logo search
книга

2.8. Эластичность спроса и предложения. Значение эластичности в микроэкономическом анализе

Термин «эластичность» используется для обозначения меры реа­гирования одной переменной величины на изменение другой. Начнем анализ данного понятия со связи между ценой и величиной спроса. Эластичность спроса по цене - это отношение процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению его цены. Допустим, цена на то­вар снизилась с 5 до 3 тыс. руб., что привело к возраста­нию спроса с 3 до 6 единиц. Поскольку процентное из­менение величины спроса больше, чем процентное из­менение цены, падение цены вызвало рост дохода от про­дажи данного товара.

Это подтверждает рас­чет: при цене 5 тыс. руб. про­дали 3 единицы товара и доход составил 5*3= 15 тыс. руб. При цене 3 тыс. руб. было продано 6 единиц, следовательно, доход составил 3*6=18 тыс. руб. Поэтому, когда ве­личина спроса изменяется на больший процент, чем цена, и это увеличивает общий доход, то говорят об эластич­ном спросе (прямая DD на рис. 2.37.) Возьмем другой случай. Цена на то­вар упала с 5 до 3 тыс. руб. за штуку. Это вызвало увеличение спроса толь­ко на одну единицу (с 3 до 4 штук).

Рис. 2.37. Кривые спроса с разной эластичностью

Значит, процентное изменение вели­чины спроса меньше, чем процентное изменение цены. В результате уменьшение цены вызывает падение общего дохода (5*3=15 тыс. руб. и 3*4=12 тыс. руб.). В случае, когда снижение цены приводит к паде­нию общего дохода, говорят, что спрос неэластичен (прямая D1D1). Бывают случаи, когда изменение цены вызывает абсолютно пропор­циональное изменение величины спроса, так что общий доход оста­ется неизменным. Когда процентное изменение величины спроса эк­вивалентно процентному изменению цены товара, говорят о спросе с единичной эластичностью (прямая D2D2).

Экономисты выделяют еще два крайних случая соотношения цены и спроса:

Рис. 2. 38. Кривая абсолютно неэластичного спроса

1. Вне зависимости от цены ве­личина спроса не меняется. В этом случае спрос совершенно (абсолютно) неэластичен. На графике это будет выглядеть как перпендикулярная ли­ния относительно горизонтальной оси (рис. 2.38.).

2.Совершенно (абсолютно) эластичный спрос изображается в виде горизонтальной прямой, идущей параллельно оси абсцисс. Это значит, что при падении цены ниже определенного уровня нет предела процессу реализации товара (рис. 2.39.).

Рис. 2.39. Кривая абсолютно эластичного спроса

Рассмотрим количественное измерение эластичности спроса от цены. Числовой показатель, отражающий процентное изменение одной переменной в ответ на процентное изменение другой, называется коэффициентом эластичности и обозначается буквой Е:

или

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на один процент. Мате­матический знак коэффициента эластичности не учитывается при рас­четах, берется во внимание только его абсолютная величина. Связа­но это с тем, что в данном показателе отражается не только количественная величина, но и тенденции экономического развития (закон спроса, предложения, влияние различных факторов на объем спроса и предложения).

Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность (или эластичность в точке) характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены.

Если функция спроса задана в виде: , то ее наклон . Следовательно, . Это означает, что коэффициент эластичности будет различным в разных точках кривой спроса (рис. 2.40).

Рис. 2.40. Различная эластичность спроса при неизменном наклоне линии спроса

Рис. 2.41. Графическая интер­претация коэффициента точечной эластичности

Графически коэффициент точечной эластичности линей­ной кривой спроса определяется соотношением отрезков кривой, лежащих выше и ниже интересующей нас точки.

Обратимся к рис.2.41. Очевидно, что ∆Р = Р1Р2 = EF, ∆Q = Q1Q2 = E1F, P = ОР1, Q = OQ1. При малых изменениях Р и Q ∆Р = dP. Тогда

.

Из подобия треугольников EFE1 и E1Q1D/ следует

,

откуда

Из подобия треугольников DP1E и EQ1D/ следует

Таким образом, в точке Е

Если точка Е находится в середине линии спроса (рис.2.40), то в этой точке = 1. Левее ее > 1, правее — < 1. В точке D →∞, в точке D' = 0.

Таким образом, коэффициент прямой эластичности спроса по цене может принимать любые значения в интервале

0 ≤ ≤ ∞

Рже. 2.42. Дуговая эластичность спроса

При этом наклон линейной кривой спроса остается, по опре­делению, неизменным на всем ее протяжении.

Однако чаще мы встречаемся со значительными изменени­ями цены и объема спроса. Здесь возможны, по край­ней мере, два решения, приводящие к различным результатам:

или

Для того чтобы избежать неопределенности в расчетах, ис­пользуют один из двух стандартных методов. Либо в расчете коэффициента эластичности используют наименьшие значения цены и объема, в нашем примере тогда

Однако чаще всего мы встречаемся со значительными изменениями цены и объема спроса. Здесь возможны два решения, приводящие к разным результатам:

и .

Чтобы избежать подобных недоразумений, известный экономист и математик Р.Аллен предложил использовать среднюю точку для рассматриваемого интервала. Она рассчитывается как сумма край­них значений объема или цены, деленная пополам. Таким образом, с использованием средней точки процентное изменение в количестве можно определить по формуле:

где Q1 и Q2— объем спроса до и после изменения цены.

Процентное изменение в цене можно определить по формуле:

где Р1 и Р2 - цена до и после изменения.

Коэффициент эластичности с использованием средней точки (дуговая эластичность) бу­дет выглядеть следующим образом:

При значениях коэффициента по абсолютной величине меньше единицы спрос является неэластичным, а при значениях больше еди­ницы эластичным. Для совершенно неэластичной кривой спроса числовое значение равно нулю, так как любое изменение в цене ни­как не отражается на величине спроса. Термин «неэластичный спрос» применим к числовым значениям от 0 до 1.

Совершенно эластичный спрос численно не может быть опреде­лен (на графике - в виде горизонтальной прямой спроса), поскольку по мере приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абс­цисс, знаменатель формулы эластичности стремится к бесконечности.

Рассмотрим факторы неценовой эластичности спроса.

1. Наличие заменителей данного товара. Когда у товара имеется близкий товар-субститут, то спрос на такой товар относительно бо­лее эластичен. Это связано с тем, что люди легко могут перейти на товары-субституты при повышении цены на основной товар.

2. Значимость товара для потребителя. Спрос на предметы пер­вой необходимости неэластичен. Спрос на товары, не играющие важ­ной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

3. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее мес­то занимает продукт в бюджете потребителя, тем при прочих равных условиях будет выше эластичность спроса на него.

4. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем за длинные периоды. Это связано с медленной и постоянной адап­тацией к новому спросу как потребителей, так и производителей.

Теперь рассмотрим эластичность спроса по доходу. Это процентное изменение спроса на товар или услуги в ответ на изменение раз­мера доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу рассчитывается аналогично коэффициенту эластичности спроса по цене:

Изменение эластичности по доходу тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров рост дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на нормальные товары положительна (). Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает сокращение спроса. Здесь доход и спрос изменяются в противоположном направлении, а значит, эластичность спроса по доходам на товары низшего качества отрицательна (). Товары первой необходимости не чувствительны к до­ходам: их потребление, как правило, не меняется в зависимости от роста или падения дохода (). Если , то это товары «второй необходимости» (одежда, бытовая техника и др.). Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов () и не имеет пределов насыщения.

Перекрестная эластичность спроса связана с понятием товаров-субститутов и товаров, взаимодополняющих друг друга. Она показывает степень изменения в количестве спрашиваемого товара (А) в ответ на изменение в цене на другой товар (В): .

Перекрестная эластичность спроса по цене может быть положи­тельной, отрицательной и нулевой. Положительная форма перекрестной эластичности свойственна взаимозаменяемым товарам, так как повышение цены на один товар (кофе) вызывает повышение спроса на другой (чай). Отрицательная форма перекрестной эластичности свойственна взаимодополняемым товарам, ввиду того, что рост цен на один товар (бензин) вызывает уменьшение спроса на другой товар (смазочное масло). Нулевая форма перекрестной эластичности харак­терна для товаров, являющихся нейтральными по отношению друг к другу.

Теперь обратим внимание на эластичность предложения. Эластичность предложения по цене показывает связь между изменениями в ценах на товар и объемах его предложения. Решающую роль в типе эластичности предложения играет фактор времени. Чем протяжен­нее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше возможности его приспособления к изменению цены и тем эластичнее предложение.

Коэффициент эластичности предложения по цене также определяется с учетом правила средней точки. Абсолютно не­эластичное предложение будет показано на графике вертикаль­ной прямой предложения (рис. 2.41.), а абсолютно эластичности — на графике горизонтальной пря­мой (рис. 2.42.).

Р

Q

Рис. 2.41. Прямая абсолютно неэластичного предложения

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность пред­ложения, является количество времени, имеющегося в распоря­жении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены товара. Поэтому в работе производителей различают текущий (или мгновенный) период, в течение которого производители не имеют возможности приспособиться к изменению уровня цен. Краткос­рочный период - период, недостаточный для изменения производ­ственных мощностей, но в котором другие изменения возможны. Долгосрочный период достаточен для того, чтобы производители пол­ностью приспособились к изменению цен и изменили производствен­ные мощности.

