Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу
Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории, он требует знания кривых безразличия, метод Слуцкого не требует этого: он базируется на наблюдаемых и регистрируемых факторах поведения потребителя.
Бюджетная линия КL соответствует денежному доходу I и ценами Рх и Ру, ее касание с прямой безразличия U1 определяет оптимум потребителя Е1 и соответствует объему потребления товара Х в количестве Х1. В случае понижения цены товара Х до Рх1 и неизменном доходе бюджетная линия займет положение КL1, она касается более высокой кривой безразличия U2 в точке Е2 , которой соответствует потребление товара Х в объеме Х2 (рис. 3.18.).
Рис. 3.18. Эффект замены и дохода по Хиксу. Цена товара Х снижается
Общий результат понижения цены товара Х – увеличение его потребления с Х1 до Х2.
Для того чтобы определить, каким должен быть доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить прежний уровень удовлетворения, проводится вспомогательная бюджетная линия К/L/ (параллельно КL1) так, чтобы она касалась кривой безразличия U1 (то есть обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения), точка касания Е3, объем потребления товара Х3 .
При переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от Е1 к Е3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия, следовательно, сдвиг от Е1 к Е3 характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром Х и равен (Х3 - Х1), следовательно, эффект дохода – (Х2 - Х3). В результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке Е2 выше, чем в Е3.
Такое же разложение эффектов можно выполнить для случая, когда цена товара Х повысится.
Вывод: в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия, эффект дохода – переходом с одной кривой на другую.
Эффект замены всегда отрицательный. Понижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (группы товаров). Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими.
Эффект дохода может быть отрицателен (как в рассмотренном случае) для нормальных товаров и положителен (в случае некачественных товаров, когда кривая «доход-потребление» имеет отрицательный наклон) или нейтрален (кривая «доход-потребление» вертикальна).
В рассмотренном случае эффект дохода усилил действие эффекта замены, увеличив потребление товара Х при понижении его цены.
В случае некачественных товаров эффект дохода положителен – чем выше реальный доход или покупательная способность, тем в меньшей мере потребитель склонен к приобретению такого товара.
Для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет отрицательным (рис. 3.19.).
Рис. 3.19. Эффект замены и эффект дохода. Цена Х повышается. Товар некачественный
Если положительный эффект дохода перекроет отрицательный эффект замены, следовательно, закон спроса нарушится (его объем изменится в том же направлении, что и цена) такие товары – товары Гиффена (рис. 3.20.).
Рис. 3.20. Эффект замены и эффект дохода. Цена Х повышается. Товар Гиффена
Появление товаров Гиффена маловероятно, так как обычно потребление большинства товаров требует небольшой части средств потребителя и эффект дохода невелик. Товар Гиффена – низший товар, но не любой низший товар – товар Гиффена.
ТЕСТЫ
Выберите правильный ответ среди предложенных:
1. Если предельная норма замены между двумя благами равна двум третьим при любом уровне потребления, то вы сделаете вывод, что:
а) два эти товара являются совершенно заменяемыми;
б) два эти товара являются совершенно дополняющими друг друга;
в) кривая безразличия между этими двумя товарами характеризуется уменьшающейся предельной нормой замены;
г) кривая безразличия между этими двумя товарами выпукла наружу от начала координат.
2. Наклон бюджетной линии имеет экономическую интерпретацию. Он обозначает:
а) количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, в обмен на другой товар, оставаясь при этом на одной и той же кривой безразличия;
б) границу бюджетного пространства;
в) убывающую предельную норму замены;
г) издержки отвергнутых возможностей одного товара, выраженные через другой товар.
3. Александр Петрович считает, что ему одинаково полезно ежедневно выпивать как 1 стакан молока и 3 стакана кефира, так и 2 стакана молока и 2 стакана кефира. В этом случае его предельная норма замены кефира на молоко равна
а) 3/1;
б) 2/2;
в) 2/1;
г) 2/3;
д)1.
4. Всякая функция полезности представляет собой
а) связь между составом набора благ и расходами на его приобретение;
б) правило, в соответствии с которым различным наборам благ придаются значения, адекватные предпочтениям потребителя;
в) связь между количеством потребляемого блага и величиной полезности, позволяющая определить, насколько один набор лучше другого;
г) совокупность всех наборов благ, которые в состоянии приобрести данный потребитель в рамках своего бюджета.
5. Когда для потребителя имеют значение только определенные соответствующие минимальные количества благ А и Б, его карта безразличия выглядит следующим образом:
а) Б
А
б) Б
А
в) Б
А
г) Б
А
(6.) Это задание использует данные, приведенные на следующем графике:
Яйца 6 000
3 000
5 000 10 000 Сливы
6. Если прежняя бюджетная линия показана сплошной, а новая пунктиром, то это означает, что номинальный доход потребителя:
а) увеличился;
б) остался неизменным;
в) сократился;
г) указанных данных недостаточно.
