6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
Рынок транспортных услуг определяет либерализация коммерческой деятельности промышленных и транспортных предприятий, что отражается в акционировании предприятий автотранспорта.
Конкуренция на рынке транспортных услуг проявляется не только между разными видами транспорта, но и между транспортными организациями, фирмами. Важную роль в этих условиях играет гибкая система тарифов, участие РБ в трансъевропейских транспортных коридорах. Два важнейших трансъевропейских коридора - это Берлин-Москва, Хельсинки-Одесса. Это доступ к международным финансам. Транспортный коридор представляет собой систему всех видов транспорта на исторически сложившихся направлениях перемещения.
Транспортный тариф – это цена наиболее массовых производственных услуг – перевозок груза. Специфика его заключается в том, что он устанавливается на продукцию, которая не имеет вещественной формы, транспорт лишь доставляет определенные потребительные стоимости, не меняя их состава и объема. При этом процесс производства транспортных услуг совпадает с процессом их потребления. Поэтому под продукцией грузового транспорта понимается сама работа, связанная с перемещением грузов. В процессе транспортировки стоимость перевозимого товара возрастает, поэтому тариф на грузовые перевозки представляет собой денежное выражение прироста стоимости продукции в результате ее транспортировки.
Транспортные услуги отражаются в различных элементах конечной цены: в себестоимости отражаются ТЗР (транспортно-заготовительные расходы) по доставке материальных ресурсов, самостоятельным элементом цены в зависимости от условий франко, а также в оптовой и в розничной цене, то есть в торговых надбавках. Следовательно, изменение транспортных тарифов оказывает существенное влияние на уровень и динамику отпускных и розничных цен товара. Транспорт является крупным потребителем электроэнергии, топлива, металла и т.д., цены на которую формируют эксплутационные расходы транспорта.
Особенность формирования рынка транспортных услуг и их тарифов связана с участием разных видов транспорта в перевозке. Их взаимосвязь, а также специфика работы каждого оказывают влияние на установление тарифов и выбор того или иного вида для транспортировки.
Транспортные тарифы имеют разную форму построения:
1) Дифференциальные тарифы – устанавливаются таким образом, что тарифные ставки за единицу транспортной продукции изменяются в той или иной закономерности в зависимости от расстояния перевозки (тарифы железнодорожного транспорта).
2) Пропорциональные тарифы – устанавливаются в виде единых ставок за единицу транспортной продукции на всех расстояниях перевозки. Провозная плата возрастает прямопропорционально расстоянию перевозки (автомобильный транспорт).
3) Аккордные тарифы – устанавливаются в виде фиксированных ставок за перевозку грузов в конкретных корреспонденциях или за определенное расстояние перевозки (водный, авиационный транспорт).
Грузовые транспортные тарифы различаются по родам отправки в зависимости от размера партии – это тарифы за повагонные, судовые, автомобильные, контейнерные перевозки и мелкие отправки. Среди всех грузовых тарифов наибольшей степенью свободы и гибкости отличаются тарифы на автомобильные перевозки. Именно на рынке автотранспортных услуг наряду с государственными успешно работают фирмы различных форм собственности. На других видах транспорта господствует государственная форма собственности, и тарифная политика находится под непосредственным государственным контролем.
Транспортные предприятия, являясь равноправными субъектами хозяйствования должны работать рентабельно, обязаны платить все налоги и иметь средства для расширенного воспроизводства. Поэтому транспортный тариф состоит из себестоимости перевозок, прибыли и косвенных налогов и отчислений. Преобладающим подходом формирования тарифов является затратный.
Себестоимость перевозок характеризует удельную величину эксплутационных расходов, то есть расходов непосредственно связанных с перевозным процессом приходящихся на единицу перевозок. Имеет значение характер перевозимых грузов. Основные факторы, которые определяют различие в себестоимости перевозок, делят на две группы:
1) К первой группе относят факторы, связанные со свойствами самого груза, условиями его производства и потребления, степени подготовленности к применению.
2) Вторая группа обусловлена характеристиками. Таким образом к ним относят: грузоподъемность, вместимость, затраты на ремонт подвижного состава, срок его службы.
Для калькуляции себестоимости перевозок большое значение имеет группировка расходов:
а) по стадиям перевозочного процесса
б) по экономическому содержанию расходов
в) по способу включения в себестоимость отдельных видов перевозок (прямые и косвенные). Особенностью формирования затрат на транспорте является деление издержек по 2-м стадиям:
1) по начально-конечным операциям
2) по движенческим операциям
Начально-конечные операции не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема грузов, а движенческие операции обуславливают расходы топлива, содержание путей (дорог), связь, сигнализацию и т.д. Эти расходы зависят от дальности перевозки. При определении транспортных затрат (перевозок) на различное расстояние можно использовать следующую зависимость:
З = а + bхd, (36)
где З – затраты по перевозке на расстояние,
а – затраты на начально-конечные операции в расчете на 1т. груза,
b – затраты по перевозке в расчете на 1 тонно-километр,
d – дальность перевозки.
Действующие грузовые тарифы на ж/д дорогах различаются в зависимости от:
- рода груза
- степени использования грузоподъемности и вместимости вагона
- вида отправки
- типа подвижного состава
- скорости перевозок и других параметров.
Дифференциация тарифов по роду груза обуславливается неодинаковой загрузкой транспортных средств разными грузами и различным характером операций с разными грузами на станциях отправления и назначения, что влияет на величину транспортных издержек. Размеры тарифных ставок устанавливается сравнительно низкими на перевозку продукции при погрузке которой лучше использование вагонов по грузоподъемности и вместимости (уголь, стройматериалы, минеральные удобрения). И более высокие при худшем использовании.
В зависимости от вида отправок ж/д тарифы делят на повагонные, контейнерные, мелкие и малотоннажные отправки. Различия в этих тарифах определяются разной себестоимостью перевозок, самые низкие повагонные тарифы. Вся система тарифов ж/д дорог изложена в специальных тарифах, руководствах, там приведены готовые расчетные таблицы плат за перевозку грузов на разное расстояние. Но в условиях общего роста затрат на транспорте постоянно возникает необходимость корректировки тарифов с помощью предельных повышающих коэффициентов.
Поскольку транспорт РБ – это единая транспортная система бывшего союза, тарифная политика на межгосударственные перевозки каждого года обсуждается на конференциях стран СНГ участниц тарифного соглашения. Процесс определения провозных плат и сборов за дополнительные операции (хранение, взвешивание, сопровождение) и перевозку в целом, которые должны быть взысканы с грузоотправителя или получателя называют таксировкой.
Наибольшей гибкостью и подвижностью отличаются тарифы на грузовые автоперевозки. Тарифы формируются не только под влиянием затратного фактора, но и с учетом конкуренции на рынке автотранспортных услуг, спроса и предложения. На этом сегменте рынка транспортных перевозок, четко видна политика лидерства в ценах, крупнейшее в РБ объединение концерн БЕЛМАГИСТРАЛЬАВТОТРАНС имеет опыт в разработки тарифов, определяет их по видам перевозок автомобилями различной грузоподъемности. Тарифы на автомобильные перевозки носят договорной характер. Тарифы на перевозку грузов поездными отправками устанавливаются по грузоподъемности автомобилей (автопоездов) с определенной грузоподъемностью за 1 км пробега с грузом. Тарифы за повременное использование определяются за 1 час работы автомобиля. Тарифы за перевозку грузов в автоконтейнерах рассчитываются с учетом грузоподъемности контейнера за 1 км пробега с грузом и т. д.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б