logo
книга

5.6. Излишек производителя

Рассмотрение совершенной конкуренции позволяет точнее представить излишек производителя.

Рис. 5.6. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде при совершенной конкуренции

На рис. 5.5. определена кривая предложения совершенно конкурентной фирмы. Это кривая МС, берущая начало от точки А (где Р1 = AVC). Излишек производителя будет определяться как область, ограниченная кривой предложения, линией цены = MR) и ординатой.

При цене Р1 = AVC (рис. 5.7.) излишек производителя равен нулю, ибо при выпуске Q1 убытки фирмы равны постоянным издержкам, равным площади P1AQ1O.

Рис. 5.7. Излишек производителя совершенно конкурентной фирмы

При цене Р2 = АТС излишек производителя будет равен площади Р1Р2ВА, но прибыль фирмы при этом выпуске Q2 бу­дет нулевой.

При цене Р3 излишек производителя возрастет на величину, равную площади Р2Р3СВ, и будет равен площади фигуры Р1Р3СА.

ТЕСТЫ

Выберите правильный ответ среди предложенных:

  1. Положительная (экономическая) прибыль фирмы:

а) Не может иметь место на конкурентном рынке в долговременном промежутке;

б) Эквивалентна бухгалтерской прибыли;

в) Имеет место всякий раз, когда (общие) издержки фирмы превышают ее (общую) выручку;

г) Существует всегда, когда предельная выручка превышает предельные издержки.

  1. При текущем уровне цен средняя выручка, получаемая типичным производителем пончиков, превышает его средние издержки. Вы бы предсказали, что

а) Количество фирм в отрасли будет увеличиваться;

б) Количество фирм в отрасли будет уменьшаться;

в) Прибыль, получаемая в долгосрочный период типичным производителем пончиков, будет превосходить прибыль типичной фирмы этой отрасли в краткосрочный период;

г) Количество продукции, выпускаемое типичной фирмой в долгосрочный период, будет превосходить количество продукции, выпускаемое типичной фирмой в краткосрочный период.

  1. Понятие «совершенная конкуренция» подразумевает, что это фирма, которая:

а) Использует только методы легальной конкуренции в борьбе со своими конкурентами;

б) Не оказывает влияния на формирование рыночной цены;

в) Использует любые формы конкуренции для захвата рынка;

г) Добивается установления желаемой цены в конкурентной борьбе.

  1. Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продукции, то это:

а) Приведет к снижению рыночной цены продукции;

б) Не окажет никакого влияния на рынок;

в) Приведет к росту рыночной цены продукции;

г) Сократит предложение и повысит рыночную цену продукции.

  1. Какой из следующих примеров лучше всего соответствует типу совершенно конкурентной компании:

а) Фермер;

б) Местное коммунальное предприятие;

в) Газета, выпускающаяся в Москве;

г) Производитель зубной пасты.

  1. Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с:

а) С кривой предельной и средней выручки;

б) Кривой общей выручки;

в) Кривой общих затрат;

г) Кривой предельных затрат.

  1. Предельные затраты при максимизации предприятием прибыли равны цене в условиях совершенной конкуренции потому, что

а) Линия предельной выручки пересекает кривую спроса;

б) Кривая спроса на продукцию фирмы горизонтальна;

в) Линия предельной выручки вертикальна;

г) Линия общих затрат имеет отрицательный наклон.

  1. В группу условий совершенной конкуренции не входит условие:

а) Имеется много продавцов и покупателей данного товара и каждый из них производит лишь малую долю всего объема продаж;

б) Товар должен быть однороден с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть анонимны с точки зрения продавца;

в) Отсутствие всяких барьеров на вход в отрасль;

г) Информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне скудна.

  1. Кривая предложения фирмы в коротком периоде в условиях совершенной конкуренции:

а) Совпадает с участком кривой средних переменных затрат, лежащим выше кривой предельных затрат;

б) Выводится из рыночной кривой предложения;

в) Совпадает с участком кривой предельных затрат, лежащим ниже кривой средних переменных затрат;

г) Совпадает с участком кривой предельных затрат, лежащим выше кривой средних переменных затрат.

  1. В коротком периоде фирма с целью максимизировать прибыль или минимизировать убытки не должна производить товар, если

а) Цена меньше, чем минимальные средние переменные затраты;

б) Цена меньше, чем минимальные средние затраты;

в) Цена меньше, чем средние постоянные затраты;

г) Минимальные средние затраты меньше, чем предельные затраты.

  1. Если цена продукта недостаточна, чтобы покрыть средние затраты на его производство, то фирма должна:

а) Остановить производство как можно скорее;

б) Продолжать производство товаров на уровне, где Р=МС, если Р>AVС;

в) Выбрать новую технологию;

г) Сократить накладные расходы;

д) Продолжать производство до тех пор, пока цена покрывает все постоянные издержки.

  1. Экономическая прибыль:

а) Не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде.

б) Эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли;

в) Имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы;

г) Существует всегда, когда предельный доход превышает пределы издержки;

д) Все предыдущие ответы неверны.