Управление пространственно-экономической трансформацией
Проблема структуры экономического ядра непосредственно связана с проблемой выбора критериев отнесения тех или иных социально-экономических подсистем и образований к ядру. Функции полюсов роста обычно играют отрасли, кластеры, интегрированные структуры производств с высоким уровнем рентабельности и высокой скоростью оборачиваемости капитала, но иногда полюсом роста могут быть и кластеры со сравнительно низким уровнем рентабельности. И не всегда вид деятельности, выполняющий функцию полюса роста, сам интенсивно развивается. Главное свойство подсистемы, являющейся полюсом роста - содействие интенсивному развитию остальных элементов хозяйственного комплекса. Для того чтобы выявить полюса роста, необходимо учитывать всю совокупность мультипликационный воздействий-эффектов на другие экономические подсистемы.
К параметрам выбора элементов экономического ядра наряду с уровнем рентабельности и скоростью оборота капитала следует относить и не стоимостные критерии. По нашему мнению, ядром экономики может быть кластер с незначительным уровнем рентабельности и сравнительно невысокой скоростью оборота капитала, но способствующий обеспечению высокого уровня занятости или значительному увеличению количества заказов для других отраслей, то есть значимому социальному эффекту. В условиях научно-технического прогресса большое значение имеет развитие инновационных предприятий, роль которых в периоде упреждения в связи с возрастанием значения фактора ограниченности природных ресурсов будет все более возрастать.
На основании выявленных полюсов роста должно быть сформировано экономическое ядро региона при создании соответствующих условий. Эти условия необходимо учитывать в процессе выхода регионального хозяйственного комплекса (РХК) на траекторию устойчивого развития. Для превращения пропульсивных отраслей в действительные «точки роста» необходимо программирование экономического ядра и реализация конкретных индикативных управляющих воздействий, способствующих выходу РХК из состояния структурно-динамической нестабильности.
Устойчивость развития РХК зависит от социально-экономического потенциала, т.е. совокупности следующих составляющих:
- обеспеченность основными природными ресурсами, состояние окружающей среды;
- численность населения и трудовые ресурсы (половозрастная структура, уровень и динамика занятости по отраслям народного хозяйства), общеобразовательный уровень;
- производственный потенциал (состояние основного капитала, технологическая и воспроизводственная структура основного капитала, уровень технологической оснащенности и специализации производства, конкурентоспособность продукции);
- научно-технический и кадровый потенциал (оценка ресурсной, технологической и кадровой базы НИОКР, результатов научной и изобретательской деятельности, масштабов применения прогрессивных, традиционных и наукоемких технологий, результатов инновационной деятельности); региональные и геополитические аспекты СЭП (дифференциация уровней социально-экономического развития, природно-климатические различия, уровень антропогенной нагрузки по регионам, место экономики региона в территориальном разделении труда, направления экономической интеграции);
- социальный потенциал (социальная структура общества и уровень жизни отдельных социальных слоев, степень дифференциации населения, структура доходов и богатства населения, удельный вес заработной платы в доходах, уровень занятости, физическое, психическое и духовное состояние населения, социальная инфраструктура);
- инфраструктура (транспорт, связь, коммуникации, сфера услуг, банковская система, биржи, фонды и др.).
Чем крупнее совокупный потенциал, тем объективно выше инерционно-реконструктивная составляющая развития в периоде упреждения. Чем крупнее потенциал, тем меньше воздействие явлений неопределенности из внешне среды.
При управлении региональным ядрообразованием возможно возникновение двух проблем: сила импульса может направляться не на территории, требующие поддержки, а на высокоразвитые субъекты, с которыми экономически свяжутся пропульсивные отрасли полюсов роста; возникает дефицит информационных, инвестиционных, трудовых и прочих ресурсов. В связи с этим необходимо использовать нормативно-целевой, упреждающий подход к управлению процессом ядрообразования для получения максимального эффекта.
При ограниченных возможностях инвестирования развития секторов регионального хозяйственного комплекса актуальным становится создание методического обеспечения процедуры выбора наиболее эффективного инструментария распределения ресурсов.
Выбор альтернатив может осуществляться с использованием теории нечетких множеств. Они позволяют учитывать многокритериальность и неопределенность, выбирать решения с привлечением критериев, имеющих различные типы шкал измерений. Для упорядочения нечетких чисел применяют разные методы, отличающиеся способом свертки и конструкциями нечетких отношений (например, аддитивная и максиминная свертки и выбор альтернатив на основе предпочтений).
В подобных условиях приоритетной задачей становится управление финансами; затем - трудовыми ресурсами и предметами труда. В системе директивного планирования приоритеты в управлении этими объектами не расставлялись, так как осуществлялось жесткое нормирование. Свободы в манипулировании ресурсами не было. В рыночных условиях, наоборот, резко повысилась значимость эффективного управления инвестиционными ресурсами территории. Перераспределение инвестиций в полюса роста способствует синергическому эффекту и приводит не только к росту экономики региона, но и к улучшению социальных показателей, повышению уровня жизни населения. Эти обстоятельства актуализируют региональное ядрообразование и управление этим процессом.
Чулаков Д.А., Чулакова А.Л.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий