10.1.1. Капитал как фактор производства
Слово «капитал» происходит от латинского capitalis — главный. Как особый фактор производства капитал объединяет любые производительные ресурсы — станки, оборудование, инструмент, новейшие, технологии и разработки, программные продукты, созданные людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли.
Обратим внимание на три заключенных в этом определении момента.
1. Капиталом называются ресурсы, созданные людьми. В этом состоит его отличие от фактора земля, объединяющего разнообразные ресурсы, созданные природой.
2. Капиталом являются только предметы, используемые для производственной деятельности. Обувь, пища, личные автомобили и прочие предметы потребления, хотя и созданы людьми, но в производстве не используются и капиталом не являются.
3. Целью производства, в котором используется капитал, является прибыль.
Капиталу принадлежит одно из ведущих мест среди факторов производства, поскольку именно он придает современным экономикам многие из их основных черт:
1) их индустриальный (технологический) характер;
2) специализацию и кооперирование общественного производства;
3) наличие крупного производства и, соответственно, крупных предприятий в экономике.
Все названные особенности отражают принятые на определенной ступени развития хозяйства способы решения вопросов «что производить?» и «как производить?» Капитал же, воплощенный в конструкционных материалах, станках, оборудовании, сооружениях и т.п., в большей степени, чем любой другой фактор производства, определяет техническую сторону современной экономики, т.е. диктует характер ответов на эти вопросы. Можно сказать, что производственный потенциал любого современного государства материализован в накопленных ресурсах фактора капитал. Именно количество и качество используемого капитала в первую очередь отличает сегодняшнюю экономику от хозяйства сто и пятисотлетней давности, или развитое государство от государства отсталого.
Отличительной особенностью капитала является его способность воспроизводить себя в расширяющихся масштабах. Действительно, фактор земля всегда существует в неизменных масштабах — размеры, скажем, Среднерусской возвышенности не изменились за миллионы лет. Объемы фактора труд зависят не только от экономики, но и от сложнейших внеэкономических (демографических) процессов. Так, во многих развитых странах рост населения фактически прекратился. И лишь фактор капитал в нормально функционирующем хозяйстве накапливается, изменяясь только в одну сторону — сторону увеличения. Продавая готовую продукцию, прибыльно работающее предприятие, как правило, постоянно направляет часть получаемого дохода на расширение и/или совершенствование своих производственных мощностей.
Феномен расширенного воспроизводства, присущий капиталу, подчеркивается представителями всех ведущих экономических школ и направлений без исключения. Однако его причины объясняются по-разному. Теории, базирующиеся на трудовой теории стоимости (включая марксизм), объясняют самовозрастание капитала эксплуатацией труда наемных работников. Теории, исходящие из множественности факторов производства, связывают увеличение капитала с его собственной производительной силой. Мы остановимся на этих концепциях при анализе категории процента — дохода фактора капитал.
Возникнув, капитал в дальнейшем увеличивается по стоимости. Но чтобы получить прирост стоимости в будущем, уже сегодня необходимо располагать достаточным размером капитала. Действительно, чтобы открыть мастерскую или магазин, не говоря уже о том, чтобы построить завод, необходимо стартовое вложение значительной суммы денег, которой средний человек обычно не располагает.
Особенно остро эта проблема — проблема первоначального накопления капитала — встает в эпоху перехода традиционной экономики в рыночную, когда идет массовое формирование новых фирм и когда фактически устанавливается типичная для этого общества структура собственности. В старейшей капиталистической экономике — Англии период первоначального накопления капитала относят к XV—XVI вв., во Франции — к XVII в., в дореволюционной России, долго сохранявшей многие черты феодализма, этот период растянулся на длительное время — с XVII по XIX в.
В механизме первоначального накопления капитала выделяют перераспределительную и сберегательную составляющие. Первоначальное накопление обычно осуществлялось за счет резкого перераспределения богатства в обществе. Сравнительно небольшая часть населения, сумевшая вовремя приспособиться к условиям капиталистической экономики, быстро обогащалась, тогда как основная его масса, пытавшаяся сохранить традиционные формы экономического поведения, беднела. Именно этот, бесспорно, реально существующий механизм первоначального накопления капитала особенно активно подчеркивает марксизм. Акцент делается на насильственных и мошеннических методах сколачивания капитала: насильственном сгоне крестьян с земель (знаменитое огораживание в Англии), работорговле, пиратстве, ростовщичестве (кулак-мироед в русской деревне), операциях с государственными долговыми обязательствами и т.д.
Сберегательный механизм первоначального накопления (марксизмом фактически отрицаемый) связан с переориентацией структуры использования личного дохода с потребления на сбережение. Отец-основатель собственного дела, изнуряющий себя непосильным трудом ради увеличения дохода и ведущий при этом скромный, чуть ли не монашеский образ жизни, чтобы сберечь для бизнеса каждую копейку, — такова ключевая фигура, сыгравшая огромную роль в формировании многих институтов современной рыночной экономики.
В наши дни подобную психологию можно наблюдать у мелких российских предпринимателей, вроде бы являющихся по отечественным меркам сравнительно богатыми людьми (стоимость активов фирмы 100—200 тыс. долл.), но практически не имеющих возможности тратить деньги на себя: все средства приходится раз за разом вкладывать в укрепление бизнеса. И такая позиция приносит свои плоды. Благополучие фирмы ценой неимоверных усилий удается сохранять даже в нынешнем неблагоприятном экономическом климате.
Крупный немецкий экономист Макс Вебер (1864—1920) называл формирование в обществе подобной морали духом капитализма. Он доказывал, что именно Западная Европа (а не арабский мир, не Индия, не Китай) стала местом рождения современного капитализма именно потому, что там на определенном историческом этапе (позднее средневековье) совпали морально-религиозные установки значительных слоев общества и материальная заинтересованность. В частности, кальвинизм и многие другие течения протестантской религии, требовавшие от человека упорного труда и не допускавшие жизни, исполненной удовольствий, фактически стимулировали накопление капитала. В пуританских странах бедность воспринималась как позор (бедняк = бездельник), а богатство как добродетель, но только при условии использования богачом своего дохода лишь для новых вложений в предприятие.
В реальной экономической истории оба механизма первоначального накопления сосуществовали. Однако успешно развивались обычно те страны, где перераспределительный механизм занимал подчиненное положение по отношению к сберегательному. Ведь награбленное богатство столь же легко проматывается, как и приобретается, если на определенном этапе не переориентируется на накопление.
В начале проведения реформ, Россия столкнулась с проблемой отсутствия в стране крупных капиталов. В конце 80-х -начале 90-х годов в собственности российского государства находилось более 80% предприятий и организаций. Среди них были гиганты АвтоВАЗ, КамАЗ, Уралтяжмаш и др., стоимость которых измерялась миллиардами долларов. Вместе с тем десятилетия уравнительного распределения доходов при социализме практически полностью исключили существование крупных личных состояний, а значит и возможность прямого выкупа государственных предприятий частными лицами.
Таким образом, проблема первоначального накопления капитала в новейшей истории России выступила в необычной форме: она состояла не в трудности аккумуляции стартового капитала для создания предприятий (созданы заводы и фабрики были еще при социализме), а в его нехватке для их выкупа в частную собственность. Следовало создать условия для приобретения прав собственности частными лицами, причем теми, кто мог бы извлечь из них большую пользу и способен лучше управлять предприятиями. Поэтому в нашей стране стало жизненно важным проведение процедуры приватизации в виде продажи или безвозмездной передачи государственных предприятий коллективам и частным лицам.
Для решения проблемы выкупа предприятий в России в качестве главного был избран метод бесплатной передачи государственного имущества в частную собственность были выпущены и безвозмездно розданы населению приватизационные чеки, или ваучеры, на которые в дальнейшем распродавалась государственная собственность. Действительно, в период массовой приватизации от 50 до 80% стоимости выкупаемого имущества приватизируемых предприятий «оплачивались» ваучерами. Основными формами приватизации стали:
1) преобразование предприятий в акционерные общества с последующей продажей акций;
2) купля-продажа.
Основная масса отечественных средних и крупных предприятий приватизировалась путем превращения государственных предприятий в акционерные общества. При этом предприятия чаще всего выбирали второй из трех предусмотренных законом вариантов преобразования, так как он был наиболее выгодным для работников. Согласно его условиям, трудовой коллектив предприятия получал больше льгот и становился собственником 51 % обыкновенных акций. Остальные 49% акций оставались в собственности государства, но в дальнейшем могли быть также проданы в частные руки.
Вторая форма приватизации — купля-продажа — включала коммерческий и некоммерческие конкурсы, а также продажу с аукциона. Принципиальной разницы между аукционом и коммерческим конкурсом нет. В обоих случаях при проведении торгов предпочтение отдается покупателю, готовому заплатить максимальную цену. Некоммерческий конкурс предусматривает выполнение покупателем определенных условий. Этими условиями, к примеру, могут быть сохранение профиля предприятия, вложение необходимых средств в его развитие, обеспечение занятости на предприятии и т.д. Сама же цена предприятия в условиях некоммерческого конкурса часто устанавливается на низком уровне.
Большинство малых предприятий в нашей стране изменило свой статус, став частными благодаря процедуре купли-продажи.
С завершением ваучерного этапа, в котором участвовало все население, приватизация не прекратилась, но основными участниками ее стали уже сложившиеся в стране частные компании и банки.
Проблема покрытия дефицита бюджета вынуждала государство брать кредиты в коммерческих банках. В качестве кредитного обеспечения, или залога, коммерческие банки часто получали от государства пакеты акций приватизированных предприятий.
Так появились залоговые аукционы, в дальнейшем в связи с продажей в 1995-1996гг. крупнейших российских нефтяных компаний по мизерным ценам получившие нелестный эпитет «скандальные». Дело в том, что залоговая цена предприятия была много ниже рыночной. Формально в этом не было никаких нарушений: залоговая операция — не продажа, поскольку функция залога состоит только в обеспечении гарантии возврата кредита. Вернув заимодавцу кредит, государство легко получило бы заложенное имущество назад.
Но из-за отсутствия средств государство было неспособно вернуть кредиты, и отданные в залог акции перешли в собственность банков. Поэтому залоговая, т.е. условная цена, устанавливаемая ради избавления кредитора от рисков на заведомо низком уровне, превращалась в продажную на «законном» основании.
История нефтяной компании «Пурнефтегаз» побила в этом смысле все «рекорды». В 1998 г. ее акции отдали в залог всего за 10 млн. долл. Эта сумма в 75 раз меньше дохода фирмы всего лишь за один год, составившего, например, в 1997 г. 756 млн. долл. Когда кредит не был вовремя возвращен, заложенные акции перешли в собственность кредиторов, т.е. залог на деле оказался продажей. К счастью, при этом были нарушены некоторые юридические формальности и сделку удалось через суд признать недействительной.
Кроме залоговых аукционов, в послеваучерный период приватизации проводились и коммерческие конкурсы и аукционы по продаже принадлежащих государству пакетов акций (их часто называют денежными аукционами, чтобы отличить от ваучерных аукционов предыдущего периода). Два из них — продажа крупного пакета акций компании «Связьинвест» и небольшой доли акций «Газпрома» — прошли успешно и принесли в казну значительные суммы денег.
Приватизация в современной России выполнила главную задачу периода первоначального накопления капитала — перевела основные предприятия в частную собственность и тем самым создала предпосылки для рыночного функционирования фактора капитал. Уже к 1997г. 87% всех предприятий страны были частными, т.е. доля частного сектора вышла на тот уровень, который существует в большинстве развитых стран с рыночной экономикой.
Вместе с тем в ходе приватизации был резко нарушен баланс перераспределительного и сберегательного механизмов первоначального накопления капитала. В условиях трансформации социалистической экономики в рыночную существовал ряд способов сверхбыстрого обогащения отдельных лиц за счет основной массы населения.
1. Ценовой путь, состоявший в использовании разницы между старыми фиксированными и рыночными ценами. Государственное предприятие продавало коммерческой фирме материальные ценности по старым государственным ценам, а та реализовывала их потребителям по многократно более высоким рыночным ценам. Разумеется, продажа по старым ценам производилась не любому желающему, а только «своим людям». Практически всегда долю от сверхприбылей в таких сделках имело и руководство государственного предприятия.
2. Кредитный путь, заключавшийся в получении по низким ставкам и на длительный срок государственных кредитов либо в задержке платежей (скажем, заработной платы бюджетников) и «прокрутке» соответствующих сумм банком. Он был весьма эффективен в период гиперинфляции, когда деньги обесценивались столь быстро, что взятая в долг сумма через несколько месяцев превращалась в ничто. Получение кредита под низкий процент в таких условиях было равноценно праву вообще не отдавать долг. Излишне даже говорить, что и эта возможность обогащения была открыта лишь для избранных.
3. Внешнеторговый путь, обеспечивавший сверхприбыли импортерам потребительских товаров (игра на дефицитах внутреннего рынка страны) и экспортерам сырья (игра на разнице внутренних и мировых цен).
4. Ростовщический путь, состоявший в кредитовании государства и (в меньшей степени) предприятий реального сектора под грабительские проценты. Примером его могут служить государственные кредитные обязательства (ГКО), к выпуску которых государство вынуждено было прибегнуть из-за дефицита бюджета. Проценты по ним на протяжении 1994 — первой половины 1998г. превосходили доходность от вложения в любой другой вид экономических операций.
5. Криминальный путь, включавший целый набор откровенных экономических преступлений (подделка платежных документов, перевод денег в фирмы-однодневки и т.п.).
Во многом с помощью перечисленных путей обогащения в пореформенной России возникли крупные частные капиталы. Приватизация многократно усилила и закрепила эти процессы, поскольку позволила преобразовать «легкие деньги» в права собственности на основные предприятия страны.
Дело в том, что на всех этапах приватизации (кроме, возможно, денежных аукционов последнего времени) для владельцев крупных капиталов существовала возможность скупки государственной собственности за бесценок. Например, ваучеры, равно как и приобретенные на них акции предприятий, мелкому владельцу в большинстве случаев не приносили никаких доходов. Многие владельцы ваучеров поэтому были готовы продать их крайне дешево. За всю историю существования ваучера его рыночная цена ни разу не поднялась выше 40 долл., а в среднем не превышала смехотворной (напомним, что номинально эта ценная бумага должна была отражать долю каждого гражданина в поровну распределяемом богатстве всей страны) суммы в 10 долл. Массовая скупка ваучеров в этих условиях стала легким путем к овладению лучшими предприятиями.
Цены, по которым продавались предприятия на денежном этапе приватизации, также часто шокировали общественность своим занижением. Уралмаш — знаменитый завод заводов, прозванный так за способность полностью, до последней гайки укомплектовать производимым оборудованием любое предприятие, был продан за 3,73 млн. долл. вместо миллиардов, которые в действительности стоил. Челябинский металлургический завод был продан примерно за такую же цену. Ковровский механический завод, один из главных производителей огнестрельного оружия, — и вовсе за 2,7 млн. долл. В целом 324 крупных завода были реализованы по ценам ниже 4 млн. долл. каждый.
Напротив, сберегательный механизм первоначального накопления не получил в новой России широкого распространения (за исключением некоторых, уже упомянутых предприятий мелкого бизнеса). Случаи постепенного накопления сумм для участия в приватизации за счет производственной деятельности, базирующейся на упорном труде и экономном потреблении предпринимателей, представляют собой редкие исключения.
Еще более опасным для экономики является то, что приоритет сбережения над потреблением (веберовский «дух капитализма») не стал господствующей формой хозяйственного поведения всей предпринимательской элиты. В конце концов не так уж важно, как исторически произошло первоначальное накопление капитала, если функционально возникшие предприятия работают на накопление капитала и расширение производства за счет добровольного самоограничения потребления властвующей элитой. К сожалению, в современной России демонстративная расточительность затрат на личное потребление — от вошедших в анекдоты причуд «новых русских» до гигантских представительских расходов фирм на пышные особняки, дорогие автомобили и т.п. — стала нормой ведения бизнеса.
Недостатки процесса приватизации не замедлили сказаться на ходе и качестве проведения реформ в экономике России, став важным фактором ухудшения хозяйственного положения страны.
- Микроэкономика содержание
- Глава 1. Предмет экономической теории и ее методы. Микроэкономика
- Структура современной экономической теории Экономическая теория делится на следующие разделы:
- Методология экономической теории
- Глава 2. Основы анализа спроса и предложения
- А. Маршалл
- 2.1. Спрос
- 2.2. Предложение
- Рыночное равновесие и неравновесие
- 2.4. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах
- 2.5. Единственность и стабильность равновесия
- 2.6. Взаимовыгодность добровольного обмена
- 2.7. Регулирование рынка
- Основные средства государственного воздействия на рынок:
- 2.8. Эластичность спроса и предложения. Значение эластичности в микроэкономическом анализе
- Глава 3. Теория поведения потребителя Свобода выбора и суверенитет
- Рациональность
- 3.1. Бюджетное ограничение
- Изменение бюджетной линии
- 3.2. Количественная (кардиналистская) теория. Количественная полезность и спрос Полезность
- 3.3. Порядковая теория (ординалистский подход)
- Свойства кривых безразличия
- Предельная норма замещения
- 3.4. Оптимум потребителя (ординалистский подход)
- Изменение цен и дохода
- 3.5. Эффект дохода и эффект замены
- Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу
- Глава 4. Производство и издержки
- 4.1. Фирмы в рыночной экономике
- 4.2. Производственная функция
- 4.3. Экономические издержки и экономическая прибыль
- 4.4. Закон убывающей отдачи и издержки производства в краткосрочном периоде
- 4.5. Издержки в долгосрочном периоде
- Глава 5. Совершенная конкуренция
- 5.1. Признаки, цена, спрос и доход
- Общая характеристика типов рыночных структур
- 5.2. Максимизация прибыли, минимизация убытков в краткосрочном периоде
- 5.3. Закрытие фирмы
- 5.4. Краткосрочная кривая предложения
- 5.5. Оптимизация объема производства в долгосрочном периоде
- 5.6. Излишек производителя
- Глава 6. Чистая монополия
- 6.1. Спрос в условиях монополии. Валовой, предельный и средний доход
- 6.2. Максимизация прибыли
- 6.3. Смещение спроса
- 6.4. Ценовая дискриминация
- 6.5. Сравнение монополии и чистой конкуренции
- 6.6. Показатели монопольной власти
- 6.7. Регулирование естественных монополий
- Глава 7. Монополистическая конкуренция
- 7.1. Кривая спроса фирмы и отрасли
- 7.2. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 7.3. Монополистическая конкуренция и эффективность
- 7.4. Неценовая конкуренция
- Глава 8. Олигополия
- 8.1. Олигополия, признаки и распространенность
- 8.2. Олигополия в краткосрочном периоде
- 8.3. Олигополия в долгосрочном периоде
- 8.4. Модель Курно
- 8.5. Сговор при олигополии
- 8.6. Ломаная кривая спроса
- Глава 9. Рынок труда и заработная плата
- 9.1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы
- 9.2. Фактор труд и его цена. Формы заработной платы
- 9.2.1. Общая характеристика рынка труда
- 9.2.2. Заработная плата
- 9.3. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- 9.3.1. Совершенная конкуренция на рынке труда
- 9.3.2. Монопсония на рынке труда
- 9.3.3. Профсоюзы на рынке труда
- 9.3.4. Взаимная монополия на рынке труда
- 10. Рынок капитала
- 10.1. Понятие о капитале и его структуре
- 10.1.1. Капитал как фактор производства
- 10.1.2. Капитал предприятия и его структура. Рынок оборотного капитала
- 10.2. Рынок основного капитала
- 10.2.1. Дисконтирование
- 10.2.2. Равновесие на рынке основного капитала
- 10.3. Понятие о проценте как доходе фактора капитал
- Глава 11. Рынок природных ресурсов
- 11.1. Земля как фактор производства
- 11.2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов
- 11.2.1. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов
- 11.2.2. Роль невозобновляемых ресурсов в современной российской экономике
- 11.3. Рынок возобновляемых природных ресурсов
- 11.3.1. Особенности аграрного сектора экономики
- 11.3.2. Земельная рента
- 11.3.3. Аграрный рынок России
- Список рекомендуемой литературы