logo
Ценообразование КОНСПЕКТ

3.1 Система государственного ценового регулирования в

Республике Беларусь

Практика цено­образования и систем цен на рынке агропродовольственной продукции характеризуются многообрази­ем самих цен и сложностью ее «построения». Это объясняется тем, что ценовое саморегулирование рынка через свободные цены в процессе товарно-денежного обмена дополняется их государственным регулированием. А это значит, что хотя в основе ме­ханизма рыночной конкуренции лежит экономичес­кая свобода - в реальной действительности свобод­ной конкуренции в цивилизованных странах давно не существует, как и полностью свободного рынка труда, капитала, земли. И это соответствует извест­ной мудрости: жить в обществе и быть независимым от него - нельзя.

Государственная ценовая политика, как показывает опыт других стран, может реализовываться двумя путями: в форме резкого перехода с помощью активной либерализации цен или путем плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по мере создания необходимых условий, конкурентной среды с системой государственного регулирования ценообразования.

В последнее время в республике принят ряд законодательных и нормативных документов (приложение А), определивших государственную политику в области ценообразования на ближайшую и долгосрочную перспективу. Этими документами определен курс на дальнейшую либерализацию цен, переход к свободному формированию цен и тарифов. Однако, учитывая специфику экономики Республики Беларусь, важным инструментом ценовой политики остается контроль и регулирование процессов ценообразования со стороны государства. Основная цель этого регулирования – обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики. Государственное регулирование цен базируется на использовании механизмов свободного ценообразования и государственного регулирования, прежде всего, на продукцию и услуги жизненно важные для населения, а также предприятий-монополистов. Основные направления в ценовой политике Республике Беларусь нашли отражение в разработанной и принятой в 1999 году Концепции ценообразования в Республике Беларусь (Закон РБ «О ценообразовании» от 10.05.1999). Согласно данной концепции необходимо создание такого механизма ценообразования, который создавал бы условия для эффективного использования ресурсов, повышение конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государства, экономической политики при сохранении равновесия на рынке. Приоритетной задачей выступает достижение высоких социальных результатов (обеспечение достойного прожиточного минимума). Основную методологическую и практическую работу по регулированию и контролю за ценами осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь и созданный в его структуре Департамент антимонопольной и ценовой политики совместно с министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, а также облисполкомами. Законом РБ «О ценообразовании» (от 10.05.1999), Указом Президента РБ «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в РБ» (от 19.05.1999) были определены главные составляющие политики цен. Учитывая финансовую нестабильность национальной экономики, в тактическом плане предусматривается усиление роли государства в сфере регулирования цен. В качестве основных принципов определены следующие:

- сочетание свободных и регулируемых цен;

- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

- установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытия экономически обоснованных затрат и получение достаточной суммы прибыли;

- осуществление государственного контроля за законодательством в области ценообразования.

Правовые основы государственной политики в области ценообразования в республике, а также сфера применения свободного и регулируемого ценообразова­ния, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование цено­образования и контроль за ним, были заложены в законе Республики Беларусь "О ценообразовании" (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления.

Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнер­гию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохране­ния, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторых других.

Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их терри­тории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммуналь­ные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транспортом, продук­цию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

- установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;

- определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;

- обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на про­изводимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

- установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей эконо­мики, услуги естественных монополий;

- установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и мини­мальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортиру­емые товары) цен;

- ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые това­ры, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

- ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;

- обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) опера­циях;

- индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспор­том, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

- декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминиру­ющее положение на рынке;

- ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запреще­ние установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

- контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

Средства и способы ограничения цен должны быть достаточно просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает опасность получения обратного эффекта в виде скрытого потенциала роста цен.