logo
книга

6.2. Максимизация прибыли

Для фирмы-монополиста правило максимизации прибыли такое же, как и для совершенно конкурентной фирмы Однако монополист, определяя объем производства, будет назначать це­ну с расчетом, чтобы максимальная прибыль соответствовала эластичному участку спроса. При этом еще раз отметим, что у монополиста цена выше предельного дохода (Р > MR), но нача­ло кривой предельного дохода и кривой спроса будет общим, исходящим из одной точки R (рис. 6.3а.), ибо MR от первой еди­ницы продукции всегда равняется цене этой единицы. Макси­мальная прибыль окажется при таком выпуске, когда предельный доход равен предельным издержкам монополиста (MR = МС), в точке F, при этом выпуск продукции, максимизирующий при­быль, будет равен Q, а цену монополист установит равную Р. Вместе с тем при монополии цена выше предельного дохода, поэтому при максимизации прибыли монополиста MR = МС < Р. Монополист устанавливает цену, превышающую предельные затраты.

Прибыль монополиста определяется площадью прямо­угольника РВК(АТС). Максимизация прибыли методом «валовой доход - общие издержки» приведена на рис. 6.3б. Значение ве­личины валового дохода превышает величину издержек на мак­симальную величину (отрезок NM) при выпуске, равном Q, при этом равны и угловые коэффициенты кривых валового дохода и общих издержек. Прибыль П при таком выпуске максимальна и равна отрезку QU. Необходимо отметить, что значение прибыли вначале (при очень малом выпуске) может быть и отрицатель­ным, поскольку фирма может нести убыток, равный своим по­стоянным издержкам. Прибыль растет одновременно с объемом производства и достигает максимального значения в точке U.

Рис. 6.3. Максимизация прибыли в условиях монополии:

а) предельный подход; б) подход «валовой доход — общие издержки»

Несмотря на некоторую власть над ценой, на рынке может сложиться ситуация, когда фирма-монополист будет производить, продукцию в краткосрочном периоде с убытками. Как правило, такое положение возможно, если у предприятия одновре­менно с повысившимися средними издержками произойдет ослабление спроса на выпускаемую продукцию. Однако в подобной ситуации монополист оказывается крайне редко и может находиться в ней не долго. Для увеличения спроса монополист вынужден будет снизить цену и принять меры для снижения своих издержек.

В долгосрочном периоде поведение монополиста определяется степенью его монопольной власти и защищенностью от конкуренции. Так, при отсутствии угрозы появления конкурентов монополист максимизирует прибыль одинаковыми способа­ми как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах.