8.2. Олигополия в краткосрочном периоде
В краткосрочном периоде фирма-олигополист способна удерживать цену на свою продукцию. Это объясняется предварительной готовностью фирмы к возможному падению или увеличению спроса. Известно, что, согласно закону убывающей отдачи, по мере ввода в производство дополнительных единиц переменного фактора средние переменные издержки AVC сначала падают, достигая своей минимальной величины, а затем увеличиваются. Это верно, если считать постоянный фактор (капитал) неделимым. Однако фирма-олигополист готова (и имеет возможность) изменять (законсервировать или ввести) в соответствии с изменившимся спросом некоторое количество отдельных фиксированных ресурсов — станков, машин, оборудования, запасов и др. Одновременно она может изменить и количество переменного фактора (труда), оставляя при этом величину, его изменения на единицу продукции постоянной. Поэтому фирма-олигополист обычно имеет L-образную кривую AVC, совпадающую с кривой МС (рис. 8.1.).
Можно сказать, что в краткосрочном периоде наблюдается постоянная отдача от масштаба производства при изменении выпуска продукции с величины отрезка ОА до 0В.
В этом периоде олигополист на основе изучения рынка определяет свою нормальную кривую спроса, с учетом которой уточняет, какой объем товара можно реализовать по соответствующей цене.
Зная потенциальный спрос, фирма готовит факторы производства с учетом возможных изменений спроса. «Нормальная» кривая спроса для определения первоначальной «нормальной» цены товара РN (рис.8.2а.), которая в случае изменения спроса D1, или D2 (рис. 8.2б.) не меняется, а изменяется только объем продукции.
Рис. 8.1. Кривые средних переменных и предельных издержек в условиях олигополии в краткосрочном периоде
Рис. 8.2. Поведение фирмы-олигополиста в краткосрочном периоде:
а) установление «нормальной цены» и выпуска;
б) неизменность цены при варьировании спроса
Олигополист, как и другие фирмы несовершенной конкуренции, максимизирует свою прибыль, когда соблюдается равенство MR=MC, при этом кривые AVC и МС совпадают. Значения цены РN и объема выпуска QA находятся по точке А, на пересечении MR и МС (АVС).
- Микроэкономика содержание
- Глава 1. Предмет экономической теории и ее методы. Микроэкономика
- Структура современной экономической теории Экономическая теория делится на следующие разделы:
- Методология экономической теории
- Глава 2. Основы анализа спроса и предложения
- А. Маршалл
- 2.1. Спрос
- 2.2. Предложение
- Рыночное равновесие и неравновесие
- 2.4. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах
- 2.5. Единственность и стабильность равновесия
- 2.6. Взаимовыгодность добровольного обмена
- 2.7. Регулирование рынка
- Основные средства государственного воздействия на рынок:
- 2.8. Эластичность спроса и предложения. Значение эластичности в микроэкономическом анализе
- Глава 3. Теория поведения потребителя Свобода выбора и суверенитет
- Рациональность
- 3.1. Бюджетное ограничение
- Изменение бюджетной линии
- 3.2. Количественная (кардиналистская) теория. Количественная полезность и спрос Полезность
- 3.3. Порядковая теория (ординалистский подход)
- Свойства кривых безразличия
- Предельная норма замещения
- 3.4. Оптимум потребителя (ординалистский подход)
- Изменение цен и дохода
- 3.5. Эффект дохода и эффект замены
- Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу
- Глава 4. Производство и издержки
- 4.1. Фирмы в рыночной экономике
- 4.2. Производственная функция
- 4.3. Экономические издержки и экономическая прибыль
- 4.4. Закон убывающей отдачи и издержки производства в краткосрочном периоде
- 4.5. Издержки в долгосрочном периоде
- Глава 5. Совершенная конкуренция
- 5.1. Признаки, цена, спрос и доход
- Общая характеристика типов рыночных структур
- 5.2. Максимизация прибыли, минимизация убытков в краткосрочном периоде
- 5.3. Закрытие фирмы
- 5.4. Краткосрочная кривая предложения
- 5.5. Оптимизация объема производства в долгосрочном периоде
- 5.6. Излишек производителя
- Глава 6. Чистая монополия
- 6.1. Спрос в условиях монополии. Валовой, предельный и средний доход
- 6.2. Максимизация прибыли
- 6.3. Смещение спроса
- 6.4. Ценовая дискриминация
- 6.5. Сравнение монополии и чистой конкуренции
- 6.6. Показатели монопольной власти
- 6.7. Регулирование естественных монополий
- Глава 7. Монополистическая конкуренция
- 7.1. Кривая спроса фирмы и отрасли
- 7.2. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 7.3. Монополистическая конкуренция и эффективность
- 7.4. Неценовая конкуренция
- Глава 8. Олигополия
- 8.1. Олигополия, признаки и распространенность
- 8.2. Олигополия в краткосрочном периоде
- 8.3. Олигополия в долгосрочном периоде
- 8.4. Модель Курно
- 8.5. Сговор при олигополии
- 8.6. Ломаная кривая спроса
- Глава 9. Рынок труда и заработная плата
- 9.1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы
- 9.2. Фактор труд и его цена. Формы заработной платы
- 9.2.1. Общая характеристика рынка труда
- 9.2.2. Заработная плата
- 9.3. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- 9.3.1. Совершенная конкуренция на рынке труда
- 9.3.2. Монопсония на рынке труда
- 9.3.3. Профсоюзы на рынке труда
- 9.3.4. Взаимная монополия на рынке труда
- 10. Рынок капитала
- 10.1. Понятие о капитале и его структуре
- 10.1.1. Капитал как фактор производства
- 10.1.2. Капитал предприятия и его структура. Рынок оборотного капитала
- 10.2. Рынок основного капитала
- 10.2.1. Дисконтирование
- 10.2.2. Равновесие на рынке основного капитала
- 10.3. Понятие о проценте как доходе фактора капитал
- Глава 11. Рынок природных ресурсов
- 11.1. Земля как фактор производства
- 11.2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов
- 11.2.1. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов
- 11.2.2. Роль невозобновляемых ресурсов в современной российской экономике
- 11.3. Рынок возобновляемых природных ресурсов
- 11.3.1. Особенности аграрного сектора экономики
- 11.3.2. Земельная рента
- 11.3.3. Аграрный рынок России
- Список рекомендуемой литературы