2.2. Предложение
Одного желания и даже возможности произвести товар и доставить его на рынок недостаточно. Предложение возникает тогда, когда производитель будет готов продать данный товар.
Существует количественная характеристика предложения – объем предложения.
Величина (объем) предложения – максимальное количество приготовленного для продажи товара за определенный период времени при определенных условиях:
-
P - цена данного товара;
-
Ps - цены товаров субститутов;
-
Pc - цены комплиментарных товаров,
-
C - издержки производства, включающие как технологии, определяющие количество ресурсов, так и цены ресурсов;
-
T(V) - налоги и субсидии;
-
N - внешние (часто природные) условия производства;
-
E - ожидания производителей.
Функция предложения – это зависимость объема предложения от перечисленных факторов.
QS = QS (P, P, P, T, V, N, E)
неценовые факторы = const.
P S
S
Q
Рис. 2.7. Кривая предложения
Закон спроса – чем выше цена товара, тем больше объем его предложения при прочих равных условиях.
Кривая спроса – графическое выражение зависимости объема предложения от цены.
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен уступить свой товар.
Обратная функция предложения – PS = PS (Qs)
Минимальная цена при производстве и продаже большего количества товаров всегда выше, прежде всего из-за существования альтернативных издержек. Изменение цены вызывает изменение объема предложения, графически – это движение вдоль кривой предложения (рис. 2.8.). Изменение цены любых из неценовых факторов вызывает изменение предложения, графически - сдвиг кривой предложения (рис. 2.9.):
P P S1
S S2
P2
P1
Q1 Q2 Q Q
Рис. 2.8. изменение объема предложения Рис. 2.9. Изменение предложения
(движение вдоль кривой предложения) (сдвиг кривой предложения)
Логическое объяснение кривой спроса и предложения
Кривая спроса:
-
Снижение цены привлекает новых покупателей, которые по высокой цене не могли купить этот товар.
-
Снижение цены позволяет увеличить потребление данного товара без ущерба для потребления других товаров.
-
Цена товара – «психологический барьер», который можно преодолеть для совершения покупки. Цена товара – величина «жертвы», которую приносит потребитель, отказываясь от покупки других товаров. Чем ниже барьер, тем легче его преодолеть.
Кривая предложения:
-
За счет увеличения высокой цены можно купить больше техники, сырья, следовательно, можно увеличить производство.
-
Если цена на любой товар увеличивается, производители будут изымать ресурсы из производства других товаров и направлять их на производство данного товара.
-
Содержание
- Микроэкономика содержание
- Глава 1. Предмет экономической теории и ее методы. Микроэкономика
- Структура современной экономической теории Экономическая теория делится на следующие разделы:
- Методология экономической теории
- Глава 2. Основы анализа спроса и предложения
- А. Маршалл
- 2.1. Спрос
- 2.2. Предложение
- Рыночное равновесие и неравновесие
- 2.4. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах
- 2.5. Единственность и стабильность равновесия
- 2.6. Взаимовыгодность добровольного обмена
- 2.7. Регулирование рынка
- Основные средства государственного воздействия на рынок:
- 2.8. Эластичность спроса и предложения. Значение эластичности в микроэкономическом анализе
- Глава 3. Теория поведения потребителя Свобода выбора и суверенитет
- Рациональность
- 3.1. Бюджетное ограничение
- Изменение бюджетной линии
- 3.2. Количественная (кардиналистская) теория. Количественная полезность и спрос Полезность
- 3.3. Порядковая теория (ординалистский подход)
- Свойства кривых безразличия
- Предельная норма замещения
- 3.4. Оптимум потребителя (ординалистский подход)
- Изменение цен и дохода
- 3.5. Эффект дохода и эффект замены
- Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу
- Глава 4. Производство и издержки
- 4.1. Фирмы в рыночной экономике
- 4.2. Производственная функция
- 4.3. Экономические издержки и экономическая прибыль
- 4.4. Закон убывающей отдачи и издержки производства в краткосрочном периоде
- 4.5. Издержки в долгосрочном периоде
- Глава 5. Совершенная конкуренция
- 5.1. Признаки, цена, спрос и доход
- Общая характеристика типов рыночных структур
- 5.2. Максимизация прибыли, минимизация убытков в краткосрочном периоде
- 5.3. Закрытие фирмы
- 5.4. Краткосрочная кривая предложения
- 5.5. Оптимизация объема производства в долгосрочном периоде
- 5.6. Излишек производителя
- Глава 6. Чистая монополия
- 6.1. Спрос в условиях монополии. Валовой, предельный и средний доход
- 6.2. Максимизация прибыли
- 6.3. Смещение спроса
- 6.4. Ценовая дискриминация
- 6.5. Сравнение монополии и чистой конкуренции
- 6.6. Показатели монопольной власти
- 6.7. Регулирование естественных монополий
- Глава 7. Монополистическая конкуренция
- 7.1. Кривая спроса фирмы и отрасли
- 7.2. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 7.3. Монополистическая конкуренция и эффективность
- 7.4. Неценовая конкуренция
- Глава 8. Олигополия
- 8.1. Олигополия, признаки и распространенность
- 8.2. Олигополия в краткосрочном периоде
- 8.3. Олигополия в долгосрочном периоде
- 8.4. Модель Курно
- 8.5. Сговор при олигополии
- 8.6. Ломаная кривая спроса
- Глава 9. Рынок труда и заработная плата
- 9.1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы
- 9.2. Фактор труд и его цена. Формы заработной платы
- 9.2.1. Общая характеристика рынка труда
- 9.2.2. Заработная плата
- 9.3. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- 9.3.1. Совершенная конкуренция на рынке труда
- 9.3.2. Монопсония на рынке труда
- 9.3.3. Профсоюзы на рынке труда
- 9.3.4. Взаимная монополия на рынке труда
- 10. Рынок капитала
- 10.1. Понятие о капитале и его структуре
- 10.1.1. Капитал как фактор производства
- 10.1.2. Капитал предприятия и его структура. Рынок оборотного капитала
- 10.2. Рынок основного капитала
- 10.2.1. Дисконтирование
- 10.2.2. Равновесие на рынке основного капитала
- 10.3. Понятие о проценте как доходе фактора капитал
- Глава 11. Рынок природных ресурсов
- 11.1. Земля как фактор производства
- 11.2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов
- 11.2.1. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов
- 11.2.2. Роль невозобновляемых ресурсов в современной российской экономике
- 11.3. Рынок возобновляемых природных ресурсов
- 11.3.1. Особенности аграрного сектора экономики
- 11.3.2. Земельная рента
- 11.3.3. Аграрный рынок России
- Список рекомендуемой литературы
-