logo
Ценообразование КОНСПЕКТ

6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий

Рыночная экономика, при всем многообразии ее моделей, характеризуется тем, что представляет собой в наши дни социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. И торговая отрасль, вставшая на путь нелегких реформ сталкивается со множеством проблем. Положение в отрасли остается довольно сложным по ряду причин: просроченная задолженность поставщикам Минсельхозпрода и др., задолженность за топливно-энергетические ресурсы, высокие ставки за пользование кредитами, большие расходы на содержание зданий, «зарегулированность ценнообразования». Но и руководители торговых предприятий слабо анализируют результаты деятельности, своевременно не принимают меры по снижению издержек, не просчитывают возможные риски.

Известно, что торговые организации существуют за счет торговой надбавки, которая является элементом розничной цены и представляет собой цену услуги по реализации товара. Сегодня, по целому ряду товаров торговая надбавка является недостаточной для покрытия издержек торговой организации и получения прибыли. Реализация многих продовольственных товаров является сегодня убыточной. Так, например, при предельной торговой надбавке по молоку 10% только за январь 2003 года ОАО «Восход» управления торговли Моггорисполкома понесло убытки в сумме шесть миллионов рублей. Такая же картина и по реализации хлеба (предельная торговая надбавка 15%). Велики транспортные расходы, а хлебозавод не вывозит своим транспортом, поэтому торговля вынуждена брать вывоз на себя, тем самым, увеличивая издержки. Постановлением Минэкономики мясокомбинаты и молочные заводы обязаны сами производить вывоз продукции в торговые предприятия, включая в цену транспортные расходы.

. Так как рынок торговых услуг развивается сегодня наиболее динамично, то здесь в наибольшей степени присутствует конкуренция, быстрее оборачиваются средства, имеется больше предприятий негосударственной формы собственности. Сумма всех торговых надбавок по реализации всех товаров торгового предприятия образует его валовой доход. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к отпускной цене, а торговые скидки в процентах к розничной цене.

Кроме этого если торговое предприятие имеет собственное производство, например: кондитерские цеха, то рассчитывают и торговую наценку на продукцию этих производств в процентах к розничной цене.

Размеры торговых надбавок различаются по отдельным товарам и товарным группам. Это различие определяется конъюнктурой того или иного товарного рынка (т.е. соотношением между спросом и предложением), принадлежностью торгового предприятия к различным торговым системам, в рамках которых могут использоваться свои способы регулирования надбавок (предприятия МИНТОРГА, ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ, ВОИНТОРГОВ, министерства обороны и т.д.), определяются различным уровнем издержек обращения по реализации товара и другими факторами.

Сегодня согласно законодательству РБ торговая надбавка, установленная к отпускной цене не должна превышать 30%. Независимо от того приобретается ли товар у предприятия изготовителя или у оптовых баз организаций (например: если торговая надбавка Нтна конкретный товар составляет 30%, а товар получен с оптовой базы (майонез, маргарин, шампанское, соль и т.д.), то торговая надбавкаНт=10% (оптовой организации) + 20% (торговой организации)). Отсюда следует, что крайне не выгодно оптовое звено, так как необходимо с ним делить торговую надбавку. Однако сегодня по целому виду товаров обойтись без оптового звена невозможно. Деление торговой надбавки между оптовым и розничным звеном осуществляется по соглашению сторон

Несмотря на то, что в торговой сфере в меньшей степени применим затратный подход при формировании торговых надбавок, издержки все же представляют собой определенную часть цены торговых услуг. В общем виде:

Нт = Издержки обращения + Прибыль + Косвенные налоги и

отчисления + Отчисления на пополнение собственных

оборотных средств.

Издержки обращения включают расходы на грузовые перевозки, оплату труда торговых работников, затраты на содержание зданий, помещений, инвентаря, амортизацию основных фондов, расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров, торговую рекламу, потери товаров при перевозке, хранение в пределах установленных норм. Расходы на тару, отчисления на социальные нужды, налоги и неналоговые платежи, отражаемые в издержках и прочие расходы.

