logo
книга

8.4. Модель Курно

Суть данной модели в том, что из двух конкурирующих фирм (дуополия) А и В каждая принимает объем производства своего конкурента постоянным и исходя из этого определяет собственные действия по выпуску продукции.

Предположим, что фирма А ничего производить не будет. Тогда потенциальный спрос отрасли будет полностью обеспечен выпуском фирмы В. Начало выпуска продукции фирмой А и его последующее наращивание вызовет сокращение спроса на такую же продукцию фирмы В, график спроса на ее товары сместится влево из положения Do в положение D1 и в последующем — до D2 (рис. 8.3.).

Аналогичный график можно построить, предполагая наращи­вание выпуска фирмой В и соответствующие действия фирмы А.

Объединив оба графика, получим кривые реагирования обеих фирм на поведение друг друга. Пересечение кривых реа­гирования в точке F дает равновесие Курно (рис. 8.4.). При та­ком равновесии фирма может определить, сколько продукции будет производить конкурент и в зависимости от этого макси­мизировать свою прибыль.

Рис. 8.3. Изменение объема выпуска и цены при расширении производства фирмой А

Рис. 8.4. Равновесие Курно

При равновесии Курно одна из фирм устанавливает объем выпуска и «отнимает» часть потребительского спроса, предпола­гая, что вторая «сдается», снижая цену и объем производства, т.е. вторая фирма принимает условия первой фирмы. Однако поведение второй фирмы может быть и другим, когда она не принимает никаких условий и объявляет ценовую войну с целью недопущения конкурента на рынок. При этом вторая фирма не уменьшает выпуск и значительно снижает цену на свою продукцию.