3.3. Порядковая теория (ординалистский подход)
Френсис Эджуорт (1845-1926) – английский экономист и статистик; Вильфредо Парето (1848-1923) – итало-швейцарский социолог и экономист; Ирвинг Фишер (1867-1947) – американский экономист и статистик предложили альтернативную количественной порядковую теорию полезности, которая не предполагает не только возможности и необходимости соизмерения полезности благ для объяснения поведения потребителя, но и вообще какого-либо упоминания о полезности.
В 30-х гг. 20 века после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория прибрела завершенную форму и стала общепринятой.
Порядковый подход является более современным и основывается на менее жестких предположениях, чем количественный. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения, достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности».
«Чтобы получить в экономической теории четкие результаты, нужно опираться на понятия, которые непосредственно связаны со шкалой предпочтений индивида, а не с неопределенными свойствами его психологии. Тщательно избегая понятия «полезность» мы смогли придать четкость выводам …» - отмечал Дж. Хикс в своей работе «Стоимость и капитал».
Тем не менее, нужно отметить, что два подхода не разделены непроходимой пропастью. Несмотря на то, что они построены на основе различных предположений о поведении потребителя, в них можно обнаружить много общего.
Порядковый подход базируется на нескольких аксиомах.
Предположим, что объекты потребительского выбора – полный перечень товаров и услуг.
Для исследования потребительского выбора необходим не только перечень тех товаров, которые данный потребитель мог бы потребить, но и описание того, когда, где и при каких обстоятельствах эти товары могли бы стать для него доступными. (Например, зонт во время дождя – иной товар, чем зонт в солнечный день).
Мы будем рассматривать 2 товара, один из которых - «все другие товары».
х1 – количество одного, х2 – количество другого, А – потребительский набор: А (х1,х2).
Имеется два потребительских набора А ( ХА1, ХА2) и В (ХВ1, ХВ2). Например, А(4,6) и В (3,7). Предположим, что потребитель может установить, что один из наборов лучше или ему безразлично какой выбрать. Введем следующие обозначения:
> - один набор предпочтительнее другого;
~ - безразлично, какой из двух товаров потреблять, он получает одинаковое удовлетворение.
- слабое предпочтение (предпочитает 1 из двух или ему безразлично)
Аксиома полной упорядоченности. Потребитель способен упорядочить (сравнить) любые два набора. Для любой пары наборов он может указать
А>B (А предпочтительнее В), B > A, A ~ B (А и В равноценны).
Аксиома рефлективности. Любой набор, по крайней мере, не хуже самого себя (идентичного набора).
А А
Аксиома транзитивности. Если. А D и B C, то A C
A ~ B и B ~ C, то A ~ C
Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений.
Аксиома не насыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А>В.
Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими (потребителю незнакомо чувство зависти и сострадания.)
Рис. 3.4. Кривая безразличия
Набор из двух товаров можно показать графически: в виде точки. Точка А – набор из двух товаров в количестве . Точка В () (рис. 3.4.).
Множество точек, каждая из которых представляет такой набор из 2-х товаров, что потребителю безразлично какой из наборов выбрать, – кривая безразличия.
- Микроэкономика содержание
- Глава 1. Предмет экономической теории и ее методы. Микроэкономика
- Структура современной экономической теории Экономическая теория делится на следующие разделы:
- Методология экономической теории
- Глава 2. Основы анализа спроса и предложения
- А. Маршалл
- 2.1. Спрос
- 2.2. Предложение
- Рыночное равновесие и неравновесие
- 2.4. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах
- 2.5. Единственность и стабильность равновесия
- 2.6. Взаимовыгодность добровольного обмена
- 2.7. Регулирование рынка
- Основные средства государственного воздействия на рынок:
- 2.8. Эластичность спроса и предложения. Значение эластичности в микроэкономическом анализе
- Глава 3. Теория поведения потребителя Свобода выбора и суверенитет
- Рациональность
- 3.1. Бюджетное ограничение
- Изменение бюджетной линии
- 3.2. Количественная (кардиналистская) теория. Количественная полезность и спрос Полезность
- 3.3. Порядковая теория (ординалистский подход)
- Свойства кривых безразличия
- Предельная норма замещения
- 3.4. Оптимум потребителя (ординалистский подход)
- Изменение цен и дохода
- 3.5. Эффект дохода и эффект замены
- Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу
- Глава 4. Производство и издержки
- 4.1. Фирмы в рыночной экономике
- 4.2. Производственная функция
- 4.3. Экономические издержки и экономическая прибыль
- 4.4. Закон убывающей отдачи и издержки производства в краткосрочном периоде
- 4.5. Издержки в долгосрочном периоде
- Глава 5. Совершенная конкуренция
- 5.1. Признаки, цена, спрос и доход
- Общая характеристика типов рыночных структур
- 5.2. Максимизация прибыли, минимизация убытков в краткосрочном периоде
- 5.3. Закрытие фирмы
- 5.4. Краткосрочная кривая предложения
- 5.5. Оптимизация объема производства в долгосрочном периоде
- 5.6. Излишек производителя
- Глава 6. Чистая монополия
- 6.1. Спрос в условиях монополии. Валовой, предельный и средний доход
- 6.2. Максимизация прибыли
- 6.3. Смещение спроса
- 6.4. Ценовая дискриминация
- 6.5. Сравнение монополии и чистой конкуренции
- 6.6. Показатели монопольной власти
- 6.7. Регулирование естественных монополий
- Глава 7. Монополистическая конкуренция
- 7.1. Кривая спроса фирмы и отрасли
- 7.2. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 7.3. Монополистическая конкуренция и эффективность
- 7.4. Неценовая конкуренция
- Глава 8. Олигополия
- 8.1. Олигополия, признаки и распространенность
- 8.2. Олигополия в краткосрочном периоде
- 8.3. Олигополия в долгосрочном периоде
- 8.4. Модель Курно
- 8.5. Сговор при олигополии
- 8.6. Ломаная кривая спроса
- Глава 9. Рынок труда и заработная плата
- 9.1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы
- 9.2. Фактор труд и его цена. Формы заработной платы
- 9.2.1. Общая характеристика рынка труда
- 9.2.2. Заработная плата
- 9.3. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- 9.3.1. Совершенная конкуренция на рынке труда
- 9.3.2. Монопсония на рынке труда
- 9.3.3. Профсоюзы на рынке труда
- 9.3.4. Взаимная монополия на рынке труда
- 10. Рынок капитала
- 10.1. Понятие о капитале и его структуре
- 10.1.1. Капитал как фактор производства
- 10.1.2. Капитал предприятия и его структура. Рынок оборотного капитала
- 10.2. Рынок основного капитала
- 10.2.1. Дисконтирование
- 10.2.2. Равновесие на рынке основного капитала
- 10.3. Понятие о проценте как доходе фактора капитал
- Глава 11. Рынок природных ресурсов
- 11.1. Земля как фактор производства
- 11.2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов
- 11.2.1. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов
- 11.2.2. Роль невозобновляемых ресурсов в современной российской экономике
- 11.3. Рынок возобновляемых природных ресурсов
- 11.3.1. Особенности аграрного сектора экономики
- 11.3.2. Земельная рента
- 11.3.3. Аграрный рынок России
- Список рекомендуемой литературы