1.4 Виды и система цен
Взаимоотношения между предприятиями регулирует система взаимосвязанных и взаимозависимых цен, уровень одних оказывает влияние на уровень других. Взаимосвязь всех цен в национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей народного хозяйства, а также взаимодействием элементов рыночной экономики.
Используемые в настоящее время виды и разновидности цен можно классифицировать по ряду признаков:
- В зависимости от стадии товародвижения. Товар обычно проходит три стадии, на которых устанавливаются следующие виды цен:
1) отпускная цена предприятия-производителя (ЦОТП) – это цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятиями-производителями и другими предприятиями, кроме населения. Она устанавливается с учетом качества продукции на основе затрат производителя, конъюнктуры рынка, условий поставки, сезонности спроса.
ЦОТП= Себестоимость продукции +Прибыль + Косвенные налоги
2) отпускная (оптовая) цена оптовых предприятий и организаций (ЦОПТ)). Она формируется при продаже предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям и покупателям с учетом рыночных факторов. Эта цена одновременно является ценой приобретения товара розничной торговой организацией.
ЦОПТ = ЦОТП + Наценка оптовых организаций
Наценка оптовых организаций должна быть достаточной для возмещения издержек этих организаций, уплаты всех налогов и неналоговых платежей, а также получение прибыли, которая пойдет на нужды оптовых предприятий.
3) розничная цена (ЦРОЗН) – цена, по которой товар приобретает население у розничных торговых предприятий любых форм собственности, а также на рынках
ЦРОЗН= ЦОПТ + Наценка рознично-торговой организации
Наценка рознично-торговой организации должна быть достаточной для покрытия издержек, уплаты налогов и платежей, получения прибыли торговой организацией.
Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включает в качестве составной части предыдущий вид.
- По способу установления цены, т.е. по степени участия государства. По данному признаку различают: цены регулируемые и свободные. Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые государственными органами ценообразования. Регулируемые цены могут иметь фиксированную величину и предельную. Фиксированные цены – это такие регулируемые цены, которые устанавливаются органами ценообразования в твердовыраженной денежной величине (на структурообразующую продукцию). Предельные цены – это такие регулируемые цены, величина которых ограничена верхним и (или) нижним пределами.
Регулируемые цены в РБ применяют на продукцию предприятий-монополистов, на социально значимые товары.
Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон под воздействием рыночных регуляторов (спроса и предложения), а также на биржах, аукционах, торгах. Соотношение между регулируемыми и свободными ценами достаточно гибкое. С продвижением реформ в Республике Беларусь свободные цены все более вытесняют регулируемые.
- В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли различают:
1) оптово-отпускные цены на промышленную продукцию;
2) закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, цены, по которым сельхозпроизводители реализуют продукцию государственным и негосударственным предприятиям и фирмам для дальнейшей переработки. Они имеют огромное значение в отраслях АПК, т.к. прямо влияют на себестоимость продукции перерабатывающих отраслей, а значит на прибыль и отпускную цену на продукцию этих отраслей;
3) сметные цены в строительстве;
4) тарифы на производственные и непроизводственные услуги (транспортные, юридические и др.).
Эти виды цен тесно взаимодействуют между собой.
- По условиям поставки различают:
1) цена НЕТТО – это цена на месте купли-продажи;
2) цена БРУТТО – это цена с учетом условий купли-продажи, т.е. вида и размера налогов, таможенных пошлин, страховки, наличие скидок и условий франкирования. Термин «франко» означает до какого пункта на пути продвижения товара поставщик возмещает транспортные расходы. Например, цена франко - станция назначения означает, что цена включает расходы до станции получателя, а получатель сам выгружает и доставляет на склад. Цена франко – станция отправителя означает, что поставщик несет расходы по транспортировке и погрузке до места отправления, а далее расходы несет получатель.
Во внешнеторговой деятельности применяются стандартные термины КАЕ, CIF, FOB и др. Например цена FOB означает, что поставщик оплачивает расходы только по доставке и погрузке; цена CIF означает, что расходы по перевозке, таможенные сборы и страховку несет продавец.
- По формам продаж различают:
Контрактные цены – устанавливаются по согласованию сторон данного контракта.
Трансфертные цены – применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных, но входящих в одну ассоциацию; применяются международными корпорациями в сделках между подразделениями находящимися в разных странах.
Биржевые цены – применяются на товары, реализуемые через биржевую торговлю (товарищеские биржи, биржи недвижимости и др.).
Цены торгов – это особая форма торговли, когда несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты, а он выбирает приемлемый для него. Различают стартовую и продажную цену торгов.
- С учетом территориального распространения различают:
Единые (республиканские) – это цены одного уровня на всей территории республики. Устанавливаются и контролируются центральными государственными органами управления (тарифы на перевозки, плата за электроэнергию, квартплата).
Местные цены – формируются по определенным территориям (областям, районам) под воздействием, как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.
В зависимости от рынка, на который поставляется продукция различают:
Цены внутриреспубликанского рынка.
Цены внешнего рынка (со странами СНГ).
Мировые цены – применяются в торговле по мере развития международной специализации. Оказывают активное влияние в качестве оптимальных ориентиров на внутренние и внешние рынки. Различают также цены на импортируемые товары и экспортируемые товары. Это деление зависит от движения потоков во внешней торговле.
- По степени устойчивости во времени различают:
- Твердые цены.
- Скользящие.
- Сезонные.
- Ступенчатые.
Твердые цены – это постоянные цены, которые устанавливаются в момент заключения договора и действуют в течение всего срока поставки продукции по данному договору. В течение этого периода они не меняются.
Скользящие цены – устанавливаются на продукцию с длительным сроком изготовления. Рассчитываются по принципу скольжения, который позволяет учитывать изменения в издержках производства.
Сезонные цены – используются в течение только определенного периода времени. В отраслях имеющих сезонный характер производства они определяются дифференцировано по периодам года.
Ступенчатые цены - представляют собой последовательно снижающийся ряд цен на продукции в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определяемой шкале (на продукцию подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ее жизненного цикла).
- По степени обоснованности; от использования в планировании, анализе и учете различают:
Базисные цены – применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные товары.
Справочные цены – публикуются в каталогах, прейскурантах, справочниках; используют как ориентировочную информацию при анализе уровня цен.
Фактическая цена сделки – учитывает применение различных надбавок и скидок.
Цена потребления – это затраты потребителя не только по приобретению и доставке, но и на эксплуатацию данного товара.
Планово-расчетные цены – используются во внутрипроизводственном планировании.
Учетные цены используются для оценки движения материальных ценностей и их учета. В зависимости от принятой учетной политики в учете используются:
покупные цены учетные цены продажные цены
покупка учет продажа
Цена покупная позволяет определять, во что обходится предприятию покупка товарно-материальных ресурсов и позволяет проконтролировать расчеты с поставщиками. Она зависит от источника поступления, то есть товаропроизводителя или от посредника в пределах или за пределами Республики Беларусь. Учетная и продажная цены - те, по которым реализуется товар. Для анализа стоимостных показателей на всех уровнях управления широко используются текущие цены (цены на текущий период времени) и сопоставимые цены (применяются в статистике, в планировании в течение ряда лет для оценки стоимостных показателей, их динамики и позволяют исключить влияние изменения цен).
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б