logo
Ценообразование КОНСПЕКТ

5.2 Основные этапы установления цены

Формирование цены представляет собой сложный процесс, который включает следующие основные этапы:

  1. Исследование типа рынка.

  2. Постановка задач ценообразования.

  3. Определение спроса на товар.

  4. Определение издержек.

  5. Анализ цен конкурентов.

  6. Выбор метода ценообразования.

  7. Выбор рыночной стратегии ценообразования.

  8. Установление окончательной цены.

Выбор той или иной ценовой политики предприятия и определение продажной цены товара это сложный процесс (см. схему).

Основные этапы:

1-ый этап: Исследование типа рынка – необходимо изучить особенности ценообразования на различных типах рынков:

- при свободной конкуренции

- при монополистической конкуренции

- при олигополии

- при чистой монополии

При проведении исследования рынка его необходимо оценить по следующим критериям:

1) Число продавцов и покупателей товара.

2) Степень чувствительности к конкурентам.

3) Взаимозаменяемость и однородность товара.

  1. Характер поведения продавца.

В зависимости от этих факторов и выделяют 4 основных типа рынка.

2-ой этап: После определения типа рынка надо определить задачи (цель) ценообразования . Они могут быть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Целей может быть несколько. Наиболее существенными которые ставит перед собой предприятие или фирма являются следующие:

1) Сохранение существующего положения – эта цель может рассматриваться как краткосрочная.

2) Краткосрочная максимизация прибыли. Чтобы ее обеспечить надо определять спрос и издержки по каждому товару по определенной цене.

3) Максимизация продаж. То есть устанавливается минимальная цена для привлечения дополнительного сегмента рынка.

4) Лидерство в качестве. То есть рост качества оправдывает рост цены, привлекая потребителей, наиболее чувствительных к уровню качества.

3-ий этап: Определение спроса на товар – это один из важнейших этапов обоснования цен. Спрос формирует максимальную цену (минимальная цена формируется издержками). Величина спроса зависит от ряда факторов:

1) Потребность покупателя в данном товаре.

2) Изменение числа покупателей.

3) Доходы потребителя и его структура.

4) Цены замещающего товара.

5) Предпочтения товара покупателями.

6) Ожидания покупателей.

7) Характер товара.

8) Инфляция.

9) Изменения цен на факторы производства.

Спрос изображается в виде графика где показано какое количество товара потребитель желает и в состоянии приобрести по одной из возможных цен в течении определенного промежутка времени. Закон спроса отражает зависимость между ценой и спросом, степень данной зависимости определяется ценовой эластичностью спроса.

Кроме того, необходимо учитывать что:

1) Чем больше на рынке товаров являющихся заменителями данного товара, тем эластичнее спрос.

2) Чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса.

3) Эластичность спроса ниже всего на товары которые являются самыми необходимыми с точки зрения потребителя.

Если рассматривать финансовую сторону ценовой политики, то можно эластичность применить и к анализу ценовых последствий налоговых изменений. Если спрос эластичен, основную тяжесть роста налогов несет производитель, так как нельзя резко увеличить цену из-за опасения падения выручки. В обратной ситуации, когда налоги уменьшаются, то производителю в условиях эластичного спроса выгоднее снижать цену.

4-ый этап: Оценка издержек. Издержки формируют минимальную цену. Анализ издержек в ценообразовании имеет особое значение. Определение их необходимо для расчета отпускной цены (цена предложения) и для выработки эффективной стратегии ценообразования. При оценке издержек важна группировка затрат в зависимости от объема производства:

- переменные

- постоянные.

Переменные зависят от объема выпускаемой продукции (материальные затраты, трудовые затраты и др.). Постоянные не зависят от объема выпуска. Производитель несет эти расходы даже при нулевом объеме. Это расходы на содержание предприятия, управление и др. Распределение затрат на постоянные и переменные целесообразно осуществлять для любого предприятия путем анализа конкретных статей затрат.

5-ый этап: Анализ цен конкурентов. Позволяет установить цену между ее минимальной и максимальной величинами, определенными исходя из затрат и спроса. Исследуя цены конкурентов целесообразно организовать систематический сбор информации, её оценку, анализ специалистами и довести ее до тех, кто принимает участие в принятии решений о ценовой политике (Приложение Б).