Могилевский государственный университет продовольствия
ИПК
Петрова М.С.
КУРС ЛЕКЦИЙ
по ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ
для слушателей ИПК
Могилев, 2003
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе проблемы ценообразования отличаются исключительной значимостью и сложностью. Хозяйственный механизм должен быть адекватен современным требованиям развития демократического общества. Особая роль в этом механизме отводится ценам, поскольку именно они в рыночных условиях являются основным индикатором состояния экономики, становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов.
Развивающаяся конкуренция с иностранными фирмами и отечественными предприятиями обусловила потребность в обобщении опыта работы по опрелделению ценовой политики, интерпретации знакомых понятий применительно к изменившейся обстановке.
В рыночной экономике ведущая роль в формировании цен принадлежит спросу и предложению. Однако широко распространенное мнение о том, что в рыночной экономике ценооборазование не регулируется, является ошибочным. От предприятия требуется продуманная стратегия в установлении цен, учет рыночной конъюнктуры, прогнозирование перспектив развития экономической ситуации. Поэтому оно заинтересовано в оптимизации уровня цен, с тем чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только на текущий период, но и в перспективе. Кроме того, в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство. В этих странах государство регулирует от 5-20% потребительских цен.
В рыночной экономике ценовой механизм функционирует в соответствии с объективными законами рынка, прежде всего, с законом стоимости, принципом стоимостной эквивалентности. В основе этого механизма лежат свободные рыночные цены, закономерно отклоняющиеся от стоимости вследствие изменения соотношения спроса и предложения, а также других, часто противоречивых факторов и условий процесса воспроизводства.
На свободных рыночных ценах зиждется фундаментальный принцип, основная регулирующая сила экономического механизма –конкуренция. Через нее практически обеспчивается максимизация прибыли.
В современных условиях принципиально меняются подходы к ценообразованию как в практике отдельных субъектов хозяйствования, так и на уровне государственного управления. Рыночное ценообразование – это механизм, работающий под воздействием множества факторов, предполагает использование современной методологии ценообразования,форм и способов государственного регулирования цен. Харктерно, что большинство цен сегодня задается рыночной ситуацией.
Анализ трансформационных процессов в ценообразованиии позволяет сделать вывод о том, что необходимость формирования новых экономических подходов в этой области очевидна. Поэтому в новых условиях хозяйствования выдвигаются особые требования в подготовке специалистов, которые бы обладали глубокими знаниями в вопросах ценообразования и могли внести определенный вклад в обеспечении эффективности перерабатывающих предприятий АПК, их конкурентоспособности.
В курсе «Ценообразование» освещены вопросы ценообразования в экономике предприятия, государственное регулирование цен, методология и стратегия ценообразования, а также ценообразование на рынке потребительских товаров и услуг, во внешений торговле.
Курс лекций базируется на важнейших отраслях знаний: микроэкономике, макроэкономике, статистике. В свою очередь курс лекций является базой для изучения ряда экономических дисциплин, связанных с планированием, анализом хозяйственной деятельности перерабатывающих предприятий АПК, финансами, бухгалтерским учетом.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б