходов, но и основные социальные группы, связанные с развитием инфраструктуры, аграрного комплекса, базовых отраслей промышленности и сферы производства самого человека. В этом случае усиление социальной ориентированности экономического развития опирается на повышение национальной конкурентоспособности и эффективности, а не на перераспределение имеющегося богатства и социальную конфронтацию.
Инновационный социально-ориентированный тип роста имеет ряд качественных и количественных характеристик, отражающих особенности его ключевых факторов. Это рост на основе:
- диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП – не менее 2-3 % (2006 год – 1,3);
- повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2020 году в 2,4-2,6 раза (в отдельных ведущих секторах в 3-5 раз), а энергоэффективность – в 1,6-1,8 раза;
- высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год – 9,3%), а инновационной продукции в объеме выпуска – до 25-35% (2005 год – 2,5%);
- активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП в 2020 году (2006 год – 1 % ВВП);
- повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до 2700 долларов США (2007 год – 526 доллара США);
- опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения. Расходы на образование за счет государственных и частных источников – 5,5-6% ВВП в 2020 году (2006 год – 4,6%), на здравоохранение - 6,5-7% ВВП в 2020 году (2006 год – 3,9 %), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран.
Достижение указанных характеристик российской экономики, по нашему мнению, вполне возможно. Для этого предпринимаются энергичные шаги правительства и профильных федеральных ведомств: Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромторга, Минобрнауки и др. По инициативе государства создаются новые структуры, призванные поддерживать инновации: Роснано, РосОЭЗ и др.
Однако имеются и проблемы. Их можно назвать достаточно много. По этому поводу имеются специальные исследования, и мы не будем их здесь цитировать. Наиболее существенными из них, по нашему мнению, являются две.
Во-первых, политика стимулирования инновационного развития российской экономики должна учитывать присущие ей особенности. Признание инновационного развития в качестве важнейшего приоритета закономерно требует соответствующего законодательного оформления и формирования соответствующей отрасли (подотрасли) инновационного права. Одна из важных задач, в этой связи, – формирование инновационного законодательства. Ее решение потребует внесения изменений в уже действующие законы, в частности в Гражданский и Бюджетный кодексы, Федеральный Закон о науке и научно-технической деятельности, Закон об авторских правах и др. Также, в этой связи, можно рекомендовать государственным органам более широкое привлечение национального экспертного сообщества, деловых кругов к разработке национальной инновационной политики.
Во-вторых, особую роль в инновационном развитии играет кадровый ресурс. Это связано с тем, что исследователи, научные работники, квалифицированные инженеры и т.д. требуют для своей подготовки значительного времени и усилий. Поэтому предложение на этом сегменте рынка труда неэластично по цене. Точнее, здесь наблюдается эффект «односторонней эластичности». При снижении уровня реальной заработной платы, предложение труда на этом рынке снижается. Квалифицированные специалисты вынуждены проявлять мобильность: либо профессиональную (меняя профессию), либо территориальную (покидая регионы и страны с депрессивным инновационным сектором). Поэтому, если в дальнейшем будет происходить рост реальной заработной платы, это не приведет к росту предложения труда квалифицированных специалистов: физик или биолог, в течение нескольких лет проработавший в банке или на госслужбе дисквалифицируется, а «утекшие за границу мозги», как правило, не возвращаются. Все эти эффекты в полной мере ощутила на себе российская экономика в последнем десятилетии ХХ в. – первом десятилетии века ХХI.
По указанным причинам российские инновационные кадры стареют и сокращается их число (рис. 1 и табл. 3).
Определенные шаги для решения кадровой проблемы предпринимаются. Например:
Рис. 1 – Динамика среднего возраста российских исследователей, лет.
Таблица 3 – Возрастная структура российских исследователей, чел.
Возрастная группа
| 2002 | 2004 | 2006 | ||||||
Всего | в т.ч. | Всего | в т.ч. | Всего | в т.ч. | ||||
д-ра наук | канд. наук | д-ра наук | канд. наук | д-ра наук | канд. наук | ||||
Всего, в т.ч.: | 414676 | 22571 | 79775 | 401425 | 23102 | 76808 | 388939 | 23880 | 75627 |
до 29 | 56126 | 36 | 2753 | 61805 | 18 | 3126 | 66179 | 12 | 3405 |
30–39 | 57272 | 447 | 9682 | 52251 | 379 | 9965 | 50937 | 418 | 10822 |
40–49 | 99311 | 3036 | 18772 | 87819 | 2850 | 16470 | 73944 | 2687 | 14195 |
50–59 | 111773 | 6337 | 22773 | 111412 | 6870 | 22235 | 108271 | 7143 | 21909 |
60–69 | 74322 | 8140 | 21085 | 69736 | 7857 | 19309 | 66755 | 7732 | 17996 |
70 и старше | 15872 | 4575 | 4710 | 18402 | 5128 | 5703 | 22853 | 5888 | 7300 |
Таблица 4 – Показатели кадрового потенциала российской науки
Показатели | Отчетный период | Плановый период | Целевое значение (2015 г.) | ||||||
2000 | 2001 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей | 26,2
| 26,8
| 31,0
| 31,8
| 34,3
| 35,0
| 35,2
| 35,4
| 36,0
|
Удельный вес кандидатов и докторов наук в численности исследователей | 24,9 | 24,7 | 26,4 | 26,9 | 26,5 | 26,5 | 26,8 | 26,8 | 28,0 |
Удельный вес лиц, закончивших аспирантуру с защитой диссертации | 30,2 | 24,0 | 30,7 | 26,2 | 36,0 | 37,0 | 38,0 | 38,7 | 40,0 |
- ежегодно на конкурсной основе выделяются по 500 грантов Президента Российской Федерации молодым кандидатам наук и их научным руководителям, а также 100 президентских 100 грантов молодым докторам наук;
- в рамках некоторых федеральных целевых программ выполнялись мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки кадров. В частности, в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002-2006 гг. выполнялось мероприятие по подготовке кадров для национальной технологической базы;
- ситуация с подготовкой кадров для сектора науки и новаций находится в центре внимания профильного российского ведомства (Министерства науки и образования Российской Федерации), среди основных показателей деятельности которого выделена цель: «Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала». На достижение этой цели направлено решение задачи: «Приоритетное развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации». Некоторые индикаторы, используемые для оценки качества и полноты ее решения, представлены в таблице (таблица 4);
Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы предлагает два направления решения рассматриваемых проблем:
- 1) реализация в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, а также в рамках программ грантовой поддержки мероприятий, связанных с проведением НИОКР и привлечением к их исполнению на конкурсной основе научных и научно-педагогических кадров всех возрастных групп;
- 2) создание единого программного механизма повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий при сохранении существующей системы государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ.
Таким образом, в современной российской экономике имеются существенные проблемы, связанные со стимулированием ее инновационного развития. Несмотря на их серьезность и масштабность, они, по нашему мнению преодолимы. И основную роль здесь должно сыграть повышение качества государственного регулирования этой сферы.
Панькова Е.В.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий