logo
книга

Глава 6. Чистая монополия

Крайним случаем несовершенной конкуренции является чистая монополия. По степени ограниченности доступа на ры­нок принято классифицировать монополии как закрытые, есте­ственные и открытые.

Закрытая монополия характеризуется тем, что монополист обладает контролем над источником сырья или контролем в области специальных технических знаний, новшеств, защищенных авторскими правами.

Естественная монополия возникает в отраслях, где издерж­ки минимизируются тогда, когда весь выпуск продукции, услуги осуществляется только одной фирмой. В городе, как правило, одна телефонная сеть, одно метро, один аэропорт. В России существуют группы естественных монополий в энергетике, в нефтегазовой отрасли, в жилищно-коммунальной сфере.

Открытая монополия характеризуется тем, что фирма выходит на рынок с новой продукцией, не позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции. На больших исторических этапах все монополии принято считать открытыми. Для монополии характерны следующие черты.

  1. Наличие единственного продавца конкретного товара на рынке.

  2. Производимый товар в некоторой степени уникален, т.е. не имеет близких заменителей (субститутов).

  3. Фирма монополист, являясь единственным продавцом своего товара, осуществляет на рынке значительный контроль над ценами.

  4. Барьеры (экономические, технические, правовые и др.) вступления в отрасль труднопреодолимы.