logo
книга

8.5. Сговор при олигополии

Поскольку действия фирм-олигополистов влияют на фи­нансовый результат каждой фирмы отрасли, то между ними су­ществует реальная возможность договориться о размерах цены на товар, о величине выпуска продукции, о разделе рынка, об ограничении допуска на него других фирм и т.д.

Сговор это соглашение между фирмами с целью выработ­ки единой рыночной политики.

Когда олигополисты официально договариваются о ценах и объемах выпуска, то результатом сговора является объединение фирм в картель. Картель представляет собой объединение фирм-олигополистов, согласующих свои действия таким обра­зом, как если бы они слились в чистую монополию. Участвую­щие в таком объединении фирмы получают преимущества чис­той монополии, что позволяет им устанавливать более высокие цены, ограничивая выпуск продукции.

Отношение к картелям в разных странах неоднозначное. В Японии они широко распространены, в ряде стран Европы на­растает тенденция к их запрещению. Однако во всех странах действует законодательство, ограничивающее монопольную дея­тельность, приводящую к росту цен.

Одной из форм неявного сговора является ценовое лидерство. Такое явление наиболее часто наблюдается в отрасли, где есть преобладающее влияние одной, как правило, самой крупной фирмы-лидера. Такая фирма и выступает инициатором возмож­ных изменений цен и выпуска. Ценовой лидер уверен, что дру­гие фирмы последуют его примеру. Фирмы-олигополисты, вхо­дящие в отрасль, знают, что если они последуют за лидером, то другие сделают то же самое. Такая согласованность равносильна картелю, хотя и отсутствует при этом формальное соглашение.

Необходимо отметить, что фирма-ценовой лидер действует не только по линии повышения цен. Чтобы помешать входу в отрасль конкурентов, ценовой лидер может и понижать цены, объявляя тем самым ценовую войну.