7.4. Неценовая конкуренция
Конкуренция между фирмами не сводится исключительно к снижению цены на свои товары и услуги. Применяемые фирмой способы (кроме снижения цены), с помощью которых она стремится увеличить объем продаж своей продукции, носит название неценовой конкуренции. Основными ее формами являются дифференциация продукта, улучшение качества,
реклама.
Дифференциация товара может принимать ряд форм. Это разнообразные по марке, типу, качеству товары и услуги, имеющие одно целевое предназначение. Дифференциация товара зависит от расположения фирмы, времени ее работы, доступности товаров для продажи потребителям и др.
Повышение качества товара как форма неценовой конкуренции побуждает другие фирмы принимать меры к улучшению его технологии и повышению потребительских свойств.
Важная роль в продвижении товаров на рынке принадлежит рекламе, цель которой - приспособить потребительский спрос к продукту. По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники рекламной деятельности считают, что она стимулирует качество, помогает потребителю разобраться с предназначением и условиями продажи, финансирует средства массовой информации. Противники рекламы отмечают ее негативные стороны, такие, как дезинформация покупателя, высокие расходы, «засорение» средств массовой информации. В связи с подобной оценкой государственным органам необходимо регулировать процессы рекламной деятельности. В частности, в России запрещена реклама алкогольной и табачной продукции, ограничены размеры расходов на рекламную деятельность предприятия.
Таким образом, монополистическая конкуренция представляет собой широко распространенную рыночную структуру, сочетающую в себе и конкуренцию и монополию. Ее основной сферой является розничная торговля, она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления, в сфере услуг и др.[27].
ТЕСТЫ
Выберите правильный ответ среди предложенных:
-
Рисунок 1. иллюстрирует положение фирмы на монополистически конкурентном рынке.
Предельные издержки P
Цена Средние издержки
Спрос
Предельный доход
Q
Выпуск
Рис. 1. Фирма на монополистически конкурентном рынке
Фирма допустит ошибку, если установит цену, равную ОР, потому что:
а) При этой цене предельный доход выше предельных издержек;
б) Эта цена выше уровня цены, при которой фирма может получить максимум прибыли;
в) Объем выпуска, соответствующий этой цене, меньше того объема, при котором прибыль максимальна;
г) Все предыдущие ответы верны;
д) Верны только ответы а) и б).
2. Если фирма, представленная на рис. 1., выберет объем выпуска ОQ, то:
а) На рынке возникнут новые производители;
б) Фирма будет получать экономическую прибыль;
в) Фирма установит цену ОР;
г) Все предыдущие ответы верны;
д) Верны только ответы а) и б).
3. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
а) Выпускаются дифференцированные товары;
б) На рынке оперирует множество покупателей и продавцов;
в) Каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт;
г) Выпускаются однородные товары;
д) Рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.
4. Какая формула верна в условиях монополистической конкуренции для фирмы, добивающейся равновесия в долгосрочном периоде:
а) MR = MC и P = LRAC;
б) P = MC и P = LRAC;
в) P = MC и P = MR;
г) MR = MC и P = MR.
5. Главное различие между монополией и монополистической конкуренцией заключается в следующем:
а) монополия способна присваивать чистую прибыль в долгосрочном периоде, а монополистическая конкурентная фирма не способна;
б) монополия обладает монополистической властью, а монополистически конкурентная фирма не обладает;
в) условие P > MR верно для монополии, а условие P = MR – для монополистически конкурентной фирмы.
6. Монополии и монополистически конкурентной фирме присущи общие черты:
а) максимизация прибыли при выполнении условия MR = MC;
б) использование рекламы для дифференциации продукта;
в) производство продукции в минимальной точке долгосрочной кривой средних издержек;
г) нулевая прибыль в долгосрочном периоде.
7. Различие между олигополией и монополистически конкурентной фирмой заключается в следующем:
а) олигополия никогда не несет убытков, а монополистически конкурентная фирма иногда убыточна;
б) олигополия производит продукты, соблюдая условие MR = P, монополистически конкурентная фирма – условие MR = MC;
в) олигополия учитывает в своих действиях реакцию конкурентов, а монополистически конкурентная фирма нет;
г) олигополия не испытывает угрозы закрытия, а монополистически конкурентная фирма может прекратить деятельность при определенных условиях.
8. Преимущество монополистической конкуренции над совершенной заключается в следующем:
а) более низкий уровень цен;
б) более широкий выбор товаров для потребителя;
в) более низкие прибыли в долгосрочном периоде;
г) незначительные издержки производства.
9. В условиях монополистической конкуренции для максимизации прибыли фирма должна:
а) соблюдать равенство средних издержек и цен;
б) обеспечивать соответствие предельных издержек и спроса;
в) обеспечивать равенство предельных издержек и предельного дохода;
г) удерживать превышение совокупным доходом совокупных издержек;
д) все предыдущие варианты ответов верны.
