2.8. Эластичность спроса и предложения. Значение эластичности в микроэкономическом анализе
Термин «эластичность» используется для обозначения меры реагирования одной переменной величины на изменение другой. Начнем анализ данного понятия со связи между ценой и величиной спроса. Эластичность спроса по цене - это отношение процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению его цены. Допустим, цена на товар снизилась с 5 до 3 тыс. руб., что привело к возрастанию спроса с 3 до 6 единиц. Поскольку процентное изменение величины спроса больше, чем процентное изменение цены, падение цены вызвало рост дохода от продажи данного товара.
Это подтверждает расчет: при цене 5 тыс. руб. продали 3 единицы товара и доход составил 5*3= 15 тыс. руб. При цене 3 тыс. руб. было продано 6 единиц, следовательно, доход составил 3*6=18 тыс. руб. Поэтому, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена, и это увеличивает общий доход, то говорят об эластичном спросе (прямая DD на рис. 2.37.) Возьмем другой случай. Цена на товар упала с 5 до 3 тыс. руб. за штуку. Это вызвало увеличение спроса только на одну единицу (с 3 до 4 штук).
Рис. 2.37. Кривые спроса с разной эластичностью
Значит, процентное изменение величины спроса меньше, чем процентное изменение цены. В результате уменьшение цены вызывает падение общего дохода (5*3=15 тыс. руб. и 3*4=12 тыс. руб.). В случае, когда снижение цены приводит к падению общего дохода, говорят, что спрос неэластичен (прямая D1D1). Бывают случаи, когда изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины спроса, так что общий доход остается неизменным. Когда процентное изменение величины спроса эквивалентно процентному изменению цены товара, говорят о спросе с единичной эластичностью (прямая D2D2).
Экономисты выделяют еще два крайних случая соотношения цены и спроса:
Рис. 2. 38. Кривая абсолютно неэластичного спроса
1. Вне зависимости от цены величина спроса не меняется. В этом случае спрос совершенно (абсолютно) неэластичен. На графике это будет выглядеть как перпендикулярная линия относительно горизонтальной оси (рис. 2.38.).
2.Совершенно (абсолютно) эластичный спрос изображается в виде горизонтальной прямой, идущей параллельно оси абсцисс. Это значит, что при падении цены ниже определенного уровня нет предела процессу реализации товара (рис. 2.39.).
Рис. 2.39. Кривая абсолютно эластичного спроса
Рассмотрим количественное измерение эластичности спроса от цены. Числовой показатель, отражающий процентное изменение одной переменной в ответ на процентное изменение другой, называется коэффициентом эластичности и обозначается буквой Е:
или
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на один процент. Математический знак коэффициента эластичности не учитывается при расчетах, берется во внимание только его абсолютная величина. Связано это с тем, что в данном показателе отражается не только количественная величина, но и тенденции экономического развития (закон спроса, предложения, влияние различных факторов на объем спроса и предложения).
Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность (или эластичность в точке) характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены.
Если функция спроса задана в виде: , то ее наклон . Следовательно, . Это означает, что коэффициент эластичности будет различным в разных точках кривой спроса (рис. 2.40).
Рис. 2.40. Различная эластичность спроса при неизменном наклоне линии спроса
Рис. 2.41. Графическая интерпретация коэффициента точечной эластичности
Графически коэффициент точечной эластичности линейной кривой спроса определяется соотношением отрезков кривой, лежащих выше и ниже интересующей нас точки.
Обратимся к рис.2.41. Очевидно, что ∆Р = Р1Р2 = EF, ∆Q = Q1Q2 = E1F, P = ОР1, Q = OQ1. При малых изменениях Р и Q ∆Р = dP. Тогда
.
Из подобия треугольников EFE1 и E1Q1D/ следует
,
откуда
Из подобия треугольников DP1E и EQ1D/ следует
Таким образом, в точке Е
Если точка Е находится в середине линии спроса (рис.2.40), то в этой точке = 1. Левее ее > 1, правее — < 1. В точке D →∞, в точке D' = 0.
Таким образом, коэффициент прямой эластичности спроса по цене может принимать любые значения в интервале
0 ≤ ≤ ∞
Рже. 2.42. Дуговая эластичность спроса
При этом наклон линейной кривой спроса остается, по определению, неизменным на всем ее протяжении.
Однако чаще мы встречаемся со значительными изменениями цены и объема спроса. Здесь возможны, по крайней мере, два решения, приводящие к различным результатам:
или
Для того чтобы избежать неопределенности в расчетах, используют один из двух стандартных методов. Либо в расчете коэффициента эластичности используют наименьшие значения цены и объема, в нашем примере тогда
Однако чаще всего мы встречаемся со значительными изменениями цены и объема спроса. Здесь возможны два решения, приводящие к разным результатам:
и .
Чтобы избежать подобных недоразумений, известный экономист и математик Р.Аллен предложил использовать среднюю точку для рассматриваемого интервала. Она рассчитывается как сумма крайних значений объема или цены, деленная пополам. Таким образом, с использованием средней точки процентное изменение в количестве можно определить по формуле:
где Q1 и Q2— объем спроса до и после изменения цены.
Процентное изменение в цене можно определить по формуле:
где Р1 и Р2 - цена до и после изменения.
Коэффициент эластичности с использованием средней точки (дуговая эластичность) будет выглядеть следующим образом:
При значениях коэффициента по абсолютной величине меньше единицы спрос является неэластичным, а при значениях больше единицы эластичным. Для совершенно неэластичной кривой спроса числовое значение равно нулю, так как любое изменение в цене никак не отражается на величине спроса. Термин «неэластичный спрос» применим к числовым значениям от 0 до 1.
Совершенно эластичный спрос численно не может быть определен (на графике - в виде горизонтальной прямой спроса), поскольку по мере приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель формулы эластичности стремится к бесконечности.
Рассмотрим факторы неценовой эластичности спроса.
1. Наличие заменителей данного товара. Когда у товара имеется близкий товар-субститут, то спрос на такой товар относительно более эластичен. Это связано с тем, что люди легко могут перейти на товары-субституты при повышении цены на основной товар.
2. Значимость товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен. Спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.
3. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем при прочих равных условиях будет выше эластичность спроса на него.
4. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем за длинные периоды. Это связано с медленной и постоянной адаптацией к новому спросу как потребителей, так и производителей.
Теперь рассмотрим эластичность спроса по доходу. Это процентное изменение спроса на товар или услуги в ответ на изменение размера доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу рассчитывается аналогично коэффициенту эластичности спроса по цене:
Изменение эластичности по доходу тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров рост дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на нормальные товары положительна (). Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает сокращение спроса. Здесь доход и спрос изменяются в противоположном направлении, а значит, эластичность спроса по доходам на товары низшего качества отрицательна (). Товары первой необходимости не чувствительны к доходам: их потребление, как правило, не меняется в зависимости от роста или падения дохода (). Если , то это товары «второй необходимости» (одежда, бытовая техника и др.). Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов () и не имеет пределов насыщения.
Перекрестная эластичность спроса связана с понятием товаров-субститутов и товаров, взаимодополняющих друг друга. Она показывает степень изменения в количестве спрашиваемого товара (А) в ответ на изменение в цене на другой товар (В): .
Перекрестная эластичность спроса по цене может быть положительной, отрицательной и нулевой. Положительная форма перекрестной эластичности свойственна взаимозаменяемым товарам, так как повышение цены на один товар (кофе) вызывает повышение спроса на другой (чай). Отрицательная форма перекрестной эластичности свойственна взаимодополняемым товарам, ввиду того, что рост цен на один товар (бензин) вызывает уменьшение спроса на другой товар (смазочное масло). Нулевая форма перекрестной эластичности характерна для товаров, являющихся нейтральными по отношению друг к другу.
Теперь обратим внимание на эластичность предложения. Эластичность предложения по цене показывает связь между изменениями в ценах на товар и объемах его предложения. Решающую роль в типе эластичности предложения играет фактор времени. Чем протяженнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше возможности его приспособления к изменению цены и тем эластичнее предложение.
Коэффициент эластичности предложения по цене также определяется с учетом правила средней точки. Абсолютно неэластичное предложение будет показано на графике вертикальной прямой предложения (рис. 2.41.), а абсолютно эластичности — на графике горизонтальной прямой (рис. 2.42.).
Р
Q
Рис. 2.41. Прямая абсолютно неэластичного предложения
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены товара. Поэтому в работе производителей различают текущий (или мгновенный) период, в течение которого производители не имеют возможности приспособиться к изменению уровня цен. Краткосрочный период - период, недостаточный для изменения производственных мощностей, но в котором другие изменения возможны. Долгосрочный период достаточен для того, чтобы производители полностью приспособились к изменению цен и изменили производственные мощности.
P
S S
Q
Рис. 2.42. Прямая абсолютно эластичного предложения
Значит, в пределах текущего периода кривая предложения нашего товара будет совершенно неэластична, так как производители не смогут расширить производство. В пределах краткосрочного периода производственные мощности предприятия остаются неизменными. Однако предприятие имеет достаточно времени, чтобы перераспределить свои ресурсы так, чтобы увеличить производство. Увеличив производство товара за счет сокращения производства, другого товара, и используя дополнительные ресурсы, наш производитель продемонстрирует более высокую эластичность предложения.
Долгосрочный период достаточно продолжителен, чтобы предприятие успело принять все меры по приспособлению к изменившейся ситуации. Фирмы расширяют свои производственные мощности, если цена на продукт растет, или сокращают станочный парк, когда цена падает. Повышенный спрос и цена заставят производителя приобретать дополнительное оборудование и сырье для производства товара, поэтому предложение будет расти. Зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой (положительной). Кривая предложения представляет восходящую линию, поэтому независимо от степени эластичности цена и суммарный доход фирмы всегда изменяются в одном и том же направлении.
В заключение отметим значение эластичности в микроэкономическом анализе. В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет: определять размеры производства отдельных товаров и услуг; изучать поведение потребителей; планировать ценовую политику фирмы; формировать стратегию фирм в краткосрочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков; прогнозировать изменения в расходах потребителей и в доходах производителей в связи с изменением цен на товары и услуги.
Выделяют коэффициент перекрестной эластичности предложения, который показывает относительное изменение предложения товара (А) при относительном изменении цены на другой товар (В):
.
Значение коэффициента перекрестной эластичности предложения различно для разных товаров. Повышение цены на товар-заменитель вызывает сокращение производства рассматриваемого товара и наоборот, т.е. . Если цена повышается на товар-дополнитель производители увеличивают производство рассматриваемого товара, и наоборот, т.е. . Для независимых товаров .
ТЕСТЫ
Выберите правильный ответ среди предложенных:
1. Кривая рыночного спроса показывает:
а) как будет повышаться потребление блага при росте его цены;
б) как будет снижаться потребление блага при сокращении дохода покупателей;
в) как будет снижаться потребление блага при росте его цены;
г) как будет повышаться потребление блага при сокращении дохода покупателей.
2-5 Указанные тесты относятся к следующему графику:
Цена
Количество
2. Какие из ниже перечисленных изменений не могут быть охарактеризованы перемещением точки рыночной конъюнктуры из положения А в положение Б?
а) улучшение технологии изготовления данного товара;
б) снижение цены сырья, используемого при производстве данного товара;
в) рост доходов потребителей данного товара;
г) увеличение объема закупок данного товара.
3. Перемещение от точки Б к точке А может быть связано с
а) снижением величины спроса;
б) сокращением спроса;
в) сдвигом спроса;
г) ростом объема предложения.
4. Движение от точки Б к точке В может быть связано
а) ростом величины предложения;
б) увеличением объема спроса;
в) возрастанием спроса;
г) ничего из указанного не подходит.
5. Перемещение от точки Б к точке В может быть связано
а) изменением цены данного товара;
б) сдвигом предложения данного товара;
в) изменением цены товара, связанного с данным в потреблении;
г) изменением цены используемых в производстве ресурсов.
6. Во второй половине 70-х годов потребление кофе на душу населения в Западной Европе упало, а его цена удвоилась. Это можно объяснить тем, что
а) спрос на кофе вырос;
б) одновременно выросли спрос на кофе и его предложение;
в) кривая предложения кофе является вертикальной;
г) предложение кофе понизилось.
7. В результате сдвига кривой предложения предложение товара падает, а выручка производителей растет. Какое из утверждений верно?
а) предложение неэластично по цене;
б) спрос неэластичен по цене;
в) предложение эластично по цене;
г) спрос эластичен по цене;
д) товар является неполноценным благом.
8. Изменение спроса и изменение объема спроса различаются тем, что:
а) изменение спроса состоит из суммы изменений объемов спроса;
б) изменение спроса происходит при изменении факторов, его определяющих, кроме цены данного товара;
в) изменение объема спроса происходит в результате изменения неценовых факторов;
г) изменение объема спроса — это сдвиг кривой спроса.
9. Товар можно отнести к качественным, если:
а) эластичность спроса по доходу равна (-0,4);
б) прямая эластичность спроса по цене равна 1,2;
в) перекрестная эластичность спроса по цене равна (- 0,7);
г) эластичность спроса по доходу равна 1,5;
д) перекрестная эластичность спроса по цене равна 0,2.
10. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцом:
а) вызывает увеличение равновесного объема рынка;
б) вызывает увеличение объема предложения;
в) вызывает сокращение равновесного объема рынка;
г) изменяет конфигурацию линии спроса.
- Микроэкономика содержание
- Глава 1. Предмет экономической теории и ее методы. Микроэкономика
- Структура современной экономической теории Экономическая теория делится на следующие разделы:
- Методология экономической теории
- Глава 2. Основы анализа спроса и предложения
- А. Маршалл
- 2.1. Спрос
- 2.2. Предложение
- Рыночное равновесие и неравновесие
- 2.4. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах
- 2.5. Единственность и стабильность равновесия
- 2.6. Взаимовыгодность добровольного обмена
- 2.7. Регулирование рынка
- Основные средства государственного воздействия на рынок:
- 2.8. Эластичность спроса и предложения. Значение эластичности в микроэкономическом анализе
- Глава 3. Теория поведения потребителя Свобода выбора и суверенитет
- Рациональность
- 3.1. Бюджетное ограничение
- Изменение бюджетной линии
- 3.2. Количественная (кардиналистская) теория. Количественная полезность и спрос Полезность
- 3.3. Порядковая теория (ординалистский подход)
- Свойства кривых безразличия
- Предельная норма замещения
- 3.4. Оптимум потребителя (ординалистский подход)
- Изменение цен и дохода
- 3.5. Эффект дохода и эффект замены
- Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу
- Глава 4. Производство и издержки
- 4.1. Фирмы в рыночной экономике
- 4.2. Производственная функция
- 4.3. Экономические издержки и экономическая прибыль
- 4.4. Закон убывающей отдачи и издержки производства в краткосрочном периоде
- 4.5. Издержки в долгосрочном периоде
- Глава 5. Совершенная конкуренция
- 5.1. Признаки, цена, спрос и доход
- Общая характеристика типов рыночных структур
- 5.2. Максимизация прибыли, минимизация убытков в краткосрочном периоде
- 5.3. Закрытие фирмы
- 5.4. Краткосрочная кривая предложения
- 5.5. Оптимизация объема производства в долгосрочном периоде
- 5.6. Излишек производителя
- Глава 6. Чистая монополия
- 6.1. Спрос в условиях монополии. Валовой, предельный и средний доход
- 6.2. Максимизация прибыли
- 6.3. Смещение спроса
- 6.4. Ценовая дискриминация
- 6.5. Сравнение монополии и чистой конкуренции
- 6.6. Показатели монопольной власти
- 6.7. Регулирование естественных монополий
- Глава 7. Монополистическая конкуренция
- 7.1. Кривая спроса фирмы и отрасли
- 7.2. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 7.3. Монополистическая конкуренция и эффективность
- 7.4. Неценовая конкуренция
- Глава 8. Олигополия
- 8.1. Олигополия, признаки и распространенность
- 8.2. Олигополия в краткосрочном периоде
- 8.3. Олигополия в долгосрочном периоде
- 8.4. Модель Курно
- 8.5. Сговор при олигополии
- 8.6. Ломаная кривая спроса
- Глава 9. Рынок труда и заработная плата
- 9.1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы
- 9.2. Фактор труд и его цена. Формы заработной платы
- 9.2.1. Общая характеристика рынка труда
- 9.2.2. Заработная плата
- 9.3. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- 9.3.1. Совершенная конкуренция на рынке труда
- 9.3.2. Монопсония на рынке труда
- 9.3.3. Профсоюзы на рынке труда
- 9.3.4. Взаимная монополия на рынке труда
- 10. Рынок капитала
- 10.1. Понятие о капитале и его структуре
- 10.1.1. Капитал как фактор производства
- 10.1.2. Капитал предприятия и его структура. Рынок оборотного капитала
- 10.2. Рынок основного капитала
- 10.2.1. Дисконтирование
- 10.2.2. Равновесие на рынке основного капитала
- 10.3. Понятие о проценте как доходе фактора капитал
- Глава 11. Рынок природных ресурсов
- 11.1. Земля как фактор производства
- 11.2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов
- 11.2.1. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов
- 11.2.2. Роль невозобновляемых ресурсов в современной российской экономике
- 11.3. Рынок возобновляемых природных ресурсов
- 11.3.1. Особенности аграрного сектора экономики
- 11.3.2. Земельная рента
- 11.3.3. Аграрный рынок России
- Список рекомендуемой литературы