logo
книга

Глава 3. Теория поведения потребителя Свобода выбора и суверенитет

Обстоятельное изложение экономической теории начинается с изучения поведения потребителя, а не производителя. На первый взгляд может показаться, что главные действующие лица в экономике – металлургические комбинаты, ГОКи, угольные шахты, АЭС, … И отдельный потребитель вряд ли может оказать влияние на поведение этих гигантов. Но если присмотреться внимательно к поведению производителей, то возникает вопрос: как, откуда они получают указания о том, какие товары и в каком количестве производить.

Для производителей, работающих в условиях рынка, цель – получение прибыли. В этих условиях допустимо производство лишь такого товара, который может быть продан на рынке по цене, превышающей издержки на производство данного товара. Здесь-то и происходит обращение к потребителю, оценивающему работу производителя: отдал потребитель за товар свои деньги, да при чем столько, чтобы покрыть издержки – производитель получает прибыль, не купил потребитель предлагаемый товар - производитель разоряется. Естественно, отдельный потребитель не настолько силен, чтобы вынести приговор производителю. Этот приговор – общее решение потребителей. Они для этого не собираются вместе, каждый принимает самостоятельные личные решения, а в подтверждение этого решения отдает производителю некоторое количество голосов (руб., долл.), собрав все попавшие к нему голоса, производитель видит, насколько его деятельность признается успешной и каким образом ему вести себя дальше.

Все сказанное относится к производителям сырья и средств производства. Производство нефти не является самоцелью – их функции сводятся, в конечном счете, к возможности их применения для производства товаров, удовлетворяющих запросы потребителя. Следовательно, экономисты говорят о суверенитете потребителя. Он состоит в способности потребителя воздействовать на производство описанным выше способом.

Необходимым условием суверенитета является свобода потребительского выбора. Свобода существует не всегда. Ограничения свободы выбора могут быть различны по масштабам и формам: от введения карточной системы до законодательного запрещения производства и потребления каких-либо товаров.

Мотивы ограничения могут быть различными: чрезвычайные обстоятельства (война, стихийные бедствия); желание уберечь от «плохого» (с точки зрения общества) товара (наркотиков, алкоголя). Предоставить потребителю больше «хорошего» товара, чем он выбрал бы самостоятельно.

Свобода в той или иной степени ограничивается в любом обществе. Экономическая теория не дает советов, что «такое хорошо и что такое плохо», а только предупреждает, что ограничение свободы выбора – весьма опасное оружие, пользоваться которым нужно осторожно.

Ограничение оправданно лишь как временное средство в чрезвычайных ситуациях или как вынужденная мера по защите от очевидного, с точки зрения общества, зла.

Результатом ограничения является разрыв связи потребителя и производителя. Потребитель уже не сможет сигнализировать свое отношение к товару и передать производителю ту сумму денежных средств, которую сочтет нужной. Производитель не сможет расширить производство тех товаров, за которые проголосовал бы потребитель. Все решения о производстве будут приниматься административными органами, исходя из их представлений о том, что нужно и что не нужно производить. Результатом ограничений свободы выбора будут структурный кризис в экономике и производство ради производства.

Свобода выбора еще не гарантирует суверенитета потребителей, он может быть ограничен и другими способами. В начале 70-х годов советский потребитель мог в значительной мере пользоваться свободой выбора. Однако существенного влияния на производителей это не оказывало, т. к. производственные программы определялись не потребностями рынка, а указаниями вышестоящих органов.