Глава 3. Теория поведения потребителя Свобода выбора и суверенитет
Обстоятельное изложение экономической теории начинается с изучения поведения потребителя, а не производителя. На первый взгляд может показаться, что главные действующие лица в экономике – металлургические комбинаты, ГОКи, угольные шахты, АЭС, … И отдельный потребитель вряд ли может оказать влияние на поведение этих гигантов. Но если присмотреться внимательно к поведению производителей, то возникает вопрос: как, откуда они получают указания о том, какие товары и в каком количестве производить.
Для производителей, работающих в условиях рынка, цель – получение прибыли. В этих условиях допустимо производство лишь такого товара, который может быть продан на рынке по цене, превышающей издержки на производство данного товара. Здесь-то и происходит обращение к потребителю, оценивающему работу производителя: отдал потребитель за товар свои деньги, да при чем столько, чтобы покрыть издержки – производитель получает прибыль, не купил потребитель предлагаемый товар - производитель разоряется. Естественно, отдельный потребитель не настолько силен, чтобы вынести приговор производителю. Этот приговор – общее решение потребителей. Они для этого не собираются вместе, каждый принимает самостоятельные личные решения, а в подтверждение этого решения отдает производителю некоторое количество голосов (руб., долл.), собрав все попавшие к нему голоса, производитель видит, насколько его деятельность признается успешной и каким образом ему вести себя дальше.
Все сказанное относится к производителям сырья и средств производства. Производство нефти не является самоцелью – их функции сводятся, в конечном счете, к возможности их применения для производства товаров, удовлетворяющих запросы потребителя. Следовательно, экономисты говорят о суверенитете потребителя. Он состоит в способности потребителя воздействовать на производство описанным выше способом.
Необходимым условием суверенитета является свобода потребительского выбора. Свобода существует не всегда. Ограничения свободы выбора могут быть различны по масштабам и формам: от введения карточной системы до законодательного запрещения производства и потребления каких-либо товаров.
Мотивы ограничения могут быть различными: чрезвычайные обстоятельства (война, стихийные бедствия); желание уберечь от «плохого» (с точки зрения общества) товара (наркотиков, алкоголя). Предоставить потребителю больше «хорошего» товара, чем он выбрал бы самостоятельно.
Свобода в той или иной степени ограничивается в любом обществе. Экономическая теория не дает советов, что «такое хорошо и что такое плохо», а только предупреждает, что ограничение свободы выбора – весьма опасное оружие, пользоваться которым нужно осторожно.
Ограничение оправданно лишь как временное средство в чрезвычайных ситуациях или как вынужденная мера по защите от очевидного, с точки зрения общества, зла.
Результатом ограничения является разрыв связи потребителя и производителя. Потребитель уже не сможет сигнализировать свое отношение к товару и передать производителю ту сумму денежных средств, которую сочтет нужной. Производитель не сможет расширить производство тех товаров, за которые проголосовал бы потребитель. Все решения о производстве будут приниматься административными органами, исходя из их представлений о том, что нужно и что не нужно производить. Результатом ограничений свободы выбора будут структурный кризис в экономике и производство ради производства.
Свобода выбора еще не гарантирует суверенитета потребителей, он может быть ограничен и другими способами. В начале 70-х годов советский потребитель мог в значительной мере пользоваться свободой выбора. Однако существенного влияния на производителей это не оказывало, т. к. производственные программы определялись не потребностями рынка, а указаниями вышестоящих органов.
- Микроэкономика содержание
- Глава 1. Предмет экономической теории и ее методы. Микроэкономика
- Структура современной экономической теории Экономическая теория делится на следующие разделы:
- Методология экономической теории
- Глава 2. Основы анализа спроса и предложения
- А. Маршалл
- 2.1. Спрос
- 2.2. Предложение
- Рыночное равновесие и неравновесие
- 2.4. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах
- 2.5. Единственность и стабильность равновесия
- 2.6. Взаимовыгодность добровольного обмена
- 2.7. Регулирование рынка
- Основные средства государственного воздействия на рынок:
- 2.8. Эластичность спроса и предложения. Значение эластичности в микроэкономическом анализе
- Глава 3. Теория поведения потребителя Свобода выбора и суверенитет
- Рациональность
- 3.1. Бюджетное ограничение
- Изменение бюджетной линии
- 3.2. Количественная (кардиналистская) теория. Количественная полезность и спрос Полезность
- 3.3. Порядковая теория (ординалистский подход)
- Свойства кривых безразличия
- Предельная норма замещения
- 3.4. Оптимум потребителя (ординалистский подход)
- Изменение цен и дохода
- 3.5. Эффект дохода и эффект замены
- Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу
- Глава 4. Производство и издержки
- 4.1. Фирмы в рыночной экономике
- 4.2. Производственная функция
- 4.3. Экономические издержки и экономическая прибыль
- 4.4. Закон убывающей отдачи и издержки производства в краткосрочном периоде
- 4.5. Издержки в долгосрочном периоде
- Глава 5. Совершенная конкуренция
- 5.1. Признаки, цена, спрос и доход
- Общая характеристика типов рыночных структур
- 5.2. Максимизация прибыли, минимизация убытков в краткосрочном периоде
- 5.3. Закрытие фирмы
- 5.4. Краткосрочная кривая предложения
- 5.5. Оптимизация объема производства в долгосрочном периоде
- 5.6. Излишек производителя
- Глава 6. Чистая монополия
- 6.1. Спрос в условиях монополии. Валовой, предельный и средний доход
- 6.2. Максимизация прибыли
- 6.3. Смещение спроса
- 6.4. Ценовая дискриминация
- 6.5. Сравнение монополии и чистой конкуренции
- 6.6. Показатели монопольной власти
- 6.7. Регулирование естественных монополий
- Глава 7. Монополистическая конкуренция
- 7.1. Кривая спроса фирмы и отрасли
- 7.2. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 7.3. Монополистическая конкуренция и эффективность
- 7.4. Неценовая конкуренция
- Глава 8. Олигополия
- 8.1. Олигополия, признаки и распространенность
- 8.2. Олигополия в краткосрочном периоде
- 8.3. Олигополия в долгосрочном периоде
- 8.4. Модель Курно
- 8.5. Сговор при олигополии
- 8.6. Ломаная кривая спроса
- Глава 9. Рынок труда и заработная плата
- 9.1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы
- 9.2. Фактор труд и его цена. Формы заработной платы
- 9.2.1. Общая характеристика рынка труда
- 9.2.2. Заработная плата
- 9.3. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- 9.3.1. Совершенная конкуренция на рынке труда
- 9.3.2. Монопсония на рынке труда
- 9.3.3. Профсоюзы на рынке труда
- 9.3.4. Взаимная монополия на рынке труда
- 10. Рынок капитала
- 10.1. Понятие о капитале и его структуре
- 10.1.1. Капитал как фактор производства
- 10.1.2. Капитал предприятия и его структура. Рынок оборотного капитала
- 10.2. Рынок основного капитала
- 10.2.1. Дисконтирование
- 10.2.2. Равновесие на рынке основного капитала
- 10.3. Понятие о проценте как доходе фактора капитал
- Глава 11. Рынок природных ресурсов
- 11.1. Земля как фактор производства
- 11.2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов
- 11.2.1. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов
- 11.2.2. Роль невозобновляемых ресурсов в современной российской экономике
- 11.3. Рынок возобновляемых природных ресурсов
- 11.3.1. Особенности аграрного сектора экономики
- 11.3.2. Земельная рента
- 11.3.3. Аграрный рынок России
- Список рекомендуемой литературы