9.1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы
Вслед за рассмотрением конкурентной среды обитания субъектов рыночной экономики обратимся к специфическим условиям функционирования рынков факторов производства (ресурсов), с выхода на которые по существу и начинается деятельность любого предприятия (фирмы).
На рынках ресурсов продавцами могут быть и домашние хозяйства, и другие фирмы, и само государство, а в роли покупателей всегда выступают фирмы. Приступая к любому виду хозяйственной деятельности, фирма должна иметь четкое представление о количестве необходимых ей факторов производства. Это количество, выраженное в денежной форме, и есть объем спроса на ресурсы.
Каждой фирме уже на стадии организации производства и покупки ресурсов требуется предельно четкая ориентация на будущего потребителя. Само существование предприятия на рынке может быть оправдано лишь фактом удовлетворения платежеспособных человеческих потребностей. Поведение фирмы в условиях рыночной конкуренции подчинено принципу: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести. Только ради удовлетворения спроса на свою продукцию фирма вообще покупает ресурсы. То есть рынок объективно устанавливает первичность спроса на готовую продукцию и вторичность спроса на экономические ресурсы. Поэтому ключевой характеристикой спроса на ресурсы является его производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию.
Следует обратить внимание на принципиальное различие связанное со спросом на ресурсы, в двух системах — централизованно планируемой и рыночной. Для России, переходящей от первой из названных систем ко второй, теоретический анализ этого различия имеет особое значение.
В нашей прежней системе главным приоритетом был пресловутый «вал» — выполнение и перевыполнение плана по производству продукции. От него зависели все экономические показатели, включая размер прибыли предприятия. Принцип ценообразования при социализме был близок к системе «издержки плюс», т.е. заключался в прибавлении нормативного процента прибыли к величине издержек. В таких условиях чем больше производишь и соответственно чем больше у тебя общий объем издержек, тем больше прибыли и получаешь. Поэтому неутолимо велик был спрос на ресурсы. Не случайно на каждой проходной завода висели нескончаемые списки требующихся рабочих, а главной головной болью директоров было стремление «выбить» как можно больше сырья, материалов, техники и т.п.
Определенную роль в современном, чрезвычайно тяжелом положении многих отечественных предприятий безусловно играет стремление использовать эту старую схему в изменившихся экономических условиях. Однако в рыночной системе она перестает работать, поскольку предприятия лишаются прежней «оранжерейной» (бесконкурентной) среды обитания и вынуждены переходить на «открытый грунт» реальных конкурентных отношений свободного предпринимательства. Произведенный объем продукции уже не является теперь гарантом получения не только максимальной, но и любой прибыли. Ведь необходимо, чтобы продукцию реально купили. А платежеспособный спрос (особенно в условиях кризиса) существует далеко не на все товары. Поэтому закупка ресурсов « под обеспечение производства», а не «под платежеспособный спрос» часто ведет к растрате и без того скудных ресурсов.
Становление и развитие рынка неминуемо ведет к тому, что начинает действовать другая схема (рис. 9.1.):
Рис. 9.1. Формирование спроса на ресурсы в рыночной экономике
Иными словами, если в централизованно планируемой системе оптимальные параметры деятельности предприятия достигались за счет максимизации спроса на ресурсы, то в рыночных условиях устанавливается жесткая зависимость величины и структуры спроса на факторы производства от решения задачи максимизации прибыли. Необходимо купить ровно столько факторов производства, сколько надо для максимизации прибыли: ни на единицу больше и ни на единицу меньше. .
Важно уточнить теоретический подход к известному принципу «при мата производства», утверждающему главенство (первенствующую роль) сферы производства по отношению к другим классическим сферам экономической жизни общества (распределению, обмену и потреблению).
Производство (причем всех благ — вещественных и невещественных) всегда образует исходный момент для удовлетворения человеческих потребностей. Распределять, обменивать и потреблять можно лишь произведенные товары и услуги. В этом смысле производство удерживает за собой очевидное первенство в любой экономической системе. Например, пренебрежительное отношение к реальному (производящему) сектору отечественной экономики следует считать грубой ошибкой современных реформ в России.
Рыночная система, однако, объективно погружает само производство в горнило обменных процессов, в результате чего сфера обмена становится естественной средой обитания любого предприятия, а производство подчиняется его требованиям. Производство по-прежнему принципиально важно, но каким оно должно быть, решает рынок. Чисто производственной деятельности предшествует предъявление спроса на ресурсы (обмен здесь приобретает главенствующую роль), а ее финалом служит реализация готовой продукции. Максимизация прибыли достигается в рамках цепочки обмен — производство — обмен.
