logo
Ценообразование КОНСПЕКТ

3.4 Контроль за соблюдением законодательства о

ценообразовании

Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за со­блюдением законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и при­нципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствова­ния. Последние несут ответственность за нарушение обязательных норм и правил в сфере ценообразования.

По мере расширения сферы формирования рыночных отношений контроль за ценами претерпевает существенные изменения. Если в условиях административно­го управления экономикой он заключался исключительно в выявлении нарушений законодательных актов по установлению цен и наказанию за их допущение, то с увеличением доли свободных рыночных цен функции контроля заметно расширя­ются. Они направлены прежде всего на получение информации о складывающихся тенденциях в изменениях цен, а также на предупреждение, ограничение и пресече­ние нарушений действующей дисциплины цен.

Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который оп­ределяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Коми­тет цен при Министерстве экономики республики. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют отделы цен облисполкомов и Минско­го горисполкома, а также инспекции по контролю за ценами в городах и районах. В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с министерствами и ве­домствами, на которые возложена ответственность за установление и применение цен на подведомственных предприятиях. Проверкой правильности установления и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, налого­вые инспекции, органы статистики. В процессе контроля решается целый ряд задач, в числе которых:

- социально-экономический анализ формирования цен, их динамика, изме­нения структуры, соответствия реальным условиям производства и реализации продукции; «проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включения в них необоснованных затрат и прибыли;

- проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах;

- внесение в соответствующие органы управления предложений о ведении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги;

- оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах це­нообразования;

- выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устране­нии нарушений дисциплины цен, причин и условий их порождающих;

- принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством;

- проведение экспертизы цен на важнейшие социально значимые товары и продукцию базовых отраслей промышленности;

- определение условий расчетов и уровня цен на продукцию, поставляемую в государства — участники СНГ на эквивалентной основе (по клирингу) исходя из интересов республики.

Для осуществления контроля субъекты хозяйствования при реализации това­ров обязаны указывать в товарно-сопроводительных, платежных документах сво­бодную отпускную цену предприятия-изготовителя или импортера, ее количест­венные и качественные характеристики. При поставке продукции через оптовые или снабженческо-сбытовые предприятия в товарно-сопроводительных, платеж­ных документах в обязательном порядке должен отражаться размер оптовой на­ценки.

Работники органов контроля имеют право получать от министерств, ведомств, субъектов хозяйствования материалы и документы, необходимые для установле­ния, согласования и применения цен, беспрепятственно посещать министерства, ведомства предприятия всех форм собственности для осуществления контроля, привлекать к контрольным проверкам квалифицированных специалистов.

В республике действует порядок применения экономических санкций за нару­шение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятия­ми законов, правил и норм по ценообразованию. К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:

- завышение или занижение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги (фиксированных или предельных цен, предельных уровней рентабельности или коэффициентов повышения цен и тарифов);

- завышение отпускных цен на продукцию предприятий-монополистов, за­регистрированных при декларировании в органах ценообразования;

- несоблюдение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары без регистрации этих цен;

- завышение или занижение размеров налогов и неналоговых платежей или невключение их в состав цены, если это предусмотрено законодательством;

- отсутствие экономического обоснования цен, тарифов;

- применение цен, наценок, тарифов, установленных для предприятий об­щественного питания, сферы обслуживания, культуры, не соответствующих тре­бованиям по отнесению предприятия к определенному разряду (категории);

- включение в стоимость услуг (в том числе туристических путевок) факти­чески невыполненных работ или выполненных не полном объеме, предусмот­ренных их стоимостью;

- несоблюдение порядка купли-продажи товаров в посреднической деятель­ности;

- нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования цен и тарифов; использование завышенных оптовых и розничных торговых надбавок (скидок) при ограничении их уровня;

- реализация продовольственных товаров сверх нормативных сроков реали­зации (с разрешения специально уполномоченных государственных органов) без уценки.

Перечень нарушений дисциплины цен может меняться по мере сужения или расширения рамок государственного регулирования цен, изменения его форм и методов.

