logo
Ценообразование КОНСПЕКТ

5.5 Учет условий поставки в ценах

В зависимости от условий поставки продукции, определяемых договором, наличия транспортных средств у продавца и покупателя, характера продукции в торговле на внутреннем рынке могут использоваться различные виды цен франке. Вид франко-цен указывает на то, до какого звена на пути продвижения продукции к потребителю оплачивает транспортные расходы поставщик.

Использование цен с учетом включения в них различной величины транспортных расходов означает установление для потребителей в разных частях страны разных цен и характеризует географический принцип ценообразования. Этот принцип на практике реализуется по-разному.

Традиционно на внутриреспубликанском рынке используется несколько наиболее распространенных видов цен франко, соответствующих различным условиям поставки, которые можно разделить на две группы. Первая группа включает цены, тяготеющие к местам производства или отправки продукции. В их числе:

- франко-склад поставщика (предприятия-изготовителя, хозяйства и др.). При выборе этого вида цен все расходы по транспортировке продукции от предприятия-поставщика до покупателя (или потребителя) оплачивает покупатель. Расходы по доставке продукции в цену не включаются. В рекламных объявлениях нередко можно встретить предлагаемые условия поставки — самовывоз. Они как раз и соответствуют ценам франко-склад поставщика;

- франко-станция (порт, пристань) отправления. При таких условиях поставщик продукции, отгружая ее иногородним покупателям, включает в отпускную цену расходы по доставке продукции до станции отправления, взвешиванию и отправке. Остальные транспортные расходы по доставке продукции покупатель оплачивает сверх цены. По действующему законодательству транспортные расходы в этом размере можно относить на себестоимость продукции. Остальные затраты по доставке выделяются в качестве самостоятельных элементов в цене в зависимости от того, используется собственный или привлеченный транспорт (в товарно-транспортных накладных они указываются отдельной строкой);

- франко-транспортное средство (вагон, баржа или борт парохода, самолета) станция отправления. В отпускную цену включаются не только расходы по доставке продукции до станции ее отправления, но и затраты по погрузке продукции в транспортное средство.

Во второй группе объединяются виды цен, тяготеющие к местам потребления или доставки продукции:

- франко-транспортное средство станция назначения. В отпускную цену включаются расходы по доставке продукции до станции назначения и расходы по перегрузке ее в пути следования;

- франко-станция назначения. Использование этих условий поставки означает, что в отпускную цену включаются все расходы по доставке продукции до станции назначения, а также выгрузка товара из транспортного средства;

- франко-склад покупателя (потребителя). В отпускную цену включаются все расходы по транспортировке, а также погрузочно-разгрузочные затраты, связанные с доставкой продукции до покупателя.

Самыми низкими по уровню из перечисленных видов цен являются цены франко-склад поставщика и самыми высокими — франко-склад покупателя. Использование того или иного вида франко-цен обусловливается особенностями продукции, сложившимися традициями в торговле. Например, при поставках внутри города применяются цены франко-склад предприятия-изготовителя. На сложно-техническую продукцию, продукцию химической промышленности, как правило, устанавливаются цены франко-склад поставщика или франко-станция отправления. Многие виды машин, оборудования принимаются или приобретаются заказчиком непосредственно на предприятии-изготовителе и оплачиваются по ценам франко-склад поставщика.

Цены франко-станция назначения обычно устанавливаются на нефть и нефтепродукты, газ, лес, привозные строительные материалы, т.е. те виды продукции, которые повсеместно широко применяются в промышленности, строительстве в качестве сырья, материалов, топлива. В этом случае поставщик выбирает определенную станцию в качестве базисного пункта и устанавливает одну цену для всех близко расположенных покупателей. В эти цены включаются усредненные транспортные расходы по доставке продукции, сложившиеся в предшествующем периоде (в процентах к отпускной цене).

Если цены были согласованы на условиях франко-станция назначения, а покупатель вывез продукцию самостоятельно, предприятие-изготовитель обязано возместить ему 50 % фактически понесенных транспортных расходов.

Продавцы, испытывающие затруднения со сбытом продукции или заинтересованные в поддержании долговременных отношений с определенными покупателями чаще всего используют цены франко-склад покупателя. Следует заметить, однако, что установление цен с включением значительной части транспортных расходов в действующих условиях ведет к их завышению, поскольку пропорционально увеличиваются размеры включаемых в цены косвенных налогов и неналоговых платежей, что делает товар менее конкурентоспособным.