logo
книга

2.2. Предложение

Одного желания и даже возможности произвести товар и доставить его на рынок недостаточно. Предложение возникает тогда, когда производитель будет готов продать данный товар.

Существует количественная характеристика предложения – объем предложения.

Величина (объем) предложения – максимальное количество приготовленного для продажи товара за определенный период времени при определенных условиях:

Функция предложения – это зависимость объема предложения от перечисленных факторов.

QS = QS (P, P, P, T, V, N, E)

неценовые факторы = const.

P S

S

Q

Рис. 2.7. Кривая предложения

Закон спроса – чем выше цена товара, тем больше объем его предложения при прочих равных условиях.

Кривая спроса – графическое выражение зависимости объема предложения от цены.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен уступить свой товар.

Обратная функция предложения – PS = PS (Qs)

Минимальная цена при производстве и продаже большего количества товаров всегда выше, прежде всего из-за существования альтернативных издержек. Изменение цены вызывает изменение объема предложения, графически – это движение вдоль кривой предложения (рис. 2.8.). Изменение цены любых из неценовых факторов вызывает изменение предложения, графически - сдвиг кривой предложения (рис. 2.9.):

P P S1

S S2

P2

P1

Q1 Q2 Q Q

Рис. 2.8. изменение объема предложения Рис. 2.9. Изменение предложения

(движение вдоль кривой предложения) (сдвиг кривой предложения)

Логическое объяснение кривой спроса и предложения

Кривая спроса:

  1. Снижение цены привлекает новых покупателей, которые по высокой цене не могли купить этот товар.

  2. Снижение цены позволяет увеличить потребление данного товара без ущерба для потребления других товаров.

  3. Цена товара – «психологический барьер», который можно преодолеть для совершения покупки. Цена товара – величина «жертвы», которую приносит потребитель, отказываясь от покупки других товаров. Чем ниже барьер, тем легче его преодолеть.

Кривая предложения:

  1. За счет увеличения высокой цены можно купить больше техники, сырья, следовательно, можно увеличить производство.

  2. Если цена на любой товар увеличивается, производители будут изымать ресурсы из производства других товаров и направлять их на производство данного товара.