3.2 Формы государственного ценового регулирования
Очевидно, что необходимо разумное сочетание свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования. Государственное регулирование дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной экономике.
Государственное регулирование цен обычно осуществляется в двух основных формах:
1) косвенное регулирование цен;
2) прямое регулирование цен.
Косвенное регулирование осуществляется с помощью мер, которые воздействуют на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности, влияя на уровень и динамику цен. К ним можно отнести целый арсенал мер по реформированию экономики, такие как:
- совершенствование антимонопольного законодательства;
- стимулирование малого предпринимательства;
- обоснованная налоговая политика;
- разгосударствление и приватизация;
- предоставление дотаций и субсидий;
- сокращение бюджетного дефицита;
- контроль и регулирование доходов населения и др.
Прямое регулирование - это непосредственное воздействие на цены, которые осуществляются в основном тремя способами:
1) путем установления «ценового потолка» (максимальные цены);
2) путем установления «ценового пола» (минимальные цены);
3) путем установления «ценового коридора».
Политика «ценового потолка» используется в монополизированных отраслях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство), в кризисных ситуациях, при установлении цен на социально значимые товары (хлеб, молочные продукты и др.). Максимальные цены формируют рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции, порождают очереди, конкуренцию на государственных предприятиях. В этих условиях государство часто поддерживает производства, которые выпускают продукцию по низким ценам, путем выделения дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики.
Политика «ценового пола». Уровень минимальной цены используется государством в интересах мелких фирм с целью не допустить монополизацию рынка и поддержание определенного уровня конкуренции. Принимается на рынке сельхозпродукции к фермерским хозяйствам. Политика «ценового полпа» формирует рынок покупателя, образуются излишки товара, которые государство вынуждено скупать, образовывая запасы или реализуя на внешнем рынке.
«Коридор цен» заключается в том, что устанавливается верхний и нижний пределы. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены.
Такая система регулирования цен, например, используется в странах Европейского союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию. Устранение диспропорции между спросом и предложением достигается здесь путем маневрирования буферными запасами. При этом если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика "ценового коридора" позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменена конъюнктуры рынка.
Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство в соответствии с проводимой экономической политикой, целями развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. Например, Россия и Украина избрали варианты преобладающего использования косвенного регулирования цен. Прямое, административное воздействие сохранено в основном в области регулирования цен на продукцию естественных монополий. В Белоруссии границы прямого государственного ценового регулирования являются более широкими. Разнообразные формы ценового регулирования используют страны с развитой рыночной экономикой.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б