logo
книга

3.5. Эффект дохода и эффект замены

Экономистов часто интересует не просто поведение потребителя, а изменение поведения потребителя в ответ на изменения экономической среды.

Существуют случаи, когда спрос на товар повышается при повышении цены и понижается при понижении цены.

При изменении цены товара действует два эффекта:

Изменение дохода вследствие изменения пропорции обмена между двумя товарами – это эффект замены (замещения).

Изменение дохода вследствие повышения (снижения) покупательной способности – это эффект дохода.

Эффект замены вызывает повышение потребления относительно подешевевшего товара, эффект дохода может стимулировать и повышение и понижение потребления товара, или быть нейтральным. Чтобы определить эффект замещения нужно устранить эффект дохода и наоборот.

Существует два подхода к определению реального дохода, которые связаны с именами двух экономистов: английского экономиста Джона Хикса (1904-1989) и русского математика и экономиста Евгения Евгеньевича Слуцкого (1880-1948).