P

S S

Q

Рис. 2.42. Прямая абсолютно эластичного предложения

Значит, в пределах текуще­го периода кривая предложения нашего товара будет совершенно неэластична, так как производители не смогут расширить производство. В пределах краткосрочного периода произ­водственные мощности предпри­ятия остаются неизменными. Однако предприятие имеет до­статочно времени, чтобы пере­распределить свои ресурсы так, чтобы увеличить производство. Увеличив производство товара за счет сокращения производства, другого товара, и используя дополнительные ресур­сы, наш производитель продемонстрирует более высокую эластич­ность предложения.

Долгосрочный период достаточно продолжителен, чтобы пред­приятие успело принять все меры по приспособлению к изменившей­ся ситуации. Фирмы расширяют свои производственные мощности, если цена на продукт растет, или сокращают станочный парк, когда цена падает. Повышенный спрос и цена заставят производителя при­обретать дополнительное оборудование и сырье для производства товара, поэтому предложение будет расти. Зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой (положитель­ной). Кривая предложения представляет восходящую линию, поэто­му независимо от степени эластичности цена и суммарный доход фир­мы всегда изменяются в одном и том же направлении.

В заключение отметим значение эластичности в микроэкономи­ческом анализе. В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет: определять размеры производства отдельных товаров и услуг; изучать поведение потребителей; планировать ценовую политику фирмы; формировать стратегию фирм в краткосрочном и долго­срочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков; прогнозировать изменения в расходах потребителей и в доходах производителей в связи с изменением цен на товары и услуги.

Выделяют коэффициент перекрестной эластичности предложения, который показывает относительное изменение предложения товара (А) при относительном изменении цены на другой товар (В):

.

Значение коэффициента перекрестной эластичности предложения различно для разных товаров. Повышение цены на товар-заменитель вызывает сокращение производства рассматриваемого товара и наоборот, т.е. . Если цена повышается на товар-дополнитель производители увеличивают производство рассматриваемого товара, и наоборот, т.е. . Для независимых товаров .

ТЕСТЫ

Выберите правильный ответ среди предложенных:

1. Кривая рыночного спроса показывает:

а) как будет повышаться потребление блага при росте его цены;

б) как будет снижаться потребление блага при сокращении дохода покупателей;

в) как будет снижаться потребление блага при росте его цены;

г) как будет повышаться потребление блага при сокращении дохода покупателей.

2-5 Указанные тесты относятся к следующему графику:

Цена

Количество

2. Какие из ниже перечисленных изменений не могут быть охарактеризованы перемещением точки рыночной конъюнктуры из положения А в положение Б?

а) улучшение технологии изготовления данного товара;

б) снижение цены сырья, используемого при производстве данного товара;

в) рост доходов потребителей данного товара;

г) увеличение объема закупок данного товара.

3. Перемещение от точки Б к точке А может быть связано с

а) снижением величины спроса;

б) сокращением спроса;

в) сдвигом спроса;

г) ростом объема предложения.

4. Движение от точки Б к точке В может быть связано

а) ростом величины предложения;

б) увеличением объема спроса;

в) возрастанием спроса;

г) ничего из указанного не подходит.

5. Перемещение от точки Б к точке В может быть связано

а) изменением цены данного товара;

б) сдвигом предложения данного товара;

в) изменением цены товара, связанного с данным в потреб­лении;

г) изменением цены используемых в производстве ресурсов.

6. Во второй половине 70-х годов потребление кофе на душу населения в Западной Европе упало, а его цена удвоилась. Это можно объяснить тем, что

а) спрос на кофе вырос;

б) одновременно выросли спрос на кофе и его предложение;

в) кривая предложения кофе является вертикальной;

г) предложение кофе понизилось.

7. В результате сдвига кривой предложения предложение товара падает, а выручка производителей растет. Какое из утвер­ждений верно?

а) предложение неэластично по цене;

б) спрос неэластичен по цене;

в) предложение эластично по цене;

г) спрос эластичен по цене;

д) товар является неполноценным благом.

8. Изменение спроса и изменение объема спроса различаются тем, что:

а) изменение спроса состоит из суммы изменений объемов спроса;

б) изменение спроса происходит при изменении факторов, его определяющих, кроме цены данного товара;

в) изменение объема спроса происходит в результате изменения неценовых факторов;

г) изменение объема спроса — это сдвиг кривой спроса.

9. Товар можно отнести к качественным, если:

а) эластичность спроса по доходу равна (-0,4);

б) прямая эластичность спроса по цене равна 1,2;

в) перекрестная эластичность спроса по цене равна (- 0,7);

г) эластичность спроса по доходу равна 1,5;

д) перекрестная эластичность спроса по цене равна 0,2.

10. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцом:

а) вызывает увеличение равновесного объема рынка;

б) вызывает увеличение объема предложения;

в) вызывает сокращение равновесного объема рынка;

г) изменяет конфигурацию линии спроса.