2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами соотношение спроса и предложения, которое и определяет рыночную конъюнктуру. На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит производитель-продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Выше этой цены рыночная цена подняться не может — у потребителей больше нет денег на покупку.
У производителей-продавцов другие интересы. Они заинтересованы в продаже товара подороже и поэтому предлагают цены предложения. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда производство и сбыт становятся нерентабельными. Это несовместимо с экономическим интересом производителя-продавца. Чем ниже цена предложения, тем меньшее количестве товаров поступит в продажу. У многих производителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой цены, поэтому они понесут убытки.
Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний.
Равновесие — закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается стабильность экономической системы в целом.
Рынок — это динамичное явление с тенденцией к постоянным переменам. Поэтому говорить о существовании условий для идеального равновесия не приходится. Рыночным равновесием считают такую точку, вокруг которой предложение и спрос совершают движение без видимых изменений рыночной конъюнктуры.
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а соответствующая ей цена — равновесной.
*
Р
ДS
Е
О Q
Рисунок 4 - Рыночное равновесие
Только в точке Е цена устраивает одновременно и покупателя и продавца. Равновесная цена – это цена при которой величина спроса со стороны покупателей совпадает с величиной предложения со стороны продавцов. Если цена поднимается выше точки равновесия (Е), она будет стимулировать наращивание производства, образуется излишек товара. Между производителями данного товара начнется конкуренция, в результате чего цена на товар начнет снижаться. Если же цена установится ниже равновесной, то она обострит конкуренцию между покупателями. Это приведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к ее равновесному значению. Так происходит колебание спроса и предложения вокруг цены равновесия, и благодаря конкуренции устанавливается рыночное равновесие.
Таким образом, рыночный механизм ценообразования – это взаимодействие основных рыночных рычагов: цены, спроса, предложения, издержек производства, прибыли и других. Эти показатели определяют конъюнктуру рынка, которая реагирует по-разному, в зависимости от наиболее характерных рыночных ситуаций (спрос меньше предложения, спрос больше предложения, спрос равен предложению).
Таким образом, для понижающейся конъюнктуры рынка характерна ситуация, когда спрос меньше предложения (снижается цена). Такое положение называется рынком покупателя.
Когда спрос больше предложения, увеличивается количество сделок. Такое состояние называется рынком продавца. Содержание рыночной конъюнктуры можно определить как общее положение рыночных отношений в каждый данный момент времени.
Конъюнктура имеет ряд характерных черт:
1) является непостоянной, присущи частые колебания;
2) противоречивой, т.к. различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии как подъема, так и падения;
3) неравномерность конъюнктуры, т.е. производство одних товаров падает или растет более высокими темпами, других - менее.
К постоянно действующим факторам, влияющим на конъюнктуру, относят:
- НТП ( научно-технический прогресс);
- концентрацию производства и капитала;
- милитаризация экономики;
- инфляция;
- сезонность в производстве и потреблении товаров. К непостоянным факторам относят:
а) социальные конфликты (забастовки);
б) стихийные бедствия;
в) спекулятивные факторы;
г) международные и внутренние политические кризисы и т.д.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б