4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
производства
Одним из наиболее распространенных из этой группы методов в отечественной практике является затратный метод. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли и косвенные налоги. Затратный метод является популярным и в зарубежной практике ценообразования. Это связано с рядом причин. Во-первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе, поэтому данный метод достаточно прост. Во-вторых, этот метод является наиболее справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупателям. Недостаток затратного метода в том, что в цене товара не учитывается конъюнктура рынка и потребительские свойства товара. В отечественном ценообразовании затратный метод применяют в следующих случаях:
на принципиально новую продукцию, когда ее невозможно сопоставить с какой-либо и не известна величина спроса;
на продукцию производимую по разовым заказам, с индивидуальным характером производства;
на товары, услуги, спрос на которые ограничен платежеспособностью населения;
на продукцию предприятий-монополистов;
во внутрипроизводственном ценообразовании.
Агрегатный метод используется по товарам, состоящим из сочетаний отдельных изделий, а также продукции собранной из унифицированных эле- ментов, узлов, деталей. Цена, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных элементов (изделий), которые уже ранее были определены с добавлением затрат по их сборке или компоновке.
Метод структурной аналогии эффективен в производствах с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных изделий (услуг, работ). Суть его в том, что определяют структуру себестоимости на основании фактических (статистических) данных по однотипной продукции. В качестве основных элементов себестоимости, чаще всего используют материальные затраты (МЗ) или оплату труда (ЗП). Затем, зная абсолютную величину МЗ (ЗП) по новому изделию и удельный вес этих затрат по аналогичному изделию можно рассчитать себестоимость нового изделия по формуле
, (5)
где SН.ИЗД. – себестоимость нового изделия;
МЗ (ЗП)Н – абсолютное значение материальных затрат (заработной платы), при производстве нового изделия.
Умз(зп) – доля материальных затрат (заработной платы) в себестоимости аналогичного товара.
Зная себестоимость нового изделия можно рассчитать отпускную цену путем добавления к себестоимости прибыли и косвенных налогов.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б