Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
Обобщение форм, методов и инструментов, предложенных разными авторами, уточнение и дополнение их позиций позволяет предложить авторскую версию механизма государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе.
Предварительно сформулируем требования к этому механизму. На наш взгляд, он должен обеспечивать:
- реализацию целевой функции государственного регулирования инвестиционной деятельности;
- взаимосвязанную реализацию интересов разных субъектов инвестиционной деятельности: государства, хозяйствующих субъектов-реципиентов, инвесторов;
- воздействие государства на условия и факторы, определяющие состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности;
- воздействие государства не только на экономику, но и социальную сферу региона;
- необходимый и достаточный уровень разнообразия инструментальной базы управления.
Полагаем, что механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе, удовлетворяющий названным требованиям, представляет собой единство пяти функциональных блоков, агрегирующих формы, методы и инструменты:
- институционального обеспечения инвестиционной деятельности;
- экономико-организационного обеспечения;
- инфраструктурного обеспечения;
- маркетингового обеспечения;
- информационного обеспечения.
1.1. Институциональное обеспечение.
В составе его форм: кластеры, иные бизнес-группы, в формировании которых участвуют региональные органов власти и управления; особые экономические зоны; технопарки; бизнес-инкубаторы; агентства по трансферу технологий; институты развития (в числе которых: инвестиционный и венчурные фонды); специализированные организации-девелоперы (соучредителями которых выступают государственные органы субъекта РФ); агентства по привлечению инвестиций; консалтинговые организации, созданные с участием органов власти субъекта РФ; региональные учебные центры по повышению квалификации менеджеров и специалистов организаций – реципиентов инвестиций.
К основным методам и инструментам, используемым властями, относятся: нормативные акты, регламентирующие порядок создания и функционирования названных форм, договоры между государством и другими субъектами (например, на трастовое управление активами государства в интегрированных структурах, передачу государственного имущества в аренду участникам кластера и др.); договоры о стратегическом партнерстве органов власти и управления субъекта РФ, органов местного самоуправления крупных муниципальных образований с бизнес-структурами в области инвестиционной деятельности; регламенты взаимодействия, с одной стороны, органов государственной власти и местного самоуправления, с другой, - бизнеса (реципиента инвестиций, инвесторов) при разработке и реализации инвестиционных проектов; административные регламенты деятельности функциональных органов исполнительных органов власти субъекта РФ, реализующих функции регулирования инвестиционной деятельности.
1.2. Экономико-организационное обеспечение.
В составе его форм: программирование социально-экономического развития региона; налогово-бюджетное регулирование; денежно-кредитное регулирование; регулирование занятости.
К основным методам и инструментам, используемым властями, относятся: целевые программы федерального, регионального, местного уровней, обеспечивающие привлечение и реализацию инвестиций (бюджетных, частных) под достижение конкретных результатов деятельности в отдельных секторах, отраслях, видах деятельности; бюджет развития субъекта РФ, изначально ориентированный на финансирование проектов, имеющих повышенную социально-экономическую значимость (инновационных, экспортоориентированных, импортозамещающих и др.); налоговые льготы инвесторам; инвестиционные налоговые кредиты; субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам банков; государственные и местные субсидии под рост числа рабочих мест; государственные и местные гарантии по кредитам частных банков; гранты органов власти регионального уровня на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки кадров; бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, субъекта РФ.
1.3. Инфраструктурное обеспечение.
В составе его форм: строительство и использование транспортной, сетевой, водохозяйственной и иных инфраструктур, необходимых для функционирования и развития хозяйствующих субъектов – реципиентов инвестиций; софинансирование работ по проектированию и строительству объектов инженерной инфраструктуры, осуществляемых частными структурами.
К основным методам и инструментам, используемым властями, относятся: проектное финансирование; каскадное финансирование (предполагает запуск бюджетных средств только после достижение определенного объема частных инвестиций); аренда объектов производственной инфраструктуры, относящихся к собственности субъекта РФ.
1.4. Маркетинговое обеспечение.
В составе его форм: позиционирование инвестиционной привлекательности региона, его муниципальных образований; сравнительный анализ стратегий привлечения инвестиций, реализуемых регионами-конкурентами на рынке инвестиционных ресурсов, разработка и реализация маркетинговой стратегии субъекта РФ.
К основным методам и инструментам, используемым властями, относятся: PR-компании инвестиционной привлекательности территории: организация участия в инвестиционных форумах, международных выставках, проведение конференций для потенциальных инвесторов, адресная рассылка информации потенциальным инвесторам.
1.5. Информационное обеспечение.
В составе его форм: мониторинг динамики и результатов инвестиционной деятельности, состояния инвестиционной привлекательности региона; составление и ведение реестров инвестиционных площадок и перспективных зон индустриального развития, составление и ведение реестров инвестиционных предложений муниципальных образований, субъектов хозяйствования.
К основным методам и инструментам, используемым властями региона, относятся: Интернет-портал, посвященный инвестиционной деятельности на территории субъекта РФ, где должны фиксироваться: инвестиционный потенциал территории и основные инвестиционные проекты, меры и условия государственной поддержки; каталоги инвестиционных проектов; рейтинги инвестиционной привлекательности региона среди других регионов страны, устанавливаемые ведущими экспертными структурами национального и международного уровней; статистические и информационные материалы, отражающие состояние условий и факторов, определяющих результаты инвестиционной деятельности региона.
Бильков А.Г.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий