5.5 Учет условий поставки в ценах
В зависимости от условий поставки продукции, определяемых договором, наличия транспортных средств у продавца и покупателя, характера продукции в торговле на внутреннем рынке могут использоваться различные виды цен франке. Вид франко-цен указывает на то, до какого звена на пути продвижения продукции к потребителю оплачивает транспортные расходы поставщик.
Использование цен с учетом включения в них различной величины транспортных расходов означает установление для потребителей в разных частях страны разных цен и характеризует географический принцип ценообразования. Этот принцип на практике реализуется по-разному.
Традиционно на внутриреспубликанском рынке используется несколько наиболее распространенных видов цен франко, соответствующих различным условиям поставки, которые можно разделить на две группы. Первая группа включает цены, тяготеющие к местам производства или отправки продукции. В их числе:
- франко-склад поставщика (предприятия-изготовителя, хозяйства и др.). При выборе этого вида цен все расходы по транспортировке продукции от предприятия-поставщика до покупателя (или потребителя) оплачивает покупатель. Расходы по доставке продукции в цену не включаются. В рекламных объявлениях нередко можно встретить предлагаемые условия поставки — самовывоз. Они как раз и соответствуют ценам франко-склад поставщика;
- франко-станция (порт, пристань) отправления. При таких условиях поставщик продукции, отгружая ее иногородним покупателям, включает в отпускную цену расходы по доставке продукции до станции отправления, взвешиванию и отправке. Остальные транспортные расходы по доставке продукции покупатель оплачивает сверх цены. По действующему законодательству транспортные расходы в этом размере можно относить на себестоимость продукции. Остальные затраты по доставке выделяются в качестве самостоятельных элементов в цене в зависимости от того, используется собственный или привлеченный транспорт (в товарно-транспортных накладных они указываются отдельной строкой);
- франко-транспортное средство (вагон, баржа или борт парохода, самолета) станция отправления. В отпускную цену включаются не только расходы по доставке продукции до станции ее отправления, но и затраты по погрузке продукции в транспортное средство.
Во второй группе объединяются виды цен, тяготеющие к местам потребления или доставки продукции:
- франко-транспортное средство станция назначения. В отпускную цену включаются расходы по доставке продукции до станции назначения и расходы по перегрузке ее в пути следования;
- франко-станция назначения. Использование этих условий поставки означает, что в отпускную цену включаются все расходы по доставке продукции до станции назначения, а также выгрузка товара из транспортного средства;
- франко-склад покупателя (потребителя). В отпускную цену включаются все расходы по транспортировке, а также погрузочно-разгрузочные затраты, связанные с доставкой продукции до покупателя.
Самыми низкими по уровню из перечисленных видов цен являются цены франко-склад поставщика и самыми высокими — франко-склад покупателя. Использование того или иного вида франко-цен обусловливается особенностями продукции, сложившимися традициями в торговле. Например, при поставках внутри города применяются цены франко-склад предприятия-изготовителя. На сложно-техническую продукцию, продукцию химической промышленности, как правило, устанавливаются цены франко-склад поставщика или франко-станция отправления. Многие виды машин, оборудования принимаются или приобретаются заказчиком непосредственно на предприятии-изготовителе и оплачиваются по ценам франко-склад поставщика.
Цены франко-станция назначения обычно устанавливаются на нефть и нефтепродукты, газ, лес, привозные строительные материалы, т.е. те виды продукции, которые повсеместно широко применяются в промышленности, строительстве в качестве сырья, материалов, топлива. В этом случае поставщик выбирает определенную станцию в качестве базисного пункта и устанавливает одну цену для всех близко расположенных покупателей. В эти цены включаются усредненные транспортные расходы по доставке продукции, сложившиеся в предшествующем периоде (в процентах к отпускной цене).
Если цены были согласованы на условиях франко-станция назначения, а покупатель вывез продукцию самостоятельно, предприятие-изготовитель обязано возместить ему 50 % фактически понесенных транспортных расходов.
Продавцы, испытывающие затруднения со сбытом продукции или заинтересованные в поддержании долговременных отношений с определенными покупателями чаще всего используют цены франко-склад покупателя. Следует заметить, однако, что установление цен с включением значительной части транспортных расходов в действующих условиях ведет к их завышению, поскольку пропорционально увеличиваются размеры включаемых в цены косвенных налогов и неналоговых платежей, что делает товар менее конкурентоспособным.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б