Как мы установили, объем спроса на экономические ресурсы определяется фирмой исходя из цели максимизации прибыли. Логика решения этой задачи в принципе та же самая, что и при оптимизации объема производства. Максимум прибыли достигается тогда, когда предельный доход сравнивается с предельными издержками (напомним правило MR = МС). Разница лишь в том, что раньше решался вопрос, до какого объема надо наращивать выпуск продукции, а теперь выясняется, в каких объемах следует закупать дополнительные ресурсы.
Конкретнее, объем спроса на ресурс зависит от трех составляющих:
1) от производительности (отдачи) данного ресурса, т.е. того, сколько готовой продукции можно получить, используя одну единицу ресурса;
2) от цены товаров, произведенных с его помощью;
3) от цены самого ресурса и соответственно от издержек, которые понесет предприятие на его приобретение.
Для большей конкретности рассмотрим процесс формирования спроса на ресурсы на примере такого ключевого фактора производства, каким является труд. Спрос на иные ресурсы, в принципе, определяется схожим образом.
Воспользуемся понятиями: предельный продукт (МР), предельный продукт в денежной форме (MRP) и предельные издержки на ресурс (MRC). В случае их применения к трудовым ресурсам необходимо ввести в анализ следующие уточненные определения:
-
предельный продукт труда (МРL) — прирост выпуска продукции в натуральном выражении, полученный в результате применения дополнительной единицы труда;
-
предельный продукт труда в денежной форме (MRPL) – прирост денежного дохода, полученный в результате продажи продукции Х, созданной одной дополнительной единицей труда (MRPL = MRX * MPL), где MR – предельный доход);
-
предельные издержки на трудовой ресурс (MRCL) – прирост общих издержек производства в результате применения одной дополнительной единицы труда;
Определим оптимальный объем спроса фирмы на трудовые ресурсы (рис. 9.2.).
Покупая трудовой фактор, предприятие должно сравнивать доходность этого фактора с издержками на его покупку, т.е. MRPL с MRCL.
Рис. 9.2. Определение оптимального спроса на труд
При этом максимальная прибыль теоретически достижима в случае полного равенства этих величин (на практике — в момент их существенного сближения).
В точке В, где пересекаются прямые MRP (предельный денежный продукт труда) и MRC- (предельные издержки на трудовой ресурс), наблюдается полное равенство предельного денежного продукта и предельных издержек, т.е. здесь дополнительные издержки равны дополнительному доходу. В этом примере фирма для обеспечения максимально прибыльного равновесия должна предъявить спрос на 5 работников при ставке зарплаты 50 единиц. Если же фирма примет на работу еще одного человека (точка С на графике), то он будет создавать меньший предельный денежный продукт (40 единиц), чем потрачено денежных средств на его оплату (50 единиц). В то же время отказ от найма одного дополнительного работника (точка А на графике) обернется потерей дополнительного дохода, который он мог бы принести, в размере 10 единиц. Естественно, что сопоставляя все варианты, фирма наймет 5 работников, т.е. такое число, при котором в силу выполнения правила MRP = MRC максимизируется прибыль.
Проведенный анализ позволяет решить и еще одну важную проблему: в каких пропорциях фирма должна закупать разные ресурсы — труд, капитал, землю и т.д. Дело в том, что одного и того же результата можно достигнуть, используя разные их комбинации. Скажем, один и тот же урожай можно получить и с огромного поля, применяя там минимум труда и техники (акцент на фактор земля). И с крошечного участка, удобрив и обработав его наилучшим образом (акцент на факторы труд и капитал).
Мерилом эффективности использования ресурсов будет отдача от них. В количественном отношении она выразиться дробью:
где MRPi — предельный денежный продукт соответствующего ресурса, а Рi — его цена. При этом фирма будет всегда выбирать тот ресурс, для которого эта величина будет выше.
Вспомним, однако, про закон убывающей отдачи. Покупая все новые и новые порции самого эффективного ресурса, фирма будет тем самым снижать его отдачу, а следовательно, и эффективность. Очевидно, этот процесс будет идти до тех пор, пока эффективность использования лучшего ресурса (или лучших ресурсов) не сравняется с эффективностью всех прочих. То есть пока не сложится равенство:
Вспомним также, что фирма оптимизирует закупки каждого ресурса в соответствии с правилом MRP = MRC. Но предельные издержки покупки ресурса равны его цене, т.е. MRP = MRC = Р. Учитывая это, мы можем переписать выведенную формулу следующим образом:
Или в словесной форме: максимизация прибыли обеспечивается использованием ресурсов в таких масштабах и пропорциях, при которых предельный денежный продукт от их применения равен цене соответствующего ресурса.
- Микроэкономика содержание
- Глава 1. Предмет экономической теории и ее методы. Микроэкономика
- Структура современной экономической теории Экономическая теория делится на следующие разделы:
- Методология экономической теории
- Глава 2. Основы анализа спроса и предложения
- А. Маршалл
- 2.1. Спрос
- 2.2. Предложение
- Рыночное равновесие и неравновесие
- 2.4. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах
- 2.5. Единственность и стабильность равновесия
- 2.6. Взаимовыгодность добровольного обмена
- 2.7. Регулирование рынка
- Основные средства государственного воздействия на рынок:
- 2.8. Эластичность спроса и предложения. Значение эластичности в микроэкономическом анализе
- Глава 3. Теория поведения потребителя Свобода выбора и суверенитет
- Рациональность
- 3.1. Бюджетное ограничение
- Изменение бюджетной линии
- 3.2. Количественная (кардиналистская) теория. Количественная полезность и спрос Полезность
- 3.3. Порядковая теория (ординалистский подход)
- Свойства кривых безразличия
- Предельная норма замещения
- 3.4. Оптимум потребителя (ординалистский подход)
- Изменение цен и дохода
- 3.5. Эффект дохода и эффект замены
- Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу
- Глава 4. Производство и издержки
- 4.1. Фирмы в рыночной экономике
- 4.2. Производственная функция
- 4.3. Экономические издержки и экономическая прибыль
- 4.4. Закон убывающей отдачи и издержки производства в краткосрочном периоде
- 4.5. Издержки в долгосрочном периоде
- Глава 5. Совершенная конкуренция
- 5.1. Признаки, цена, спрос и доход
- Общая характеристика типов рыночных структур
- 5.2. Максимизация прибыли, минимизация убытков в краткосрочном периоде
- 5.3. Закрытие фирмы
- 5.4. Краткосрочная кривая предложения
- 5.5. Оптимизация объема производства в долгосрочном периоде
- 5.6. Излишек производителя
- Глава 6. Чистая монополия
- 6.1. Спрос в условиях монополии. Валовой, предельный и средний доход
- 6.2. Максимизация прибыли
- 6.3. Смещение спроса
- 6.4. Ценовая дискриминация
- 6.5. Сравнение монополии и чистой конкуренции
- 6.6. Показатели монопольной власти
- 6.7. Регулирование естественных монополий
- Глава 7. Монополистическая конкуренция
- 7.1. Кривая спроса фирмы и отрасли
- 7.2. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 7.3. Монополистическая конкуренция и эффективность
- 7.4. Неценовая конкуренция
- Глава 8. Олигополия
- 8.1. Олигополия, признаки и распространенность
- 8.2. Олигополия в краткосрочном периоде
- 8.3. Олигополия в долгосрочном периоде
- 8.4. Модель Курно
- 8.5. Сговор при олигополии
- 8.6. Ломаная кривая спроса
- Глава 9. Рынок труда и заработная плата
- 9.1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы
- 9.2. Фактор труд и его цена. Формы заработной платы
- 9.2.1. Общая характеристика рынка труда
- 9.2.2. Заработная плата
- 9.3. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- 9.3.1. Совершенная конкуренция на рынке труда
- 9.3.2. Монопсония на рынке труда
- 9.3.3. Профсоюзы на рынке труда
- 9.3.4. Взаимная монополия на рынке труда
- 10. Рынок капитала
- 10.1. Понятие о капитале и его структуре
- 10.1.1. Капитал как фактор производства
- 10.1.2. Капитал предприятия и его структура. Рынок оборотного капитала
- 10.2. Рынок основного капитала
- 10.2.1. Дисконтирование
- 10.2.2. Равновесие на рынке основного капитала
- 10.3. Понятие о проценте как доходе фактора капитал
- Глава 11. Рынок природных ресурсов
- 11.1. Земля как фактор производства
- 11.2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов
- 11.2.1. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов
- 11.2.2. Роль невозобновляемых ресурсов в современной российской экономике
- 11.3. Рынок возобновляемых природных ресурсов
- 11.3.1. Особенности аграрного сектора экономики
- 11.3.2. Земельная рента
- 11.3.3. Аграрный рынок России
- Список рекомендуемой литературы