3.1 Система государственного ценового регулирования в
Республике Беларусь
Практика ценообразования и систем цен на рынке агропродовольственной продукции характеризуются многообразием самих цен и сложностью ее «построения». Это объясняется тем, что ценовое саморегулирование рынка через свободные цены в процессе товарно-денежного обмена дополняется их государственным регулированием. А это значит, что хотя в основе механизма рыночной конкуренции лежит экономическая свобода - в реальной действительности свободной конкуренции в цивилизованных странах давно не существует, как и полностью свободного рынка труда, капитала, земли. И это соответствует известной мудрости: жить в обществе и быть независимым от него - нельзя.
Государственная ценовая политика, как показывает опыт других стран, может реализовываться двумя путями: в форме резкого перехода с помощью активной либерализации цен или путем плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по мере создания необходимых условий, конкурентной среды с системой государственного регулирования ценообразования.
В последнее время в республике принят ряд законодательных и нормативных документов (приложение А), определивших государственную политику в области ценообразования на ближайшую и долгосрочную перспективу. Этими документами определен курс на дальнейшую либерализацию цен, переход к свободному формированию цен и тарифов. Однако, учитывая специфику экономики Республики Беларусь, важным инструментом ценовой политики остается контроль и регулирование процессов ценообразования со стороны государства. Основная цель этого регулирования – обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики. Государственное регулирование цен базируется на использовании механизмов свободного ценообразования и государственного регулирования, прежде всего, на продукцию и услуги жизненно важные для населения, а также предприятий-монополистов. Основные направления в ценовой политике Республике Беларусь нашли отражение в разработанной и принятой в 1999 году Концепции ценообразования в Республике Беларусь (Закон РБ «О ценообразовании» от 10.05.1999). Согласно данной концепции необходимо создание такого механизма ценообразования, который создавал бы условия для эффективного использования ресурсов, повышение конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государства, экономической политики при сохранении равновесия на рынке. Приоритетной задачей выступает достижение высоких социальных результатов (обеспечение достойного прожиточного минимума). Основную методологическую и практическую работу по регулированию и контролю за ценами осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь и созданный в его структуре Департамент антимонопольной и ценовой политики совместно с министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, а также облисполкомами. Законом РБ «О ценообразовании» (от 10.05.1999), Указом Президента РБ «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в РБ» (от 19.05.1999) были определены главные составляющие политики цен. Учитывая финансовую нестабильность национальной экономики, в тактическом плане предусматривается усиление роли государства в сфере регулирования цен. В качестве основных принципов определены следующие:
- сочетание свободных и регулируемых цен;
- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
- установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытия экономически обоснованных затрат и получение достаточной суммы прибыли;
- осуществление государственного контроля за законодательством в области ценообразования.
Правовые основы государственной политики в области ценообразования в республике, а также сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, были заложены в законе Республики Беларусь "О ценообразовании" (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления.
Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторых других.
Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.
В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:
- установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;
- определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;
- обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;
- установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;
- установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;
- ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
- ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;
- обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;
- индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;
- декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
- ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);
- контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.
Средства и способы ограничения цен должны быть достаточно просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает опасность получения обратного эффекта в виде скрытого потенциала роста цен.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б