logo
Ценообразование КОНСПЕКТ

7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли

Республики Беларусь

Одним из основных путей повышения эффективности внешней торговли нашей республики является создание системы государственной поддержки экспорта.

Основными ее формами могут стать страхование экспортных кредитов и целевое кредитование экспорта. Конъюнктура мировых рынков отличается нестабильностью и непредсказуемостью. В периоды спадов важно удержать позиции на определенных рынках, особенно если их завоевание было связано с осуществлением инвестиционных и организационных мероприятий. Помощь государства в этих случаях должна быть существенной и своевременной. Финансовая, политическая и организационная помощь требуется и при проведении активной экспортной экспансии. Достаточно вспомнить опыт японских корпораций: при продвижении ряда новых товаров на европейские и американские рынки они широко использовали инструменты государственной поддержки, идя на заведомое снижение рентабельности экспорта и занижая в допустимых пределах цены по сравнению с реальными издержками, с тем, чтобы впоследствии укрепиться на новых рынках сбыта. Применительно к белорусским условиям, речь идет, прежде всего, о целевом кредитовании и страховании экспортных кредитов. Предполагается следующая градация правительственных гарантий: 50% от стоимости - при производстве продукции, не имеющей аналогов; 40% -при производстве и экспорте продукции обрабатывающей промышленности; 30% - при производстве импортозамещающей продукции.

Необходима также помощь в организации коммерческого присутствия отечественных предприятий на зарубежных рынках. В западных странах именно государство берет на себя значительную часть финансового бремени в этой области.

Важное значение в стимулировании экспорта имеет информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам. Экспортер нуждается, прежде всего, в современной системе внешнеторговой информации, которая включает в себя сведения о законодательных актах Республики Беларусь и зарубежных стран в сфере внешнеторговой деятельности; информацию о деятельности торговых представительств Республики Беларусь за рубежом, функционировании в стране специализированных банков и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию экспорта; данные таможенной статистики Республики Беларусь; конъюнктуру на зарубежных рынках по основным товарным группам; правовые акты Республики Беларусь о стандартизации и сертификации; перечень товаров, запрещенных для вывоза с территории Республики Беларусь; другие сведения, полезные для экспортеров.

По опросам белорусских предприятий-экспортеров, среди основных факторов, тормозящих развитие экспорта, по-прежнему называются недостаток информации о рынке (85,1 %), отсутствие полной информации о конкурентах (41,2 %), незнание механизма функционирования международных рынков (62,7 %), несовершенство законодательства в области налогообложения, лицензирования, таможенного и авторского права (61,2 %). Поэтому с целью более широкого информационного обеспечения и координации действий экспортеров Беларуси на внешних рынках целесообразно создание в республике Научно-исследовательского института развития экспорта, отраслевых объединений производителей и экспортеров, широкой сети торговых представительств Республики Беларусь за рубежом. Они призваны: оказывать содействие в организации деловых визитов; обеспечивать дипломатическую поддержку наиболее значимых экспортных проектов; осуществлять проведение предварительных маркетинговых исследований;

предоставлять необходимую торгово-политическую и конъюнктурную информацию; консультировать экспортеров по вопросам действующего зарубежного законодательства, норм и правил поведения на рынке, существующих стандартов и иных требований к товарам; выдавать заключения о фирмах страны пребывания с учетом практики торгово-экономических отношений с Республикой Беларусь; защищать интересы экспортеров Беларуси в случае их явной или скрытой дискриминации на внешних рынках; содействовать урегулированию торговых споров; проводить торговые выставки и ярмарки, специализированные симпозиумы и конференции, кампании по развитию экспорта товаров и услуг, осуществлять рекламную деятельность.

Одним из сдерживающих факторов развития экспорта белорусских товаров и услуг является относительно высокая доля транспортных издержек в стоимости экспортной продукции. Необходимо снизить уровень тарифов на перевозки сырья, используемого в экспортоориентированной продукции, что приведет к сокращению затрат на производство готовой продукции, к повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование соответствующего комплекса мероприятий может осуществляться из фонда поддержки экспорта. С помощью его средств возможно оказание технической помощи экспортерам, в том числе в предконтрактной проработке экспортных операций.

Приоритетным направлением экспортной политики должно стать развитие таких форм международного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический и технологический уровень производства. Это производственная кооперация, создание совместных предприятий, обмен технологиями и «ноу-хау», экспорт услуг, проведение совместных ПИОКР, лизинг техники и оборудования, организация финансово-промышленных групп, свободных экономических зон.