Прибыль в торговых надбавках определяется с учетом образования средств для решения социальных вопросов предприятия, развития материально-технической базы торговли, уплату налогов за счет прибыли и других нужд. При этом показатель рентабельности в торговле и ценообразовании определяется как отношение прибыли к цене реализации товара.

Косвенные налоги и отчисления уплачиваются в торговле согласно законодательству.

Обоснование размеров торговых надбавок представляет сегодня определенные сложности. Завышение их размеров может с одной стороны привести к трудностям с реализацией товаров (из-за высоких цен), к снижению оборачиваемости, а значит недополучению прибыли. С другой стороны следствием их занижения может стать низкая рентабельность или убыточность торговых услуг, что имеет место сегодня в торговой сфере. Сложно выжить торговой организации из-за низких торговых надбавок. Поэтому предприятия торговли сталкивается с необходимостью принятия решений по реализации тех или иных товаров (то есть целесообразно ли торговле реализовывать) и оценки степени риска бизнеса.

Целесообразность каждой сделки следует оценивать с позиций внутренних возможностей и цели торгового предприятия.

В целях обеспечения приемлемого для населения уровня розничных на жизненно необходимые продукты питания и в соответствии с предоставленными (Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999г. №285 «О некоторых мерах по стабилизации цен и тарифов») полномочиями по регулированию цен на социально значимые товары, товары предприятий-монополистов Министерством экономики, облисполкомом утверждаются предельные торговые надбавки на отдельные группы продовольственных товаров, которые включают и надбавку оптового звена. Они действуют на едином по республике уровне. Так, например, предельные торговые надбавки на 02.05 2003 года на основные продукты питания составили:

На водку белую и спирт, вырабатываемые предприятиями на территории республики и здесь же реализуемые, установлены фиксированные розничные цены и торговые скидки – для организаций торговли всех форм собственности – 12%. Утверждены и розничные цены на табачные изделия, и торговые скидки на них.

Розничные цены на продовольственные товары формируются предприятиями торговли в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Минэкономики от 22.04.1999г., №43, с изменениями и дополнениями, за исключением отдельных групп продукции, на которые установлены фиксированные розничные цены. Розничная цена определяется, исходя из отпускной цены от предприятия-изготовителя (на сельхозпродукцию – закупочной цены), оплаченной оптовой и торговой надбавки не превышающей предельный уровень и суммы НДС по установленной ставке:

(37)

или

, (38)

где ЦР– розничная цена товара;

Цотп – отпускная цена товара предприятия-производителя;

НТ– размер торговой надбавки с учетом оптового звена, %;

СmНДС- ставка НДС, %.

Зависимость между розничной ценой , отпускной ценой и торговой надбавкой можно выразить формулами

(39)

(40)

(41)

(42)

На товары (за исключением социально значимых), по которым местными Советами депутатов установлено применение налога на продажу в розничной торговой сети, розничные цены с налогом на продажу исчисляются по формуле

, (43)

где - розничная цена с налогом на продажу;

- ставка налога на продажу, %.

На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.03 2003 года №294, областные советы депутатов не вводят налог на продажу на следующую группу социально значимых товаров: хлеб, молоко, кефир, сметана, творог, мясо, продукты детского питания, лекарственные средства и др. (за исключением товаров иностранного производства), налог на продажу с которых вводится в размере и порядке, определенном статьей 10 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год».

Вводится налог на продажу в размере 2% на следующие продовольственные товары отечественного производства: хлебобулочные изделия, макаронные, мука, молочные продукты, масло животное и растительное, сыры, птица, консервы мясные, живая рыба и морепродукты, яйца, соль, сахар, мед, чай, овощи, фрукты, соки и др.

По ликероводочным изделиям, пиву и табачным налог на продажу 10%.

Таким образом, основной составляющей розничных цен продукции, являются отпускные цены предприятия-изготовителя, которые формируются в соответствии с нормативными (законодательными документами) и с учетом прогнозного уровня инфляции в размере – 1,5-2% в месяц.

Превышение предельного уровня утвержденных надбавок является нарушением дисциплины ценообразования и влечет за собой применение санкций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.