logo
книга

9.3.3. Профсоюзы на рынке труда

Профсоюзы представляют собой объединения (ассоциации) наемных работников, создаваемые для защиты, их экономических интересов и улучшения условий труда. По составу объединяемых трудящихся они могут иметь узкопрофессиональный, отраслевой, региональный, национальный и даже международный характер.

Хорошо известно, что на любом рынке (кроме рынка совершен­ной конкуренции) могут возникать объединения как агентов спроса, так и агентов предложения. Создаваемые в целях получения эконо­мических преимуществ и выгод для своих членов эти объединения порождают определенные ограничения свободы конкуренции со все­ми вытекающими отсюда последствиями в области ценообразования.

На рынке трудовых ресурсов наемные работники далеко не все­гда занимают равноправную, соответствующую справедливым эко­номическим отношениям позицию по отношению к работодателям. Ведь на стороне работодателя имеются такие преимущества, как богатство, организационные возможности предприятия, а нередко и политическое влияние. В связи с этим у наемных работников по­является естественная потребность противопоставить покупателям труда объединенную силу его продавцов.

Профсоюзы как раз и должны выполнять роль такой силы. Их сверхзадача заключается в защите наемных работников от возмож­ной эксплуатации со стороны предприятий, предъявляющих спрос на труд и оплачивающих его по низкой цене. Поэтому профсоюзы организуют коллективные формы продажи труда взамен индивиду­альных. Они пытаются обеспечить повышение заработной платы, рост численности занятых, улучшение условий труда для работаю­щих и социальные гарантии безработным. Наряду с выполнением чисто экономических задач профсоюзы часто вмешиваются в поли­тическую жизнь своих стран. Значительная политизация характер­на, в частности, для европейских профсоюзов.

Существуют три основные модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

Первая модель сориентирована на повы­шение заработной платы и занятости с помощью увеличения спроса на труд.

Достигнуть такого увеличения профсоюз может, улучшая качество товара труд (например, содействуя росту производительности труда на предприятии либо повышению спро­са на готовую продукцию).

Представим эту модель графически (рис. 9.6).

Рис. 9.6. Модель стимулирования профсоюзами спроса на труд

При достижении профсоюзом увеличения спроса на труд кривая спроса смещается вправо из положения D1 в положение D2. В этом случае одновременно решаются две важнейшие задачи профсоюзов: увеличивается занятость (с L1 до L2) и возрастает ставка заработной платы (с W1 до W2). Очевидно, что рассмотренная модель является исключительно привлекательной. Но на практике она трудно осу­ществима. Фактически профсоюзы в этом случае действуют и в инте­ресах своих членов, и в интересах предпринимателей, так как улуч­шают качество ресурса труд. Такое возможно только в условиях социального мира и партнерства в обществе. Примером в данном от­ношении могут служить японские рабочие. В соответствии с устано­вившимися в стране отношениями между трудом и капиталом они бесплатно и добровольно делают многое для процветания своих фирм.

Скажем, организуют кружки качества, в которых после работы об­суждаются проблемы улучшения продукции.

Вторая модель сориентирована на повышение заработной платы с помощью сокращения предложения труда. Это сокра­щение может быть достигнуто в рамках узкопрофессиональных (це­ховых) профсоюзов, которые принято называть закрытыми, или замкнутыми. Такие профсоюзы устанавливают жесткий контроль за предложением высококвалифицированного труда путем ограничения численности своих членов, для чего используются длительные сроки обучения соответствующей профессии, ограничения при г выдаче квалификационных лицензий, высокие вступительные взно­сы и т.п.

Одновременно профсоюзы стремятся проводить и политику, на­целенную на снижение общего предложения труда, добиваясь, в частности, принятия государством соответствующих законов (например, устанавливающих обязательный уход на пенсию при достижении определенного возраста, ограничивающих иммиграцию или сокращающих продолжительность рабочей недели). Графическое изображение данной модели приведено на рис. 9.7.

Рис. 9.7. Модель сокращения профсоюзами предложения труда

Если профсоюз теми или иными способами добивается умень­шения предложения труда, то его кривая из положения S1 смещается в положение S2. Следствием этого будет рост ставки заработной пла­ты с W1 до W2. Но одновременно занятость уменьшится с L1 до L2.

Наконец, третья—самая распространенная в наше время — модель сориентирована на увеличение заработной платы, достигаемое под прямым давлением проф­союза. Здесь уже, как правило, речь идет о мощных, открытых (т.е. доступных для всех желающих вступить в них) отраслевых или общенациональных профсоюзах, которые, например, под угрозой массовой забастовки в состоянии заставить предприятия пойти на желательный для проф­союза рост ставок зара­ботной платы (рис. 9.8.).

Рис. 9.8. Модель прямого воздействия профсоюза на зарплату

На графике видно, что равновесная ставка заработной платы в условиях конкурентного рынка труда могла бы составить WО. Од­нако отраслевой профсоюз добивается установления заработной пла­ты на уровне не ниже WТU грозя в противном случае забастовкой. Кривая предложения труда S, превращается в ломаную кривую WTUCSL (на графике она выделена утолщением). В соответствии со своей кривой спроса предприятие ответит на рост ставки заработ­ной платы с WO до WTU сокращением числа занятых работников с LO до LTU.

В третьей (так же, как и во второй) модели повышение заработной платы происходит за счет сокращении занятости населения. Отсюда можно сделать вывод о противоречивости результатов борьбы профсоюзов за увеличение оплаты наемного труда, поскольку само это увеличение сопряжено с уменьшением численности работающих. Иными словами, безудерж­ный рост заработной платы может порождать безработицу.