Контроль за ценами должен быть действенным. Это означает, что по выявлен­ным в процессе проверки недостаткам в области формирования и применения цен должны быть приняты адекватные меры. Органы ценообразования имеют право принимать решения о применении экономических санкций за нарушение дисципли­ны цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством. В их числе:

- выручка, необоснованно полученная в результате нарушения уровня регу­лируемых цен, и штраф в таком же размере подлежат изъятию в доход соответст­вующего бюджета с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном по­рядке, а с предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, — в судебном порядке. При повторном аналогичном нару­шении дисциплины цен в течение года штраф взимается в двойном размере;

- при неоднократном выявлении фактов необоснованного завышения или занижения цен субъектами хозяйствования, независимо от формы собственнос­ти, органы ценообразования имеют право вводить для них режим государствен­ного регулирования цен, а также входить в хозяйственный суд с представлением о возбуждении дела о ликвидации предприятий негосударственных форм собст­венности и о прекращении предпринимательской деятельности лицами, занима­ющимися ею;

- в случае неправильного или ненадлежащего оформления платежных доку­ментов, что может привести к завышению цен (наценок), органы контроля вправе наложить как на продавца, так и на покупателя продукции штраф в размере до 10 % ее стоимости;

- превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары, услуги, работы при их реализации без регистрации цен в установлен­ном порядке влечет за собой взыскание дохода, полученного в результате превы­шения цен, и наложение штрафа в двукратном размере полученного дохода;

- если товары реализуются с нарушением установленного порядка регистра­ции цен (тарифов), а также при отсутствии экономического обоснования применяе­мых цен, на предприятие может быть наложен штраф в размере до 30 % стоимости продукции;

- отсутствие экономического обоснования товарообменной операции или использование в нем недостоверных сведений влечет за собой штраф в размере до 10 % от стоимости фактически исполненной товарообменной операции;

- при нарушении пределов продажных цен в посреднической деятельности органами ценообразования изымается разница в размере этого превышения, а также налагается штраф в двукратном размере этой разницы;

- при предоставлении недостоверной информации предприятиями-монопо­листами при декларировании цен органами ценообразования может быть нало­жен штраф в размере до 15 % стоимости продукции;

- нарушение порядка хранения решений об установлении цен на производи­мые и ввозимые на территорию республики товары, а также порядка предостав­ления информации о ценах в Министерство экономики наказывается штрафом в размере до 10 % стоимости реализованных товаров, в части цен, на которые про­изведено нарушение.

Результаты контрольных проверок позволяют получить необходимую инфор­мацию для корректировки политики ценообразования в сложный переходный пе­риод. В 2000 г. для того чтобы улучшить информационное обеспечение и обеспе­чить более действенный контроль за ценообразованием в республике, правительством было принято специальное постановление. Этим постановлением предприя­тия и предприниматели обязаны не менее трех лет хранить у себя решения об уста­новлении цен на производимую ими продукцию, а также товары, ввозимые на тер­риторию Беларуси в режиме "выпуск товаров для свободного обращения". Инфор­мация о ценах должна представляться в Министерство экономики в течение пяти дней с даты принятия решения об установлении цен.

Повышению эффективности проводимой ценовой политики в стране способст­вует также проведение ценового мониторинга, который осуществляется как орга­нами ценообразования, так и службами государственной статистики.

Современный ценовой мониторинг включает в себя наблюдение за ценами производителей продукции по отраслям промышленности, потребительских цен на товары народного потребления, тарифов на производственные и непроизводст­венные услуги, пропорции в ценах на промышленную и сельскохозяйственную продукцию (паритет цен), сопоставление национальных цен с ценами на аналогич­ную продукцию других государств и др. Собираемая информация крайне необхо­дима для обеспечения сопряженности ценовой политики с внутренней и внешней государственной экономической политикой, политикой по социальным вопросам, направлениями развития агропромышленного и других комплексов страны и т.д.