logo search
От Рисина Конференции / АКт

Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе

Обобщение форм, методов и инструментов, предложенных разными авторами, уточнение и дополнение их позиций позволяет предложить авторскую версию механизма государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе.

Предварительно сформулируем требования к этому механизму. На наш взгляд, он должен обеспечивать:

- реализацию целевой функции государственного регулирования инвестиционной деятельности;

- взаимосвязанную реализацию интересов разных субъектов инвестиционной деятельности: государства, хозяйствующих субъектов-реципиентов, инвесторов;

- воздействие государства на условия и факторы, определяющие состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности;

- воздействие государства не только на экономику, но и социальную сферу региона;

- необходимый и достаточный уровень разнообразия инструментальной базы управления.

Полагаем, что механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе, удовлетворяющий названным требованиям, представляет собой единство пяти функциональных блоков, агрегирующих формы, методы и инструменты:

- институционального обеспечения инвестиционной деятельности;

- экономико-организационного обеспечения;

- инфраструктурного обеспечения;

- маркетингового обеспечения;

- информационного обеспечения.

1.1. Институциональное обеспечение.

В составе его форм: кластеры, иные бизнес-группы, в формировании которых участвуют региональные органов власти и управления; особые экономические зоны; технопарки; бизнес-инкубаторы; агентства по трансферу технологий; институты развития (в числе которых: инвестиционный и венчурные фонды); специализированные организации-девелоперы (соучредителями которых выступают государственные органы субъекта РФ); агентства по привлечению инвестиций; консалтинговые организации, созданные с участием органов власти субъекта РФ; региональные учебные центры по повышению квалификации менеджеров и специалистов организаций – реципиентов инвестиций.

К основным методам и инструментам, используемым властями, относятся: нормативные акты, регламентирующие порядок создания и функционирования названных форм, договоры между государством и другими субъектами (например, на трастовое управление активами государства в интегрированных структурах, передачу государственного имущества в аренду участникам кластера и др.); договоры о стратегическом партнерстве органов власти и управления субъекта РФ, органов местного самоуправления крупных муниципальных образований с бизнес-структурами в области инвестиционной деятельности; регламенты взаимодействия, с одной стороны, органов государственной власти и местного самоуправления, с другой, - бизнеса (реципиента инвестиций, инвесторов) при разработке и реализации инвестиционных проектов; административные регламенты деятельности функциональных органов исполнительных органов власти субъекта РФ, реализующих функции регулирования инвестиционной деятельности.

1.2. Экономико-организационное обеспечение.

В составе его форм: программирование социально-экономического развития региона; налогово-бюджетное регулирование; денежно-кредитное регулирование; регулирование занятости.

К основным методам и инструментам, используемым властями, относятся: целевые программы федерального, регионального, местного уровней, обеспечивающие привлечение и реализацию инвестиций (бюджетных, частных) под достижение конкретных результатов деятельности в отдельных секторах, отраслях, видах деятельности; бюджет развития субъекта РФ, изначально ориентированный на финансирование проектов, имеющих повышенную социально-экономическую значимость (инновационных, экспортоориентированных, импортозамещающих и др.); налоговые льготы инвесторам; инвестиционные налоговые кредиты; субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам банков; государственные и местные субсидии под рост числа рабочих мест; государственные и местные гарантии по кредитам частных банков; гранты органов власти регионального уровня на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки кадров; бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, субъекта РФ.

1.3. Инфраструктурное обеспечение.

В составе его форм: строительство и использование транспортной, сетевой, водохозяйственной и иных инфраструктур, необходимых для функционирования и развития хозяйствующих субъектов – реципиентов инвестиций; софинансирование работ по проектированию и строительству объектов инженерной инфраструктуры, осуществляемых частными структурами.

К основным методам и инструментам, используемым властями, относятся: проектное финансирование; каскадное финансирование (предполагает запуск бюджетных средств только после достижение определенного объема частных инвестиций); аренда объектов производственной инфраструктуры, относящихся к собственности субъекта РФ.

1.4. Маркетинговое обеспечение.

В составе его форм: позиционирование инвестиционной привлекательности региона, его муниципальных образований; сравнительный анализ стратегий привлечения инвестиций, реализуемых регионами-конкурентами на рынке инвестиционных ресурсов, разработка и реализация маркетинговой стратегии субъекта РФ.

К основным методам и инструментам, используемым властями, относятся: PR-компании инвестиционной привлекательности территории: организация участия в инвестиционных форумах, международных выставках, проведение конференций для потенциальных инвесторов, адресная рассылка информации потенциальным инвесторам.

1.5. Информационное обеспечение.

В составе его форм: мониторинг динамики и результатов инвестиционной деятельности, состояния инвестиционной привлекательности региона; составление и ведение реестров инвестиционных площадок и перспективных зон индустриального развития, составление и ведение реестров инвестиционных предложений муниципальных образований, субъектов хозяйствования.

К основным методам и инструментам, используемым властями региона, относятся: Интернет-портал, посвященный инвестиционной деятельности на территории субъекта РФ, где должны фиксироваться: инвестиционный потенциал территории и основные инвестиционные проекты, меры и условия государственной поддержки; каталоги инвестиционных проектов; рейтинги инвестиционной привлекательности региона среди других регионов страны, устанавливаемые ведущими экспертными структурами национального и международного уровней; статистические и информационные материалы, отражающие состояние условий и факторов, определяющих результаты инвестиционной деятельности региона.

Бильков А.Г.