Еще одним резервом повышения эффективности внешней торговли является активизация процесса формирования специализированных внешнеторговых структур, в том числе - торговых домов, призванных обеспечивать продвижение белорусских товаров на внешних рынках. Для этого планируется привлекать белорусские и российские банковские структуры, способные кредитовать поставки товаров и развитие маркетинга. В России, в странах СНГ и дальнего зарубежья целесообразно открывать филиалы крупных предприятий по сборке, ремонту и обслуживанию белорусской техники. Это позволит расширить и укрепить рынок в этих странах, а значит, использовать ценовую и неценовую конкуренцию.

Первоочередной задачей увеличения экспорта является повышение конкурентоспособности производимой продукции за счет улучшения ее качества. Продажа продукции по заниженным ценам не может привести к положительному результату в перспективе, да и в настоящее время этот фактор уже себя исчерпал. Повышение конкурентоспособности напрямую связано с модернизацией производства и внедрением новых высокоэффективных технологий, так как более половины предприятий работают на устаревшем и на 60—70 % изношенном оборудовании. В сложившихся условиях в экономике эта проблема должна решаться прежде всего за счет привлечения прямых инвестиций, которые не ложатся на внешний долг республики, а способствуют получению средств для его погашения, позволяют обновлять предприятия, производящие продукцию на экспорт, а также иностранных займов. В этих целях применяются меры по формированию соответствующей нормативно-правовой базы, защите иностранного капитала, а также либерализации налогового и таможенного регулирования, предоставлению инвесторам различного рода льгот и информационных услуг. В условиях отсутствия притока внешних инвестиций необходимо создать предпосылки для внутреннего инвестирования экспортоориентированных отраслей. Это может быть льготное налогообложение средств, инвестируемых в развитие и обновление производства продукции на экспорт. В области налогового законодательства, которое оказывает негативное воздействие но экономику РБ в целом, необходимо провести следующие мероприятия: отмена налогов, включаемых в издержки производства и цену продукции; переход на выплату налогов после факта реализации продукции и в основном из прибыли. Для стимулирования участников внешнеэкономической деятельности целесообразен возврат отечественным производителям после пересечения товаром границы уплаченного налога на добавленную стоимость, удостоверенную таможенными органами, и снижение на 50% налога на прибыль, полученную от реализации экспортной продукции, а также полное освобождение от налогообложения прибыли, полученной от экспорта машин и оборудования.

Благоприятно скажется на развитии белорусского экспорта участие нашей республики в мировых торгово-экономических организациях. В настоящее время крайне актуально вступление во Всемирную торговую организацию. Это не только позволит расширить объемы экспорта отечественной продукции на зарубежные рынки (вследствие избежания дискриминации и применения антидемпинговых мер по отношению к белорусским экспортерам), но и создаст благоприятные условия для привлечения зарубежного капитала.

Что касается импорта, то здесь наиболее рациональной представляется эго инвестиционная направленность три дальнейшей реализации программы импортозамещения тех видов продукции, производство которых может быть налажено на предприятиях республики. Наращивание достаточно высоких темпов развития производства экспорта требует и более высоких темпов импортных закупок. Необходимость в импорте топливно-энергетических ресурсов и социально значимых говоров при ограниченных в настоящее время возможностях экспорта выдвигает на первый план проблему национального использования импортных ресурсов, от ввоза которых Беларусь не может отказаться, что предполагает сохранение централизованно--о импорта медикаментов, энергоносителей, сырья, комплектующих, продовольствия на ближайшее время. кроме того, с защитой отечественного производителя связаны ограничения в системе ценообразования для отечественных производителей (фиксированные цены, ограничения торговой надбавки). В то время, как уровень рентабельности белорусской продукции ограничен законодательством, импортная продукция может продаваться хоть с 200-процентной надбавкой, что зачастую стимулирует торговые предприятия работать именно с зарубежными производителями. Таким образом, большинство стоящих перед белорусскими участниками международной торговли и прежде всего перед экспортерами проблем не могут быть решены на микроуровне, а требуют реализации комплекса мер государственного масштаба. При формировании стратегии развития экспорта Беларуси необходимо учитывать, что, прежде всего экономические методы, являются действенным средством мобилизации экспортного потенциала. Необходимы либерализация деятельности экспортеров, снижение оказываемого на них административного давления.