10. Монополистическая конкурентная фирма максимизирует прибыль, если складываются определенные условия:
а) предельные издержки равны совокупным средним издержкам;
б) предельные издержки равны цене продукта;
в) предельные издержки равны предельному доходу;
г) цена продукта равна средним издержкам;
д) постоянные издержки ниже цены продукта;
е) все ответы равны.
- Микроэкономика содержание
- Глава 1. Предмет экономической теории и ее методы. Микроэкономика
- Структура современной экономической теории Экономическая теория делится на следующие разделы:
- Методология экономической теории
- Глава 2. Основы анализа спроса и предложения
- А. Маршалл
- 2.1. Спрос
- 2.2. Предложение
- Рыночное равновесие и неравновесие
- 2.4. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах
- 2.5. Единственность и стабильность равновесия
- 2.6. Взаимовыгодность добровольного обмена
- 2.7. Регулирование рынка
- Основные средства государственного воздействия на рынок:
- 2.8. Эластичность спроса и предложения. Значение эластичности в микроэкономическом анализе
- Глава 3. Теория поведения потребителя Свобода выбора и суверенитет
- Рациональность
- 3.1. Бюджетное ограничение
- Изменение бюджетной линии
- 3.2. Количественная (кардиналистская) теория. Количественная полезность и спрос Полезность
- 3.3. Порядковая теория (ординалистский подход)
- Свойства кривых безразличия
- Предельная норма замещения
- 3.4. Оптимум потребителя (ординалистский подход)
- Изменение цен и дохода
- 3.5. Эффект дохода и эффект замены
- Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу
- Глава 4. Производство и издержки
- 4.1. Фирмы в рыночной экономике
- 4.2. Производственная функция
- 4.3. Экономические издержки и экономическая прибыль
- 4.4. Закон убывающей отдачи и издержки производства в краткосрочном периоде
- 4.5. Издержки в долгосрочном периоде
- Глава 5. Совершенная конкуренция
- 5.1. Признаки, цена, спрос и доход
- Общая характеристика типов рыночных структур
- 5.2. Максимизация прибыли, минимизация убытков в краткосрочном периоде
- 5.3. Закрытие фирмы
- 5.4. Краткосрочная кривая предложения
- 5.5. Оптимизация объема производства в долгосрочном периоде
- 5.6. Излишек производителя
- Глава 6. Чистая монополия
- 6.1. Спрос в условиях монополии. Валовой, предельный и средний доход
- 6.2. Максимизация прибыли
- 6.3. Смещение спроса
- 6.4. Ценовая дискриминация
- 6.5. Сравнение монополии и чистой конкуренции
- 6.6. Показатели монопольной власти
- 6.7. Регулирование естественных монополий
- Глава 7. Монополистическая конкуренция
- 7.1. Кривая спроса фирмы и отрасли
- 7.2. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 7.3. Монополистическая конкуренция и эффективность
- 7.4. Неценовая конкуренция
- Глава 8. Олигополия
- 8.1. Олигополия, признаки и распространенность
- 8.2. Олигополия в краткосрочном периоде
- 8.3. Олигополия в долгосрочном периоде
- 8.4. Модель Курно
- 8.5. Сговор при олигополии
- 8.6. Ломаная кривая спроса
- Глава 9. Рынок труда и заработная плата
- 9.1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы
- 9.2. Фактор труд и его цена. Формы заработной платы
- 9.2.1. Общая характеристика рынка труда
- 9.2.2. Заработная плата
- 9.3. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- 9.3.1. Совершенная конкуренция на рынке труда
- 9.3.2. Монопсония на рынке труда
- 9.3.3. Профсоюзы на рынке труда
- 9.3.4. Взаимная монополия на рынке труда
- 10. Рынок капитала
- 10.1. Понятие о капитале и его структуре
- 10.1.1. Капитал как фактор производства
- 10.1.2. Капитал предприятия и его структура. Рынок оборотного капитала
- 10.2. Рынок основного капитала
- 10.2.1. Дисконтирование
- 10.2.2. Равновесие на рынке основного капитала
- 10.3. Понятие о проценте как доходе фактора капитал
- Глава 11. Рынок природных ресурсов
- 11.1. Земля как фактор производства
- 11.2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов
- 11.2.1. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов
- 11.2.2. Роль невозобновляемых ресурсов в современной российской экономике
- 11.3. Рынок возобновляемых природных ресурсов
- 11.3.1. Особенности аграрного сектора экономики
- 11.3.2. Земельная рента
- 11.3.3. Аграрный рынок России
- Список рекомендуемой литературы