7. Кривые безразличия не обладают следующими свойствами:
б) кривые безразличия имеют отрицательный наклон;
в) кривые безразличия никогда не пересекаются;
г) кривые безразличия выпуклы к началу координат.
8. Наклон бюджетной линии определяется:
а) количеством потребляемых товаров;
б) соотношением предельных полезностей товаров в точке равновесия потребителя;
в) соотношением цен товаров;
г) соотношением общих полезностей товаров в точке равновесия потребителя.
9. Кардиналистский подход к понятию полезности в отличие от ординалистского подхода:
а) не требует сравнимости полезностей различных благ;
б) не требует измерения величины полезности;
в) не требует независимости полезностей друг от друга;
г) предполагает возможность определения количественной величины полезности.
- Микроэкономика содержание
- Глава 1. Предмет экономической теории и ее методы. Микроэкономика
- Структура современной экономической теории Экономическая теория делится на следующие разделы:
- Методология экономической теории
- Глава 2. Основы анализа спроса и предложения
- А. Маршалл
- 2.1. Спрос
- 2.2. Предложение
- Рыночное равновесие и неравновесие
- 2.4. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах
- 2.5. Единственность и стабильность равновесия
- 2.6. Взаимовыгодность добровольного обмена
- 2.7. Регулирование рынка
- Основные средства государственного воздействия на рынок:
- 2.8. Эластичность спроса и предложения. Значение эластичности в микроэкономическом анализе
- Глава 3. Теория поведения потребителя Свобода выбора и суверенитет
- Рациональность
- 3.1. Бюджетное ограничение
- Изменение бюджетной линии
- 3.2. Количественная (кардиналистская) теория. Количественная полезность и спрос Полезность
- 3.3. Порядковая теория (ординалистский подход)
- Свойства кривых безразличия
- Предельная норма замещения
- 3.4. Оптимум потребителя (ординалистский подход)
- Изменение цен и дохода
- 3.5. Эффект дохода и эффект замены
- Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу
- Глава 4. Производство и издержки
- 4.1. Фирмы в рыночной экономике
- 4.2. Производственная функция
- 4.3. Экономические издержки и экономическая прибыль
- 4.4. Закон убывающей отдачи и издержки производства в краткосрочном периоде
- 4.5. Издержки в долгосрочном периоде
- Глава 5. Совершенная конкуренция
- 5.1. Признаки, цена, спрос и доход
- Общая характеристика типов рыночных структур
- 5.2. Максимизация прибыли, минимизация убытков в краткосрочном периоде
- 5.3. Закрытие фирмы
- 5.4. Краткосрочная кривая предложения
- 5.5. Оптимизация объема производства в долгосрочном периоде
- 5.6. Излишек производителя
- Глава 6. Чистая монополия
- 6.1. Спрос в условиях монополии. Валовой, предельный и средний доход
- 6.2. Максимизация прибыли
- 6.3. Смещение спроса
- 6.4. Ценовая дискриминация
- 6.5. Сравнение монополии и чистой конкуренции
- 6.6. Показатели монопольной власти
- 6.7. Регулирование естественных монополий
- Глава 7. Монополистическая конкуренция
- 7.1. Кривая спроса фирмы и отрасли
- 7.2. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 7.3. Монополистическая конкуренция и эффективность
- 7.4. Неценовая конкуренция
- Глава 8. Олигополия
- 8.1. Олигополия, признаки и распространенность
- 8.2. Олигополия в краткосрочном периоде
- 8.3. Олигополия в долгосрочном периоде
- 8.4. Модель Курно
- 8.5. Сговор при олигополии
- 8.6. Ломаная кривая спроса
- Глава 9. Рынок труда и заработная плата
- 9.1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы
- 9.2. Фактор труд и его цена. Формы заработной платы
- 9.2.1. Общая характеристика рынка труда
- 9.2.2. Заработная плата
- 9.3. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- 9.3.1. Совершенная конкуренция на рынке труда
- 9.3.2. Монопсония на рынке труда
- 9.3.3. Профсоюзы на рынке труда
- 9.3.4. Взаимная монополия на рынке труда
- 10. Рынок капитала
- 10.1. Понятие о капитале и его структуре
- 10.1.1. Капитал как фактор производства
- 10.1.2. Капитал предприятия и его структура. Рынок оборотного капитала
- 10.2. Рынок основного капитала
- 10.2.1. Дисконтирование
- 10.2.2. Равновесие на рынке основного капитала
- 10.3. Понятие о проценте как доходе фактора капитал
- Глава 11. Рынок природных ресурсов
- 11.1. Земля как фактор производства
- 11.2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов
- 11.2.1. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов
- 11.2.2. Роль невозобновляемых ресурсов в современной российской экономике
- 11.3. Рынок возобновляемых природных ресурсов
- 11.3.1. Особенности аграрного сектора экономики
- 11.3.2. Земельная рента
- 11.3.3. Аграрный рынок России
- Список рекомендуемой литературы