logo
Ценообразование КОНСПЕКТ

3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений

К ограничению конкуренции на рынке могут привести различные ценовые со­глашения, которые в республике запрещены. Выявление и пресечение антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах осуществляется в соответ­ствии с разработанной антимонопольными органами инструкцией.

Антиконкурентные ценовые соглашения можно условно разделить на два вида: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные соглашения заключаются в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание определенного уровня цен, в том числе на аукционах и торгах. Такие соглашения могут быть направлены на поддержание чрезмерно высоких или чрез­мерно низких цен. При этом в первом случае целью соглашения обычно является по­лучение дополнительной прибыли за счет потребителя. Во втором случае договорен­ности между предприятиями направлены на ограничение доступа на рынок новых предприятий в период их вероятного входа. После устранения этой угрозы цены повышаются с таким расчетом, чтобы компенсировать потери, вызванные их времен­ным понижением.

Вертикальные соглашения между предприятиями представляют собой соглаше­ния неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доми­нирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем. Пос­тавщик при этом применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которо­го состоит в установлении минимальной цены, по которой продукция должна быть реализована потребителям.

Формы ценовых соглашений могут быть различными. В их число входит сговор по определению цен на товары и оказываемые услуги, устанавливаемый в устном или письменном виде и касающийся непосредственно определения цен (установле­ние одинаковых цен, согласование изменения цен, дифференциации цен, скидки с цен, условия кредитования и т.д.).

Предметом соглашения могут быть условия, влияющие на установление цены, в частности, применение единообразного прейскуранта, использование специфи­ческих методов бухгалтерского учета и расчета себестоимости, использование ог­раничений на объемы производства (например, установление квот), требование от­числений взносов с каждой сделки в специальный фонд, организацию и др.

Разновидностью ценовых соглашений является также обмен информацией в об­ласти цен, в первую очередь на рынках, имеющих монополистическую структуру. Обмен информацией о текущих ценах или количествах — это замена формального соглашения о ценах, так как такого рода информация — это все, что необходимо для того, чтобы сговор заработал. Еще в большей степени это относится к информа­ции о будущих ценах.

Ценовые соглашения выявляются в ходе поэтапного проведения экспертизы. На первом этапе устанавливается круг предприятий, участвующих в соглашении, определяется соответствующий товарный рынок и проводится анализ этого товар­ного рынка. В процессе анализа выявляется круг параметров, по которым могут конкуриро­вать предприятия, и какое место среди них занимает цена товара. На рынках, где затруднена или практически исключается иная конкуренция, кроме ценовой, легко заключить соглашение и осуществлять надзор за его исполнением со стороны участ­ников соглашения. Если же субъекты хозяйствования могут конкурировать по дру­гим параметрам, кроме цен, то ценовое соглашение может не представлять угрозу конкуренции.

На рынках, где присутствует небольшое число продавцов, могут быть ограни­чены возможности входа на рынок новых продавцов ввиду большой суммы первоначального капитала, недостатка специалистов или отсутствия ноу-хау, убежде­ния, что в данной отрасли низкие прибыли или продукт неудобен для транспорти­ровки. При наличии незначительных препятствий входу на рынок или существова­ния продуктов-заменителей сговор ни к чему не приведет, поскольку у предприя­тий просто не будет стимула присоединяться к сговору. Новые предприятия смогут продавать свой товар по более выгодным ценам. Потребители же смогут выбрать товар по более умеренным ценам.

Кроме анализа рынка проводится анализ особенностей товара, в ходе которо­го устанавливаются:

- виды потребления товара и связанные с ними типы потребителей. Диффе­ренциация потребителей товара по видам потребления может явиться причиной разницы в ценах на поставляемый товар, что затрудняет заключение ценового соглашения;

- насколько однородны товары у разных поставщиков. С одной стороны, по однородным товарам другие виды конкуренции (кроме ценовой) затруднены, а с другой - облегчена возможность согласования цен;

- наличие взаимозаменяемых товаров. В случае, когда товары взаимозаме­няемы, ценовой сговор практически не имеет смысла;

- насколько схожи условия производства товаров у различных производи­телей. Схожесть условий производства и сопоставимость издержек производст­ва товара способствуют установлению единых цен и заключению соглашения;

- насколько велика в стоимости товара доля постоянных издержек. Высокая доля постоянных издержек в стоимости товара затрудняет возможность маневра ценами в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры. В таких случаях угроза войны цен, приводящей к существенным потерям для поставщиков, стимулирует их на заключение соглашений по поддержанию цен;

- особенности системы налогообложения для производителей и посредни­ков товара (разница в величине налогов может способствовать появлению со­глашений вертикального типа).

На втором этапе экспертизы определяется, способен ли кто-либо из участников соглашения в отдельности или все вместе путем согласованных действий ограничи­вать конкуренцию. Критериями ограничения или препятствия для развития конку­ренции могут служить влияние соглашения на независимость принятия экономиче­ских решений предприятий, на предложение и соотношение спроса и предложения товаров на рынке.

Если хотя бы один из этих критериев выполняется, следует рассматривать со­глашение как ограничивающее конкуренцию. Если же выяснится, что участники соглашения не в состоянии оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруд­нять доступ на рынок другим субъектам хозяйствования или иным образом огра­ничивать свободу их экономической деятельности, то экспертиза прекращается.

При доказательстве выявленных ценовых соглашений в первую очередь обра­щается внимание на документальное подтверждение сговора. Такие подтвержде­ния можно получить на основании анализа условий контрактов, договоров, сче­тов, накладных, прейскурантов, платежных поручений и т.д.

Прямые доказательства ценовых соглашений могут быть найдены чаще при верти­кальных соглашениях, ограничивающих конкуренцию, так как различные ограничи­тельные положения иногда включаются в договор поставки и другие договоры, заклю­чаемые изготовителем продукции и торгово-посреднической организацией (включают работы и услуги по ремонту по высокой договорной цене, произвольное установление скидок и надбавок, навязывание дополнительных условий, прейскурантов). Возможны также косвенные доказательства в виде обмена информацией между представителями предприятий посредством личных встреч, телефонных переговоров, телексов и факсимильной связи, публичного объявления цен (распространение нового прейскуранта, ценовой рекламы) потребителям, агентам и посредникам, в том числе через различного рода объединения (ассоциации), куда входят предприятия.

При доказательстве ценовых соглашений следует учитывать, что не всякое со­гласованное действие может квалифицироваться как антиконкурентное соглаше­ние. При наличии небольшого числа предприятий на рынке, а также имеющегося дефицита товара может иметь место согласованность их действий по установлению цен, т.е. параллельное поведение.

Доказать параллельность действий на рынке недостаточно, необходимо изу­чить формы ограничения конкуренции, которые свидетельствуют о наличии анти­конкурентного ценового соглашения. К ним можно отнести ограничение доступа других хозяйствующих субъектов на рынок при наличии неудовлетворенности спроса и достаточно высокого уровня рентабельности, ограничение доступа к сы­рью и материалам других производителей, желающих выйти на этот рынок, огра­ничение доступа к товаропроводящей сети.

В случае подтверждения факта запрещенных ценовых соглашений органы по антимонопольной политике имеют право выдавать предприятиям обязательные для исполнения предписания о прекращении незаконных соглашений, восстановле­нии уровня цен и тарифов, действующих до вступления в силу антиконкурентного соглашения с учетом уровня инфляции, о расторжении или изменении договоров, противоречащих закону, а также налагать штрафы на субъекты хозяйствования и должностных лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.