5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
Успех деятельности любого предприятия зависит от того какие затраты оно несет. Основным структурным элементом цены выступают издержки в форме себестоимости, которые обеспечивают простое воспроизводство производственных фондов, рабочей силы, природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот.
Определение себестоимости единицы продукции предприятием-изготовителем в рамках действующего в республике законодательства представляет собой обязательный и один из самых ответственных этапов процедуры обоснования цены. Однако, в развитой рыночной экономике себестоимость не рассматривается как исходная база при формировании цены, а представляет собой нижнюю границу возможного уровня цены, которая определяется прежде всего рыночными факторами. При этом различают долгосрочный и краткосрочный нижние пределы цен. Первый показывает, какую цену нужно установить, чтобы возместить полную себестоимость продукции, а второй предел определяется частью полной себестоимости – суммой переменных затрат.
При калькулировании себестоимости затраты могут группироваться по различным признакам. Они делятся на основные и накладные, прямые и косвенные, переменные и постоянные, производственные и внепроизводственные (коммерческие). При всем различии признаков классификации эти группировки охватывают очень похожий набор затрат.
Распределение затрат на основные и накладные осуществляется в зависимости от участия их в технологическом процессе. Основные затраты непосредственно связаны с технологией производства конкретного изделия и определяют характер его потребительских свойств. К накладным расходам относят затраты, обусловленные не созданием продукции, а обслуживанием и управлением производства.
Деление расходов на прямые и косвенные связано с особенностями включения расходов в себестоимость конкретного изделия. Прямыми называют расходы, которые по документам можно точно отнести или списать на производство товара. Косвенные, такие как общепроизводственные или общехозяйственные и некоторые другие, невозможно непосредственно рассчитать на единицу продукции. Поэтому первоначально с помощью смет определяют их общую сумму в целом по предприятию за определенный период времени, а затем распределяют их по косвенным признакам (пропорционально какому-либо показателю себестоимости, относящемуся к прямым затратам).
Отнесение затрат к переменным или постоянным осуществляется в зависимости от характера их связи с объемом производства. В частности, переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему выпуска продукции (сырье, основные материалы, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата производственных рабочих). Постоянные или условно-постоянные затраты (связанные с управлением, обслуживанием производства) относительно стабильны и существенно не зависят от изменения объема выпуска продукции.
Распределение затрат на производственные и внепроизводственные осуществляется в соответствии с характером их участия в производстве и реализации товара. К производственным относят расходы, которые связаны с изготовлением продукции в соответствии с технологией и производственным процессом. Внепроизводственные (коммерческие) расходы возникают в процессе доведения товара до потребителя (тара и упаковка, маркетинговые расходы, реклама, транспортировка и некоторые другие).
Важную роль в практике планирования играет классификация затрат по элементам и статьям расходов.
Сущность классификации по элементам состоит в том, что каждый элемент затрат включает однородные по экономическому характеру расходы, которые в совокупности составляют себестоимость. Такая группировка позволяет установить соотношение затрат живого и овеществленного труда, увязать планирование себестоимости с другими формами планирования (сырья и материалов, заработной платы, материально-технического обеспечения и др.). На основе этой группировки составляется смета затрат на производство. К числу основных элементов при этом относятся:
- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
- расходы на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты.
Суть классификации затрат по калькуляционным статьям заключается в том, что прямые затраты выделяются в отдельные самостоятельные статьи расходов в виде однородных экономических элементов, а косвенные отражаются в форме комплексных статей расходов. На основе такой группировки чаще всего исчисляется себестоимость единиц различных видов продукции при определении цен, особенно на крупных предприятиях.
В мировой практике используется два основных способа определения себестоимости: на основе полных и сокращенных затрат. Калькулирование по полным затратам (полной себестоимости) представляет собой включение всех затрат, независимо от характера их происхождения в себестоимость единицы продукции. Такая система планирования затрат используется в практике отечественных предприятий и соответствует калькулированию по статьям расходов.
За рубежом широкое распространение получили различные разновидности калькулирования по сокращенным затратам, т.е. по переменным.
На базе сокращенных затрат учитываются только переменные издержки на единицу продукции. Средняя величина покрытия (маржинальная прибыль) равна цене реализации (выручка от продаж ) за вычетом средних переменных издержек.
Маржинальная прибыльиспользуется для возмещения постоянных издержек.
Пример:
Показатели | На объем единиц | На единицу |
1. Переменные прямые затраты | 30 | 3 |
2. Переменные косвенные затраты | 8 | 0,8 |
ИТОГО переменных затрат | 38 | 3,8 |
3. Постоянные затраты | 12 | 1,2 |
Полная себестоимость (Sп) | 50 | 5 |
4. Прибыль (20%) | 10 | 1 |
5. Продажная цена (без налогов) | 60 | 6 |
Маржинальная прибыль = 60-38=22
Прибыль = 22-12=10
Преимущество этого способа проявляется в возможности выявления более выгодных видов продукции. Чем больше разница между ценой и сокращенными затратами, тем больше прибыль.
За рубежом широкое распространение получили различные разновидности калькулирования по сокращенным затратам (неполной себестоимости), т.е. по переменным затратам. При этом обоснованность затрат определяется следующим принципом: самая точная калькуляция себестоимости изделия не та, которая с помощью различных прямых и косвенных вычислений включает все расходы предприятия, а та, которая содержит конкретные затраты, непосредственно связанные с выпуском этой продукции.
Учет и анализ затрат, управление стоимостью на основе постоянных и сокращенных (переменных) затрат наибольшее распространение получили в Великобритании, США, Германии.
Величина себестоимости продукции предприятия определяет размер его прибыли, а следовательно, и налоговых отчислений в бюджет. Поэтому состав себестоимости в целях налогообложения во всех странах четко регламентируется государственными органами. В практике развитых зарубежных стран нет узаконенного порядка формирования затрат в ценообразовании. Как калькулировать себестоимость конкретного изделия, которая часто является коммерческой тайной, использовать фактическую, нормативную или плановую себестоимость, по полным или сокращенным затратам — все эти вопросы предприятие, фирма решает самостоятельно. Главное, чтобы цена оказалась привлекательной для покупателя, а, следовательно, рыночной, и товар был продан.
В отечественной практике полный перечень затрат, установленный в централизованном порядке в целях налогообложения, является также обязательным при калькулировании себестоимости изделия в ценообразовании. В основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость, отмечено, что перечень калькуляционных статей должен определяться отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Однако следует заметить, что с отходом от отраслевой структуры управления национальной экономикой и в условиях расширения самостоятельности предприятий в последние годы планированию себестоимости была отведена неоправданно второстепенная роль.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б