logo
книга

Рациональность

Почему потребитель покупает некоторые товары? Очевидно, эти товары удовлетворяют какие-то его потребности. Но почему из всех товаров – именно эти и именно в этих количествах?

Экономисты полагают, что потребитель выбирает некоторый лучший набор из тех, что может приобрести на свой доход. Но в каком смысле лучший? Как можно сравнивать различные товары. Общего, универсального ответа на этот вопрос быть не может. Это зависит от обстоятельств и вкусов выбирающего. Разные люди, имея одинаковый доход, тратят его по-разному.

Экономическая теория предполагает, что потребитель выбирает «лучший» со своей точки зрения набор товаров. Экономисты предполагают, что нет никакой объективной шкалы, позволяющей определять какой товар «лучше», а какой «хуже». Но каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, т. е. знает, что ему нравится больше, а что меньше, причем стремится выбрать наиболее предпочтительный для себя набор товаров. Это предположение носит название гипотезы о рациональности потребителя.

Поведение называется рациональным, если потребитель выбирает самые предпочтительные для себя варианты, но это не всегда правильно с точки зрения других. На основе гипотезы о рациональном поведении удалось построить последовательную и противоречивую теорию потребления.

Гипотеза о рациональности верно отражает главное содержание потребительского выбора – желание израсходовать свои деньги самым эффективным способом. Идеального рационального потребителя называют «экономическим человеком». «Экономический человек» - это скелет, но это тот скелет, который позволяет экономической науке ходить» - отметил Ш. Жид – французский экономист и историк экономической науки.

Потребители выбирают лучший товарный набор, который могут себе позволить.